Вы здесь

ВОЗРОЖДАЯ ТРАДИЦИИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В выставочном зале Кисловодского историко-краеведческого музея «Крепость» заработала новая экспозиция «Искусные мастерицы и умельцы». Данный проект стал уже традиционным в городе-курорте. Ведь народное декоративно-прикладное искусство - неотъемлемая часть культуры нашей страны. Его эмоциональность, поэтичность понятны и дороги людям всех возрастов, профессий, национальностей. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство всегда отражает любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

Но помимо эстетической красоты сегодня все чаще народный промысел имеет и практичное применение. В чем смогли лично убедиться посетители выставки, путешествуя по двум залам музея, отданным в распоряжение местным рукодельницам. И они не подвели! От увиденного многообразия цветовой гаммы, форм, стилей, игры с разным материалом перехватывало дух. Вот уж точно, кого Бог в руки поцеловал. Ибо нельзя было отвести взгляда от панно из стеклокерамики Татьяны Найденовой. И если играющие красками и цветом картины чудесно вписались в музейный интерьер, представьте, как актуально и гармонично они будут смотреться дома или в офисном кабинете!

Кстати, прелюбопытный факт. Сама Татьяна в прошлом провизор. Окончила фармацевтический институт в Пятигорске, трудилась в крупной фармацевтической фирме. Но, как признается сама, работа и карьерные успехи не доставляли удовольствия, ибо душа требовала кардинально иного, того, что было заброшено и оставлено за детской чертой, когда пришло время выбирать профессию. Да-да, того самого творчества, которое, может, и не кормит, но дает жить в гармонии с собой. Конечно, сначала не поддавалась. Мол, ну какая глина, стекло, керамика, когда нужно думать о перспективах и хлебе насущном? Так и металась между зовом души и практичным разумом, пока однажды не позвонила подруга с предложением расписать стены в ее квартире. Собственно, так и закончился виток жизни Татьяны - провизора, а начался Татьяны - мастера.

«Сначала резьба была моим хобби, а теперь - это моя профессия», - признается и резчик по дереву Игорь Федюк. Свою первую работу «Дерсу Узала» он вырезал 30 лет назад. Теперь за его плечами огромный творческий багаж. Причем не только из картин. Дереву мастер доверяет безоговорочно - его скульптуры, сувениры, вазы, наполненные внутренним светом, несут собственное прочтение образов, его не спутать ни с каким другим.

Как и не спутать удивительные украшения из полудрагоценных камней Д. Гукетлова, самодельные открытки к праздничным датам Т. Уласевич, кухонные наборы К. Алиевой. А вот Т. Байшарова продемонстрировала органичное слияние красоты и пользы изделия в шкатулке - карете, запряженной четверкой лошадей, крестике из бука и других изделиях. Судя по количеству ребятни, столпившейся возле стендов, ярким дебютом можно без преувеличения назвать текстильные куклы на шарнирах Е. Шатан и Ю. Лебедева.

Отдельный почерк присущ и вышивальщицам И. Алексеевой, Г. Гавриловой, О. Дубровиной, Л. Дегтяренко. Созданные ими полотна не перестают удивлять, радовать. А ведь, как отметил, директор музея Сергей Лузин, на Руси издревле ценилось умение женщины вести домашнее хозяйство. Поэтому в воспитании девочек большое внимание уделялось умению прясть, ткать, шить, вязать. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно - чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. Причем вышивка считалась видом рукоделия, достойным не только крестьян, но и помещиков, дворян и даже царей. А в Смольном институте благородных девиц вышивание было одной из обязательных дисциплин.

Так что возрождаем традиции. При этом, как отмечают сами сотрудники музея, состав творческой группы каждый год увеличивается. В этом году около 300 предметов было представлено уже 15 умельцами.

Марина АНДРЕЕВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
14 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.