Вы здесь
«ВЫ ХОТЬ ПОНИМАЕТЕ ТЕПЕРЬ, ЧЕГО ВЫ НАТВОРИЛИ?!»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Продолжающиеся в последние годы банкротство и стагнация крупных и средних промышленных предприятий становятся едва ли не главным источником социально-экономических проблем и серьезным тормозом развития на Ставрополье. Отсюда нарастающая цепочка негатива: доходная часть краевого бюджета теряет значительные финансовые ресурсы и уже более чем наполовину наполняется за счет налогов физических лиц, растет его закредитованность и дотационность. Как следствие, нет ресурсов повышать и без того низкую заработную плату работников образования, здравоохранения, культуры и в других бюджетных секторах.
Одновременно сокращается количество востребованных рабочих мест, растет безработица, а часть трудоспособного населения даже вынуждена искать работу в других регионах. В лучшем случае пополняется уже и без того избыточная армия охранников, таксистов и торговых рабочих. Причем все это происходит в достаточно благоприятные для экономического развития годы. По мнению многих экспертов и авторитетных руководителей предприятий, таких потерь однозначно можно было избежать.
Возникает закономерный вопрос - почему это происходит и от чего зависит обеспечение долгосрочной результативности этой важнейшей для краевой экономики отрасли? Но сначала обращусь к истории. Это чтобы лучше понимать сложившуюся ситуацию в промышленности края и иметь более четкое представление о том, что мы потеряли.
На Ставрополье в 1927-1928 годах работало только 7 ремонтных заводов и мастерских. В 1937 году их стало 38. А начиная с 1955 года счет их пошел на сотни. Промышленность развивалась высокими темпами. Судите сами, к 1969 году выпуск продукции по сравнению с 1913 годом увеличился в 157 раз, а машиностроения и металлообработки - почти в 600!
В 1991 году число действующих предприятий края уже составляет 3643 (в т.ч. 425 машиностроительных), из которых 22 выполняют серьезные оборонные заказы. Появляются новые заводы, оснащенные современным оборудованием и способные осваивать сложнейшие изделия с использованием новейших технологий. Они укомплектованы квалифицированными специалистами, а численность работающих на многих исчисляется уже тысячами. Это Ставропольские заводы «Сигнал», «Нептун», «Электроавтоматика», автомобильных прицепов и автокранов, Пятигорские «Импульс» и опытный ВНИИМЭМ, Изобильненский «Атлант», Буденновский «Ставролен», производственное объединение «Изумруд» и многие другие. На строящемся заводе «Аналог» в Ставрополе создается фундамент для производства синтетических сапфиров (сегодня завод «Монокристалл концерна «Энергомера»). Легкая и местная промышленность становятся одними из крупнейших в Российской Федерации, как по объемам производства, так и по численности работающих. В результате имеющийся в этот период промышленный потенциал обеспечивал стабильной работой и достойной зарплатой 288,7 тысячи человек и наряду с сельским хозяйством стал ключевым звеном краевой экономики.
В период с 1992 - 1998 г.г. по известным причинам (распад СССР, катастрофический кризис в экономике, дезинтеграция народного хозяйства, а затем разрушающий дефолт 1998 года) стали происходить остановки многих заводов и фабрик, многие из которых навсегда «исчезли с радаров». У тех, кто выжил, и тех, кого удалось сохранить, наблюдается значительный спад производства со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Приведу лишь некоторые данные. К 1998 году показатель промышленного производства в структуре ВРП Ставропольского края снизился на 8 процентов, объемы обрабатывающих производств сократились на 35 процентов, легкая промышленность «похудела» на 43 процента. Более того, крупные и средние предприятия, общее количество которых составляло 241, закончили год с убытками в размере 243 млн рублей.
В то же время благодаря принятым в тот период мерам наступает стабилизация, а в отдельных отраслях наблюдается увеличение объемов производства и позитивная динамика финансовых показателей. Об этом свидетельствует рост в крае индекса промышленного производства: 1999 г. - 108,9 процента; 2000 г. - 108,7 процента; 2001 г. - 102,9 процента. К 2007 году этот показатель увеличивается в два раза. Казалось бы, самое страшное позади и наступило время развития, но банкротство крупных заводов на Ставрополье продолжается, хотя их техническая оснащенность, созданные технологические возможности и кадровый потенциал были бы востребованы и сегодня.
Один из тех, кто прошел точку невозврата, - завод «Красный металлист», имеющий богатую многолетнюю историю и производивший деревообрабатывающее оборудование, пользовавшееся спросом даже за рубежом. Прекращена деятельность пятитысячного коллектива завода автоприцепов, ведущего производителя прицепной техники для большегрузных автомобилей. В то же время созданный взамен мощного предприятия индустриальный парк с говорящим названием «Мастер» уже на протяжении 6 лет вызывает только «индустриальный» пессимизм и не оправдывает данных краевыми властями обещаний о «новой точке роста». Практически в это же время ликвидируется фирма «Фрегат», выпускавшая крайне необходимое для мелиорации дождевальное оборудование, запасные части, а также осуществлявшее его техническое обслуживание. А в городе Ессентуки от многих производств остались только названия остановок: трикотажная фабрика, мебельная фабрика, молзавод.
Попали в «поминальный список» такие крупные предприятия, как «Микроом», «Оргтехника», полупроводниковых приборов, опытный ВНИИМЭМ, стекольные заводы «Югроспродукт» и многие другие. Совсем недавно ушел в «мир иной» ведущий производитель силовых полупроводниковых приборов в России ОАО «Оптрон-Ставрополь», хотя полупроводники в современном мире сегодня считаются «новой нефтью» и потребность в них очень большая. В Невинномысске по частям выставлен на продажу котельно-механический завод.
Более того, не успев родиться, прекратили свое существование построенные с нуля предприятия «СтавАвто» и «Ставсталь», оставив многомиллионные проблемы и безвозвратно потерянные громадные инвестиции, поскольку данные бизнес-модели оказались и не работоспособными, и не имеющие потенциала развития. Зато губернатор, выступая с отчетом в 2016 году, в части важности данных проектов с пафосом подчеркивал, что «это будущие точки роста, рабочие места и налоги». Далее, он поручил главам территорий «держать на личном контроле каждый инвестиционный проект». Но результат, как в известном выражении: хотелось как лучше, а получилось как всегда. Возникает вопрос: куда пропали «точки роста» и кто плохо контролировал «поручение», без которых у нас, судя по выступлениям руководящих чиновников, в крае ничего не делается?
Завершая печальное повествование о крупных и средних промышленных трудовых коллективах, можно с сожалением констатировать: процессы остановок, сокращение производства имеют место и в настоящее время, даже несмотря на то, что их потенциальные технические и технологические возможности развития далеко не исчерпаны. Это касается градообразующего гидрометаллургического завода в Лермонтове, одного из крупнейших производителей трубопроводной арматуры ОАО «Арзил» в Георгиевске, некогда успешного Пятигорского завода «Импульс», выпускающего аппаратуру для атомного приборостроения. И данный перечень можно продолжать и продолжать. Зато на их месте как грибы после дождя растут торговые и бизнес-центры, причем несмотря на то, что обеспеченность торговыми местами в крае уже в 1,7 раза превышает норму.
Все это свидетельствует о том, что недостаточны степень влияния регионального правительства на развитие и поддержку предприятий отрасли, способность его адекватно реагировать на возникающие кризисы и предвидеть тенденции развития. Вообще не затронуты данные проблемы и в послании губернатора Ставропольского края 27 мая 2021 года. Поэтому так и хочется задать известный вопрос, озвученный Президентом России на Генассамблее ООН, но только в контексте сложившейся ситуации в промышленности края: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?!»
Зато быстрыми темпами растет аппарат краевых чиновников, которые c пафосом трубят о высоких достижениях и грандиозных планах, чем-то напоминая слова В. Высоцкого: «Все идет хорошо, только мимо». Судите сами. Только численность курирующего министерства с момента основания выросла более чем в два раза, а количество заместителей министра в 2,5 раза, причем это происходит при одновременном сокращении курируемых им отраслей. Непонятно для чего появились в штатах высших краевых должностей полпреды губернатора по территориям, которых в народе называют «пятое колесо в телеге», поскольку, судя по приведенным результатам, они также практически не оказывают влияния на происходящие безвозвратные потери промышленных коллективов.
В современном мире, хочешь того или нет, действует очень жесткий принцип: выживает только сильнейший. Он требует со стороны краевых управленцев всех уровней высокой компетенции и позитивного практического опыта, постоянного и грамотного поиска «точек роста», а также детального анализа допущенных ошибок и просчетов, четкой обоснованности инвестиций с позиций эффективности и понимания факторов влияния на устойчивое экономическое развитие в среднесрочной и долгосрочной перспективе. А иначе быть не должно.
Виктор Константинов.
От редакции. Виктор Иванович Константинов хорошо известен в деловых кругах края, непосредственно участвовал в реализации многих проектов и реформ, ставших успешными, причем отдельные проводились после развала СССР и наступившего дефолта 1998 года. Среди них возрождение Ставропольского радиозавода «Сигнал», где на протяжении 14 лет он возглавлял Совет директоров и одновременно работал директором по маркетингу. Его большой практический опыт и высокий профессионализм также не раз подтверждались реально достигнутыми результатами в экономике Ставропольского края. Виктор Иванович является автором нескольких книг по экономике промышленности и смежных отраслей, а его статьи опубликованы во многих газетах и журналах. Указом Президента РФ он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, медалью «За заслуги перед городом Ставрополем», многими Почетными грамотами федерального и краевого уровня. Указом министра промышленности и торговли России ему присвоено звание «Почетный машиностроитель».
фото из открытого источника
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
Очень практичный взгляд на
Очень актуальная статья. Рост
Добавить комментарий