Вы здесь
АРОМАТ УХОДЯЩЕЙ ЭПОХИ ИЛИ КАК СТАВРОПОЛЬ ТЕРЯЕТ РУКОТВОРНУЮ КРАСОТУ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В последнее время как в нашем городе, так, собственно, и по всей России разрушаются и даже планомерно уничтожаются работы художников-монументалистов, а конкретно мозаичные панно на стенах зданий и витражи - большие картины с цветными стеклами. Об этой проблеме в культуре краевого центра наш разговор с членом регионального Союза дизайнеров, художником-прикладником, педагогом Светланой Христус. Но сначала об одной цифре, имеющей большое значение в ее жизни и творчестве.
Так случилось, что увлечение живописью, декоративно-прикладным творчеством проявилось у Светланы еще в раннем детстве, когда ее семья жила в Уфе. Она рисовала на обоях, создавала поделки из всего, что попадалось под руки, а в 15 лет, когда семья переехала во Владикавказ, поступила в художественное училище. С этого времени цифра «15» стала, можно сказать, ее талисманом. После училища было обучение в Северо-Осетинском университете, работа по месту службы мужа-офицера, а потом, опять-таки 15 лет назад, они переехали в Ставрополь. Здесь-то Светлана Христус и познакомилась со многими мастерами-прикладниками, которые давно уже создали свое объединение «Братина», возглавляемое ведущим методистом Ставропольского краевого Дома народного творчества Валентиной Мозжелиной. И тогда же, при поддержке директора ставропольского лицея №15 Ирины Анатольевны Тарасовой Светлана Борисовна открыла в лицее школу-студию изобразительного искусства «Колибри». Как раз в этом году школа-студия отмечает свой 15-летний юбилей.
- В «Колибри», - рассказывает Светлана Борисовна, работают четверо педагогов-профессионалов, которые преподают также в художественном училище и в государственном пединституте. Я считаю, что у 40 детей, что здесь учатся, должна быть крепкая профессиональная база. Охват изобразительных техник у нас очень широкий. Это оригами (бумажная пластика), пэчворк (лоскутное шитье), батик (роспись по ткани), макетирование, живопись, моделирование, орнаментика, русское народное творчество (типа дымковской игрушки), мозаика, плетение, обращение к искусству разных времен и народов, начиная от наскальной живописи, мифов Древней Греции, готики Западной Европы и многое другое. Еще в самом начале своей деятельности наши юные таланты создали на втором этаже лицея фреску высотой в три метра и длиной в 8 метров, где изображен город Ставрополь, над которым из волшебного облака в виде розового замка (лицей № 15) идет золотой дождь. Так ребята приобщились к монументальному мозаичному искусству.
И это очень важно, считает Светлана Христус. Дело в том, что в Ставрополе за последние годы возникла серьезная проблема: работы художников-монументалистов - витражи и мозаики из смальты (непрозрачного цветного стекла) уничтожаются, как это произошло в ресторане «Нива», во Дворце детского творчества, в здании художественного училища, которые украшали большие витражные окна. Нет уже в краевом центре, как и по всей стране, мастерских по изготовлению больших мозаичных произведений, которые замечательно смотрятся на стенах зданий. «Самое главное, - говорит с горечью Светлана Борисовна, - что если бы даже мастерские еще оставались, то нет, к сожалению, тех произведений, которые несли в себе аромат времени, сюжеты и стилистику 60-80 годов прошлого века. И скорее всего этого у нас и не будет, так как сейчас этому не учат. Потому-то я и стараюсь сохранить в своих работах всю эту атмосферу ушедшей эпохи. Конечно, гораздо меньшего размера. Они не монументальные, они прикладные. Хочется, чтобы нынешние дети почувствовали всю прелесть этих произведений, ноту времени, доброты, высокого профессионализма, увидели эстетическое единство городского пространства».
«Город теряет свою рукотворную красоту, - считают некоторые ставропольские художники и дизайнеры. - А ведь совсем недавно были мастера, которые и технологически, и эстетически опирались на классические образцы. Нередко, к примеру, использовалась так называемая техника сграффито (с итальянского, «царапать», «выскребать»), которая известна со времен Средневековья и использовалась для декорирования фасадов архитектурных сооружений». Так, простейший прием двухцветного сграффито - нанесение на стену одного слоя цветной штукатурки, покрытой в сыром состоянии слоем извести, поверх которого также в сыром виде выцарапывается рисунок, чтобы обнажить нижний слой штукатурки иного цвета. Так получается двухцветный рисунок. Для получения многоцветного сграффито на стену наносят несколько отличающихся по цвету слоев штукатурки. Нередко художники инкрустируют в сграффито цветные керамические элементы. В позднесоветский период монументальными росписями в этой технике украшались торцы и фасады общественных зданий. Темы диктовались стилем советской эпохи: наука, космонавтика, просвещение, военная тематика. Сейчас большинство советских росписей и панно в технике сграффито находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации.
Вернемся, однако, к «Колибри». Как сама руководитель школы-студии 15-го лицея Светлана Христус, так и ее ученики часто участвуют в самых различных творческих выставках и фестивалях. Так, в прошлом году на региональной выставке «ЮГ-России» в Ставропольском выставочном зале Союза художников особой популярностью пользовались три работы Христус - «Праздник урожая», «Жатва» и «Всходы» из серии «Земледелие». А на выставке Регионального Союза дизайнеров в этом году большой интерес зрителей и профессионалов вызвал диптих Светланы Борисовны «Вас вызывает Таймыр». Все эти работы выполнены в технике кинусайга. Это японское рукоделие, суть которого заключается в составлении изображений из лоскутков ткани. Оно напоминает пэчворк, но «сшивается» ткань без иголки. В отличие от многих восточных видов рукоделия (к примеру, оригами - древнее искусство складывания фигурок из бумаги), кинусайга была придумана не во времена древних императорских династий, а совсем недавно - в 80-е годы XX века.
Справка «СВ»: Японская мастерица Маэно Такаши создала оригинальный способ избавляться от старых кимоно - она просто начала делать из них удивительные картины. Зачем выкидывать старые кимоно, если из них можно создавать шедевры? На деревянной или пенопластовой панели создается рисунок, линии которого вырезаются и в них вкладываются лоскутки. Работа в этой технике хорошо подходит для детей: она развивает воображение и мелкую моторику.
Сейчас Светлана Христус работает над серией произведений, посвященных Году театра. Наш с ней разговор состоялся в небольшом помещении на территории лицея №15, когда там занималась одна из групп, в которой, что интересно, занимается 8 девочек и один мальчик - шестиклассник Иван Костин. Он уже стал лауреатом нескольких выставок-конкурсов, последнюю из которых - «Бумажную пластику» - проводил совсем недавно для студентов художественных учебных заведений региональный Союз дизайнеров. Ну а Иван получил почетный сертификат от Союза за свою работу «Елка» с сюжетом из «Властелина колец».
Скоро конец учебного года, в июне в школе-студии проходит экзаменационный просмотр. Оценка здесь выставляется всего один раз в году - на экзамене. И самым главным ориентиром считается творческое мышление. А потом будет летняя практика, которая достаточно часто, особенно в ненастные дни, проходит в лицейской оранжерее, которой много лет руководит Евгения Андреевна Тарасова и где можно увидеть экзотические растения и животных. Как сказал поэт: «Увидеть красоту в себе и в танце капель на воде». Всему этому и учит своих воспитанников замечательный мастер и педагог Светлана Борисовна Христус.
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий