Вы здесь
ДЕНЬ БЕЛОЙ ТРОСТИ: СИЛЬНЕЕ СИЛЬНЫХ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).15 октября во всем мире отмечается День белой трости - символа незрячих людей. Как говорит невеселая статистика, около 39 миллионов людей в мире полностью лишены зрения. Как говорят эксперты, к 2050 году количество незрячих людей в мире составит около
115 миллионов человек. А всего будет насчитываться около 550 мил-лионов человек, страдающих различными нарушениями зрения.
Конечно же, их жизнь кардинально отличается от жизни здоровых людей. Насколько - корреспондент «Ставропольских ведомостей» решила проверить на себе.
Их проблемы - наша боль
Они живут рядом с нами, но как будто в параллельной реальности. И нам сложно представить, как это - вообще не видеть.
«Даже ухудшение зрения - уже серьезный удар по эмоциональному состоянию, - говорит председатель Ставропольской организации общества слепых Аркадий Степин. - Представить невозможно, как это - совсем не видеть. Это настоящая трагедия, ведь 80 процентов информации человек получает глазами. А эти люди очень ограничены в общении, в информации. И очень важно дать им это. Большинство людей не могут с этим самостоятельно справиться, здесь очень важна поддержка семьи, психологов. Наша организация старается вытащить их из замкнутого состояния - наши подопечные принимают участие в спортивных соревнованиях, плавают, есть даже туристы».
На прошлой неделе в краевом отделении Всероссийского общества слепых состоялась встреча с чиновниками во главе с министром труда и соцзащиты края Иваном Ульянченко. На встрече было озвучено огромное количество проблем - начиная от неудобных для инвалидов по зрению тротуаров в городе до трудоустройства.
«После недавнего ремонта дорог и тех мест, по которым ходят наши люди, нам пришлось написать кучу писем в различные инстанции, - говорит А. Степин. - Проблема в том, что основное полотно новых красивых тротуаров выполнено вровень с бордюрами - основным тактильным направляющим для слепого человека. Когда незрячий идет, то тростью определяет направление, чтобы не выйти за пределы пешеходной зоны. Ровный тротуар может быть опасен тем, что незрячий человек легко может оказаться за его пределами. И это сделано, к сожалению, по всему городу. Хотелось бы, чтобы по основным путям движения либо добавили бордюр, либо сделали ограждающие конструкции. Особенно это важно сделать в тех районах, где проживает максимально много таких людей, как, например, в районе улиц Краснофлотской, Лермонтова, Мира.
Также необходимо рассмотреть вопрос установки звуковых светофоров. Вообще нормативов, какое количество таких светофоров должно быть в городе, нет, но считается, что если постоянно переходом пользуются два-три слепых человека, то подобный светофор должен стоять. Также они необходимы у социальных зданий и в тех местах, где незрячие люди наиболее часто встречаются со сложностями. Например, сейчас обсуждается вопрос установки звукового светофора на пересечении улиц Доваторцев и Мира.
В Ставропольском обществе слепых состоят 649 человек - в основном это жители Ставрополя и Михайловска. Мы готовы помогать людям в реабилитации, оказывать необходимую поддержку, приглашаем их на мероприятия, учим пользоваться тростью, осваивать шрифт Брайля».
«Классическая проблема - транспорт, - добавляет заместитель председателя Краевого общества слепых Алексей Бобров. - Остановки не объявляются, маршрут узнать невозможно. Нет системы «говорящий город», как в других регионах, которая позволяет узнать подходящий к остановке транспорт».
«Вообще-то на транспорте сделаны тактильные подписи, - продолжает Аркадий Степин. - Если кто обращал внимание, то видел, что при входе в маршрутку или автобус висит желтая табличка - с брайлевским шрифтом, там указан маршрут. Но это жутко неудобно и этим вообще не пользуются, потому что на практике применить это просто невозможно. Только представьте: останавливается маршрутка, слепой человек должен подойти, пощупать-прочитать, а она может быть не всегда чистой, а если маршруток несколько, начинает сигналить стоящая сзади колонна? А если зима и скользко, когда и совершенно здоровый человек запросто может поскользнуться и уехать под колеса?
Есть другие варианты, когда автобус подъезжает и его внешний динамик объявляет, чтобы было слышно на остановке. Этой информацией могут воспользоваться, кстати, и другие категории - дети, старики... Такие системы аудиооповещения работают в Ростове, Москве, Краснодаре. Хотя мы и понимаем, что это может стать дополнительной нагрузкой для бизнеса. Но так как слепые люди чаще пользуются троллейбусами и автобусами, можно оснастить хотя бы их».
Очень острый вопрос, о котором с болью говорят мои собеседники, - трудоустройство инвалидов по зрению. При обществе слепых с 2010 года работает медцентр, в котором работают незрячие и слабовидящие массажисты. Эта профессия является максимально подходящей для людей с инвалидностью по зрению, так как она задействует более высокую чувствительность рук. Кисловодский медицинский колледж обучает незрячих и слабовидящих массажистов, люди проходят трехгодичное обучение, после чего трудоустраиваются.
Конечно, есть нормативы, по которым предприятие обязано принимать на работу определенное количество инвалидов. Вроде и неплохая инициатива, но как показывает практика, вопрос этот решен чисто формально - на самом деле человеку с инвалидностью найти работу крайне сложно. Тотально слепые люди могут работать только по той специальности, которой их обучают.
В Ставрополе при обществе слепых уже 90 лет работает предприятие, которое занимается мелкой сборкой, изготавливает бахилы, упаковку. Здесь незрячих людей обучают тем операциям, которые они могут выполнить. И они отлично справляются. Раньше на предприятии работало до 600 человек - сейчас меньше трех десятков. И, уважаемые читатели, вы бы знали их зарплаты - копейки, на которые просто невозможно выжить. Получается, что в государстве, богатом дорогой нефтью и газом, организация для инвалидов просто влачит нищенское существование. А это как раз-таки и есть показатель развития общества, где не могут помочь своим самым обделенным гражданам.
А им очень нужна наша помощь. Когда мы видим в городе человека с белой тростью, мы чаще всего проходим мимо. И не потому что равнодушны, а просто не всегда знаем, как ему помочь, случайно не обидев и главное - не навредив. Как говорит Аркадий Степин, если есть возможность помочь - помогите, им очень не хватает нашего внимания. А вот Алексей Бобров считает, что сначала надо все-таки спросить, нуждается ли человек в вашей помощи. Например, когда слепой человек идет по знакомому маршруту, он по шагам даже помнит, где свернуть, знает свои ориентиры, которые не известны другому человеку. При посторонней помощи он может сбиться с них, иногда это сильно мешает. Да и с бордюрчика могут спустить неаккуратно. А если уж вы взялись помочь, то предложите локоть и идите на шаг впереди - это наиболее удобный вариант.
Испытано на себе
Как на самом деле живет человек, лишенный зрения, согласился показать Алексей Бобров. Сам он - кандидат психологических наук, сейчас возглавляет медицинский центр, оказывающий услуги лечебного массажа, в котором работают инвалиды по зрению. В детском возрасте у него возникло заболевание, в результате чего зрение стало ухудшаться. Учился Алексей еще с остаточным зрением, а вот работать пришлось уже без него. Здесь как раз очень помогли новые технологии, которые дают возможность ориентироваться и справляться по максимуму самому. Потому что зависеть от других Алексей не любит.
«Я не очень люблю постороннюю помощь, - говорит Алексей, - предпочитаю справляться самостоятельно. Даже могу ездить в другие города сам. Да, бывает, прошу людей помочь, но не считаю, что мои родственники или друзья обязаны меня везде водить. Они тоже заняты своим делом, и отвлекать их, чтобы они обслуживали мою жизнь, не считаю правильным».
Итак, мне предлагают трость. Кстати, специальная белая трость имеет круглый наконечник, чтобы не цеплялась за покрытие, классическая трость утыкается в каждую плитку. Мы выходим на порог, и я завязываю глаза шарфиком. Понятно, что сколько ни надевай повязок, я все равно не смогу понять того состояния, в котором оказывается человек, вынужденный жить в постоянной темноте.
- Вы решили сразу травмироваться? - шутит Алексей и объясняет, как правильно пользоваться тростью. Мне надо понять, где лестница заканчивается, чтобы не сделать шагов больше, чем ступенек. Это сложно, честно говоря. Приходится прощупывать каждый свой шаг. - Нормально, не переживайте.
Нам надо идти вдоль бордюра. Прощупываю дорогу тростью. Меня охватывает отчаяние - вот только ты видел, а теперь нет. Алексей умудряется поймать ветку у моего лица, с нее падают капли дождя.
- Даете прочувствовать все прелести? - в шутку спрашиваю я.
- Нет, не все, - говорит Алексей серьезно.
Перед нами шлагбаум, в который я благополучно врезаюсь, и рядом слышен шум дороги. Мы на улице Лермонтова, где шестиполосное (!) движение. Именно эту улицу Алексей и предлагает перейти. Узнаю, что желтая рифленая плитка на тротуаре - это ориентир, указывающий незрячим людям, в каком направлении двигаться. Еще она предупреждает, что надо остановиться, так как здесь могут выезжать машины. Почему-то вспоминаю, как в детстве я потерялась в лесу и свое отчаяние и страх - куда идти? Алексей рассказывает, что сейчас мы идем уже не по асфальту, а по плитке, так как она звучит по-другому. К тому же здесь подъем. И вот она, дорога...
- Ищите переход, - советует Алексей. А мне сложно понять, на каком расстоянии от меня едут машины. Сигналят, предупреждают, значит совсем рядом.
Пищит светофор. Можно идти? Не всегда, объясняет мой спутник, первый ряд стоит, но крайний левый, с которого поворачивают, может быть опасен. И еще важно переходить дорогу перпендикулярно, чтобы не сбиться с перехода.
Мы все-таки сбились, свернули немного правее. Здесь магазин, идем к нему, попутно обходя людей. Ага, вот тростью нащупываю бордюр, мы поднимаемся. Это вход в магазин, так как меняется наклон пандуса.
- Вывести вас обратно? - спрашивает мой спутник. Да уж хотелось бы. Он показывает мне дерево на краю газона, свисающее на тротуар, под ним трость прошла, а вот человек может зацепиться. Интересуюсь, часто ли Алексей бывает в этом районе, видно, что хорошо знает местность.
- Я вообще здесь первый раз, - отвечает он.
О Боже, мне становится в очередной раз страшно и возникает желание снять шарфик и оглядеться, но нет, мы должны вернуться - то есть еще раз перейти улицу Лермонтова.
- Выберемся, - уверен Алексей. Однако писк светофора все быстрее, это значит, что сейчас загорится красный свет, а мы еще на дороге! И когда мы врезаемся в дорожное ограждение, я срываю свою импровизированную повязку - хватит. Чувство, когда за спиной машины, а впереди забор, который не пускает в безопасную зону, невозможно передать словами. И знаете, читатель, теперь у меня не возникнет дилеммы - предлагать или нет помощь человеку с белой тростью.
Интересные факты
Слепые люди способны видеть сны. Пусть они их не видят, но ощущать их иными способами могут - чувствуют во сне вкус, запах, осязают что-то, слышат разнообразные звуки. Те, кто ослеп в течение жизни, помнят, как это - видеть, и поэтому естественно, что им поначалу снятся сны с реальными картинами. Но, к сожалению, эти сны основываются на воспоминаниях, а у воспоминаний есть особенность - они стираются, если не обновляются время от времени.
Их мучает больше ночных кошмаров. Кошмары незрячих людей связаны с реальностью, которая выстроена вокруг них, поэтому они связаны со страхом заблудиться, упасть, потерять собаку-поводыря или быть сбитыми машиной. Ночных кошмаров у них больше, чем у других людей, потому что их стрессовые факторы невозможно полностью устранить из жизни.
К слову, некоторые слепые люди используют эхолокацию для передвижения. То есть они создают шум своим голосом и слушают эхо, отражающееся от объектов, что позволяет им понять, где они находятся.
Важно
Для тех, у кого есть родственники с ослабленным зрением, телефон Ставропольской организации общества слепых - (8652) 71-36-46.
Марина АПЛЕМАХ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий