Вы здесь

ВАКЦИНЫ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В поликлиниках города Ставрополя и Минеральных Вод будто работает автоответчик - вакцины от полиомиелита нет. Причем не меняется этот ответ уже нескольких месяцев. А между тем, маленькой кисловодчанке Насте уже 5 месяцев. По Национальному календарю профилактических прививок малышка должна была пройти вторую вакцинацию. Но, как уверил ее маму участковый педиатр, препарат в поликлинике отсутствует больше года и когда появится, одному Богу известно.

Или региональному министерству здравоохранения. В Ставропольском крае пока он за него. Всеведущий, но не Всемогущий. Отчасти поэтому Ставрополье и испытывает серьезный дефицит с поставками вакцины, когда полки в медицинских учреждениях пустуют, а дети ходят непривитыми от опасного вирусного заболевания.

Не буди лихо...

С полиомиелитом же шутки плохи. Его еще называют детский спинной паралич, поскольку болезнь поражает спинной мозг и приводит к параличу конечностей. Как происходит заражение? Коварность данного полиовируса кроется в особенной устойчивости штаммов к внешним воздействиям. Вирус передается через общение с больным, предметы быта и пищу.

В основном «хватают» его крохи до пятилетнего возраста. И симптомы заболевания на начальной стадии схожи с простой простудой: недомогание, головная боль, вялость и расстройство ЖКТ. Через 10-30 суток бактерии проникают в спинной мозг, и у больного начинают атрофироваться мышцы. По статистике, в одном из 200 случаев инфицирования развивается необратимый паралич (обычно нижних конечностей). 5-10 процентов из числа парализованных умирают из-за паралича дыхательных мышц. Летальность среди заболевших паралитическим полиомиелитом подростков и взрослых составляет до 30 процентов.

Страшно? С одной стороны, 1:200 не такой уж и большой показатель. Но он становится громадным, если представить, что этот один окажется твоим ребенком, который по каким-то причинам не был привит от вируса. Или другая ситуация: обычная школа (примерно на 1000 учащихся), в которой ни один ученик не встречался с полиовирусом. В каждой такой школе - 5 парализованных в результате полиомиелита учеников! Добавьте к этому, что у одного из этих пяти развивается паралич дыхательных мышц, когда дышать за малыша будут искусственные легкие, и вполне вероятно, что к аппарату ребенок будет прикован всю свою жизнь...

- Вечно ты утрируешь. А потом из-за таких вот мнительных мамаш, начитавшихся страшилок в интернете, начинается ничем не мотивированная паника, - на полуслове обрывает меня знакомый педиатр. С Натальей мы дружим давно. Поэтому и в выражениях она не церемонится:

- Что за каша у вас в голове? Одних мам на ту же прививку АКДС, БЦЖ арканом не затащишь, другие в лютый мороз под дверями кабинета с 8 утра стоят с требованием сделать вакцину от полиомиелита. Но нет ее пока в крае. И полиомиелита нет. В 2002 году Россия получила сертификат ВОЗ, подтверждающий статус страны, свободной от полиомиелита. К тому же, у нас большая часть детей привита. Вот и в Управлении Роспотребнадзора по Ставропольскому краю есть данные, что по итогам 2016 года показатель охвата вакцинацией и ревакцинацией детей составил 96,4 процента. Это высокий уровень защищенности. Риски нулевые. К тому же по современным стандартам, прививку можно отсрочить на несколько месяцев, в то время как вакцинироваться раньше установленного срока нельзя, - поясняет доктор.

Но можно не значит нужно. «Можно» это все равно, что дать гипотетическую возможность болезни вернуть свои позиции. Прививки - неотъемлемая часть нашей цивилизации, вобравшая опыт и знания наших предков, их трагические случаи и опасные эксперименты с риском для собственной жизни во имя прогресса и развития человечества. И все для чего? Чтобы сейчас, сидя в соломенных домиках, мы снова залихватски горлопанили, что нам не страшен серый волк? Но не страшен сегодня. А если завтра мы прекратим прививаться, не получим ли через пару-тройку лет поголовные эпидемии?

Или раньше. Мир-то не стоит на месте. Ежедневно в Россию приезжают тысячи иностранных граждан. Причем пересекают границу люди как легально, так и через иные каналы, где никто не проверяет их миграционные карты, наличие или отсутствие всех необходимых прививок. Впрочем, что на других пенять, если в самом крае есть те неучтенные с 2016 года три процента непривитых детей, чьи родители ведут кочевой образ жизни или не делают прививки по религиозным или моральным убеждениям. Добавьте к ним армию новых новорожденных и подрастающих крох, кто застрял в листе ожидания на неопределенное время, и вы все так же уверены, что буря поднята в стакане воды напрасно? Что начихать на «детского доктора мира» Леонида Рошаля с его обращением к родителям, в котором он призывает последних не отказываться от вакцинации против полиомиелита. «Прошу вас, не делайте глупости. Прививаться нужно обязательно, и чем скорее, тем лучше. Если ребенок заболел полиомиелитом, то лекарства уже не помогут. Не сделайте детей несчастными инвалидами на всю оставшуюся жизнь», - говорится в обращении Рошаля

И вот родители его услышали. И даже пришли в поликлиники. Но толку-то от этой возросшей родительской сознательности, когда последняя эффективно работает лишь в связке «доктор - лекарство - пациент», а ключевое ее звено в виде лекарства как раз и выпало из этой цепочки. Выпало два года назад, когда в 2017 году по всей стране прокатилась волна тревожных сообщений, что в регионах нет вакцины от полиомиелита. Скандал разразился на всю Россию, так что с разъяснением ситуации пришлось выступать даже чиновникам из минздрава РФ.

Куда делась вакцина

Как оказалось, дефицит был создан искусственно и коснулся всего мира. Причиной тому стала директива ВОЗ о переходе на инактивированную вакцину с 2016 года.

Наука знает три серотипа возбудителей полиомиелита. До сих пор известны случаи заражения первым и третьим типами болезни. А вот случай полиомиелита, вызванного естественно циркулирующим диким полиовирусом типа 2, наблюдался уже давно - в Индии в 1999 году. Поэтому в 2015 году была зафиксирована глобальная ликвидация дикого полиовируса типа 2. В связи с чем изменился и подход к вакцинации.

В мире производятся вакцины на основе ослабленных типов возбудителей полиомиелита, их еще называют живыми вакцинами. Они изготавливаются в виде капель, употребляемых внутрь, и называются оральной полиовакциой (ОПВ). Как раз от нее и решила избавиться ВОЗ, следуя логике: раз нет в природе возбудителя второго типа, то и не надо испытывать судьбу и поддерживать его существование искусственно.

С этим согласились другие страны, увеличив в свою очередь закупки «мертвой», где вирус уже был убит - инактивированной вакцины, которую делают в ногу или предплечье. Они бывают моновалетные (только от полиомиелита) и поликомпонентные (от нескольких заболеваний, включая полиомиелит). Дешевле, конечно, моновалентные препараты. При том, что их производителей в мире можно сосчитать на пальцах одной руки. И надо ли говорить, что исход был предрешен - волна заказов буквально накрыла зарубежных поставщиков с головой, к чему те явно были не готовы. Как результат - объемы моновакцины, поступившей в нашу страну, снизились в 13,6 раза с 2,3 миллиона доз до 169 тысяч.

Собственно, вот и вся проблема. «Которую мы незамедлительно решаем», - уверяла в 2017 году Вероника Скворцова, рассказывая о принятых государством шагах.

Как пытались

спасти ситуацию

Существует три вида вакцин от полиомиелита - живая (производится в России, в том числе на экспорт), моновалентная (только от полиомиелита) и поликомпонентная (от нескольких заболеваний, включая полиомиелит). Летом 2017 года для выполнения оказавшихся из-за дефицита ИПВ под угрозой срыва планов вакцинации правительство было вынуждено выделить из Резервного фонда почти 1,2 миллиарда рублей на закупку дорогостоящей многокомпонентной вакцины с ИПВ-компонентом. Препарат использовали для вакцинации детей первого года жизни. Но  в конце концов пропал и он.

Но зато пошли разговоры, что в рамках импортозамещения к 2018 году будет завершена регистрация российской инактивированной вакцины. Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова уже подал в минздрав заявку на проведение клинических исследований первой российской ИПВ. Более того, по словам ученых, у будущей отечественной ИПВ наметился значительный экспортный потенциал. Еще не успев выпустить инъекцию, предприятие уже получило официальное предложение ЮНИСЕФ о поставках препарата для нужд международной программы по борьбе с полиомиелитом, и в планах также создание комбинированной вакцины с ИПВ-компонентом.

«В общем, как только, так сразу» - обнадеживали обеспокоенных родителей чиновники. И все бы ничего, да вот «только» и «сразу» не наступили и в 2019 году. Год прошел, а воз все там же и с теми же объяснениями. С единственной только разницей, что теперь о том, что мы не одни во Вселенной, семьям рассказывает уже региональное министерство здравоохранения.

Ждите или платите

Причем разговоры эти ведутся на фоне поступившего в адрес губернатора СК письма от председателя Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного и муниципального контроля в РФ Андрея Кутепова. Если не вдаваться в подробности, там он просит Владимира Владимирова оказать содействие в решении ряда проблем в области регионального здравоохранения, на которые жалуются ставропольские семьи.

Поразительно, но факт. Пока посетившая Ставрополье министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова высоко оценивает состояние здравоохранения в регионе, сами жители края забрасывают Совет Федерации письмами, где жалуются на нехватку педиатров и профильных специалистов в городских и сельских поликлиниках; сложность и затянутость бюрократических процедур для подтверждения статуса инвалидности; проблемы с выдачей бесплатных лекарств детям до 6 лет; общую нехватку лекарственных препаратов в конце года.

И в частности, один из 10 пунктов этих жалоб касается той самой бесплатной вакцинации от полиомиелита, гарантированной маленьким гражданам РФ полисом ОМС. Но это на бумаге. На деле же родители стоят перед, в общем-то, небольшим выбором: либо ждать неизвестно сколько, пока вакцина поступит в больничные учреждения края, подвергая тем самым кроху риску, либо покупать зарубежный аналог и делать прививку в коммерческих медицинских центрах. Тем более что с зарубежной многокомпонентной вакциной в крае проблем нет. И все бы ничего, но стоит препарат вместе с консультацией педиатра от 2400 рублей! Нужно же, напомним, как минимум две инъекции. В идеале - три. Итого 7 тысяч рублей. Каждая ли семья может позволить себе такую сумму?

В то время как родительская брешь в бюджете может перерасти в другую проблему, о которой предупреждает само министерство здравоохранения СК, любезно напоминая, что «в соответствии с ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные организации в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий».

Словом, все та же русская рулетка. Либо дождик, либо снег либо будет, либо нет. Но вот что делать с подобным «пророчеством» садикам и школам? Принимать детишек и надеяться, что авось пронесет, или не принимать, опять-таки рискуя напороться на ворох родительских жалоб?

- В этом году мой ребенок идет в садик. Когда принесли в дошкольное учреждение направление и медицинскую карту, в ней не было отметки о прививках от полиомиелита. Не то чтобы противники прививок, просто сын постоянно болел и не успели сделать. А когда надумали, вакцины уже не было. Скажу сразу, нам не отказали от приема в садик, но потребовали расписку, что мы не будем иметь претензий, если в группу придет привитый живой вакциной ребенок. То есть тот, кто на последующих этапах принял капельки. Мы не стали рисковать и пошли на платную вакцинацию, - делится своей историей на форуме многодетных мам ставропольчанка Екатерина.

Пока другие семьи замерли в нерешительности, когда с одной стороны время вроде бы есть и можно подождать. А с другой: сколько еще ждать?

До августа, уверяют в региональном минздраве. Как следует из официального комментария ведомства: «По информации департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий министерства здравоохранения Российской Федерации, поставка инактивированной полиомиелитной вакцины в субъекты Российской Федерации ожидается в августе текущего года. Как только ИПВ поступит в Ставропольский край, в течение трех дней она будет передана медицинским организациям, подведомственным минздраву, для иммунизации детей».

Получается, хэппи энд не за горами? Вот только хеппи энд ли? Ведь настораживает в сложившейся ситуации, что мы снова обходимся полумерами, когда маскируем трещины, вместо того чтобы остановить разрушительный процесс. Право, я перерыла весь Интернет в поисках информации о том, выпущена ли та самая обещанная отечественная вакцина, но так и не нашла вразумительного ответа. Поэтому остается предположить, что мы по-прежнему сидим на иностранной игле. Причем ждем самый бюджетный вариант, играя в кошки-мышки со временем.

Хотя есть альтернатива. Но дорогая. На которую у бюджета денег нет. Ни у краевого, ни у федерального. На салюты есть. На плитку есть. Даже на помощь Сирии и Украине в государственных сусеках что-то да найдется. А вот на маленьких граждан своей страны - нет. И это, когда нас всегда учили, что все самое лучшее детям? Что можно сэкономить на хлебе и зрелищах, на чем угодно, но только не на здоровье? Парадокс? Жизненные реалии. Когда между словом и делом лежит целая пропасть, внутри которой подрастают маленькие граждане нашей страны.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.7 (7 голосов)

Комментарии

Спасибо за статью-информативная,актуальная,реальная.

Какая грамотная статья. Ничего лишнего. Марина,вам нужно внештатным сотрудником минздрава работать. Или вы уже там?

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.