Вы здесь
ГДЕ ФЕЙК, А ГДЕ ПРАВДА
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Общественная палата РФ и Фонд защиты национальных ценностей (ФЗНЦ) разработали рекомендации, как отличить фейковые сообщения о коронавирусе в Сети и правильно потреблять новости: аудитории советуют не доверять призывам к максимальному репосту, уточнять авторство сообщения и отслеживать опровержения.
Разработкой рекомендаций занималась рабочая группа ОП РФ по защите прав пользователей Интернета совместно с экспертами ФЗНЦ.
«Распространяют фейки о коронавирусе у нас четыре группы. Первая - это профессиональные провокаторы из-за рубежа. Их задача понятна - дестабилизация социальной обстановки. Вторая группа - это местная «пятая колонна», которая живет по принципу «чем хуже у нас, тем лучше для них». Третья - это блогеры, в том числе юные, которым рассказывают, что вот сейчас они что-нибудь остренькое сделают и прославятся. И четвертая группа - это люди, которых используют втемную, это мамы, бабушки, которые состоят в чатах подъездов, родителей. Это самая массовая группа», -поясняют эксперты.
Главные признаки фейка
Эксперты выделяют ряд признаков, указывающих на недостоверную информацию, целью которой является вселение страха и паники.
«Как правило, сообщение анонимное и очень эмоциональное. При этом не содержит ни одного факта, который можно было бы перепроверить. Распространяются сведения об угрозе жизни и здоровью неограниченного числа людей и о наличии жертв, как правило многочисленных», - говорится в перечне признаков фейковых новостей.
Кроме того, имеется указание на то, что власти скрывают информацию во избежание паники или народных волнений. Якобы именно поэтому в СМИ об этом нет ни слова. Отдельно подчеркивается, что значимая для общества информация об «истинных» масштабах реально произошедшего бедствия скрывается. Источником указывается далекий родственник, знакомый или «свой человек в правоохранительных органах».
«Просьба к максимальному распространению информации. Сообщение распространяется в социальных сетях и через мессенджеры. Часто, если погуглить, можно обнаружить точно такой же слух, распространявшийся в другом регионе или стране несколько лет назад», - указано в перечне.
Аудитория склонна верить плохому
Вообще фейковые новости, как отмечают эксперты, воспринимают только 10 процентов аудитории. Однако для эффекта хватает и этого, тем более что в кризисной ситуации число распространителей ложной информации увеличивается в два-три раза.
«Нужно развивать в себе критичность. Очень часто мы попадаемся на то, что репостят люди, которым мы доверяем. Надо проверять источник информации: кто автор текста, профессионал ли он, есть ли у него авторитет. Сообщения по принципу «британские ученые установили…» вообще должны вызывать скепсис. Хорошо сработает и правило, которым пользуются журналисты: проверять информацию в трех независимых друг от друга источниках», - отмечают эксперты.
Однако зачастую общие слова о том, что нужно изучать и перепроверять информацию, на людей уже не действуют. «Но это психология. Люди склонны верить в плохое. Они склонны вестись на это, к сожалению», — объясняет феномен член ОП РФ.
Меньше фейков, больше новостей
Впрочем, полная самоизоляция от информационного поля- вряд ли разумный выход из ситуации. Так, эксперты ФЗНЦ подготовили рекомендации о том, как читать новости и получать при этом минимальное количество фейков.
«Подпишитесь на ленты разных СМИ и сверяйте информацию. Эмоциональные СМС в родительском чате поставьте на последнее место в списке достоверных. Не рассылайте сообщения, не убедившись в их достоверности, не плодите фейки», - говорится в рекомендациях фонда.
Обращайте внимание на ошибки в тексте, странные выражения и словосочетания, плохой перевод с иностранного языка. Эксперты ФЗНЦ и ОП РФ также рекомендуют подписаться на официальные каналы министерств и ведомств, а также ресурсы, посвященные угрозе коронавируса в России. Следует, помимо прочего, отслеживать опровержения, поскольку власти достаточно оперативно реагируют на информационные вбросы.
Наталья Макагонова.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий