Вы здесь
ЗА ЧТО ЗАБИРАЮТ ПОЛНОМОЧИЯ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Еще весной прошлого года в Ессентуках на заседании правительственной комиссии по развитию СКФО Премьер-министр Дмитрий Медведев настаивал: основной драйвер экономики всего макрорегиона - развитие внутреннего и въездного туризма на Северном Кавказе.
Как отметил Премьер, на горный, медицинский и культурно-исторический туризм приходится 80 процентов мирового турпотока - развитием именно этих направлений на Северном Кавказе и занимаются власти. В 2016 году северокавказские курорты посетили почти полтора миллиона туристов. Медведев привел и мнения экспертов: макрорегион готов принять вдвое больше отдыхающих.
На том заседании можно было заметить две важные для развития Северо-Кавказского региона и Ставропольского края в частности тенденции. Во-первых, глава минкавказа Лев Кузнецов попросил повысить статус туристических проектов на территории ответственности министерства, для чего предложил разработать до конца года комплексную программу развития туризма до 2035 года, которая могла бы попасть в перечень мероприятий комплексного плана правительства до 2025 года. Был придан окончательный импульс процессу передачи минкавказу России полномочий по оперативному управлению особыми экономическими зонами на территории Северо-Кавказского федерального округа, ранее закрепленными за министерством экономического развития РФ. То есть у минэкономики часть полномочий забрали.
Четвертый лишний
В процедуре прохождения бюджетных средств в рамках государственного инвестирования, направленного на развитие экономики Северного Кавказа, помимо ведомства и корпорации участвовали также министерство экономического развития СК и АО «Особые Экономические Зоны», контролирующее имущество таких зон. Можно предположить, что в результате вышеприведенных, мягко говоря, рокировок до сведения минэкономики довели: из-за излишней громоздкости инвестиционной схемы доведение бюджетных средств до получателей затягивается. И мягко намекнули, кто лишний.
Как известно, в СКФО развивают три горнолыжных курорта: Архыз в Карачаево-Черкессии, Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии и Ведучи в Чечне. По мнению премьера, который посетил Архыз еще до начала знакового для ситуации заседания в Ессентуках, «этот курорт уже приближается к показателям хорошего эталонного курорта». Еще одно возможное направление - развитие медицинского туризма, который в России сейчас почти отсутствует. Лев Кузнецов привел такие цифры: более миллиона россиян выезжают на лечение за границу и тратят там около миллиарда долларов США.
Впрочем, финансирование обоих направлений в госпрограмме развития Северного Кавказа до 2025 года было значительно урезано. В 2017 году на развитие туристического кластера выделили из бюджета 4,3 миллиарда рублей вместо предусмотренных ранее 7,2 миллиарда, а на создание медкластера - соответственно 2,8 вместо 14,6.
В условиях ограниченности ресурсов Лев Кузнецов просил обратить внимание минфина на эти направления - и поискать дополнительные источники.
В то же время глава минкавказа критиковал качество и эффективность управления госсобственностью, например, в регионе Кавминвод. Большинство объектов, утверждал он, в очень плохом состоянии и инвестиционно непривлекательно. Росимущество провело полную инвентаризацию, но минкавказу этого было мало - глава ведомства предложил до конца года подготовить предложения по эффективному управлению госсобственностью на территории Кавминвод.
К тому времени минэкономики продолжало стратегическое управление ОЭЗ, но минкавказа уже начало менять эту систему. Минкавказ взял на себя ответственность за принятие оперативных решений, в частности, формирование экспертного совета для рассмотрения заявок потенциальных инвесторов и принятия решений о присвоении статуса резидентов ОЭЗ. К тому же министерству были переданы и права акционера АО «Курорты Северного Кавказа» (КСК). В результате образовалась структура, возглавляемая министерством по делам Северного Кавказа России, в которой особое место заняло Акционерное общество «Корпорация развития Северного Кавказа» (АО «КРСК).
Инвестиционный менеджмент
АО «Корпорация развития Северного Кавказа» было создано в 2010 году для развития инвестиционной среды Северо-Кавказского федерального округа путем привлечения инвесторов и участия в реализации производственных и инфраструктурных проектов на территории округа. В мае 2017 года было принято решение о передаче АО «КРСК» в собственность государства.
По сути, АО «КРСК» - ключевой институт развития СКФО, который позиционирует себя действенным инструментом реализации госпрограммы РФ «Развитие СКФО» на период до 2025 года. Главные заявленные приоритеты - содействие реализации госпрограммы развития СКФО, привлечение на Северный Кавказ инвестиций и создание новых рабочих мест. Инвестиционные интересы компании лежат практически во всех сферах деловой активности в регионе. Речь идет об участии в экономически эффективных проектах в сфере промышленности, сельского хозяйства, туризма и рекреации.
Наделение минкавказа России правами акционера АО «КРСК», как планировалось, должно было повысить эффективность взаимодействия министерства и Корпорации в рамках реализации инвестиционных проектов, по их отбору и согласованию, а также активизировать всю эту работу в рамках принятой общей стратегии. Первый заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Одес Байсултанов так комментировал будущее взаимодействие с новой структурой, принятой ведомством под крыло:
- Подписанное постановление правительства РФ - один из финальных этапов процесса передачи минкавказу России полномочий по управлению ключевым институтом развития Северного Кавказа. Таким образом, государство сформировало систему «одного окна» - через минкавказ России - при распределении бюджетных ассигнований как на цели создания инфраструктуры Северо-Кавказского туристического кластера, так и на реализацию других проектов в регионе. С этого момента министерство определяет задачи и финансовое обеспечение компании как одного из инструментов реализации госпрограммы развития СКФО, а также несет ответственность перед государством за результативность расходования бюджетных средств, направляемых в АО «КРСК». До сегодняшнего дня минкавказ России не имел возможности прямого влияния на деятельность Общества посредством законодательно предусмотренных корпоративных процедур, что затрудняло осуществление полномочий ведомства.
Разные взгляды на эффективность
Наконец, на исходе 2017 года итоги всех пертурбаций в реализации инвестиционных проектов 2017 года в рамках госпрограммы развития Северо-Кавказского федерального округа в минкавказа были подведены. Вот с чего начал первый замминистра ведомства Одес Байсултанов:
- 2017 год заканчивается с позитивной динамикой. Мы уже не первый год работаем в рамках жестких бюджетных ограничений, боремся за каждый дополнительный рубль, выделяемый из бюджета. Напомню, что в соответствии с Законом о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов ресурсное обеспечение нашей Госпрограммы было сокращено на 59,7 процента. При этом, согласно поручению Президента России Правительство может рассмотреть вопрос о возможном увеличении объема финансирования Госпрограммы развития СКФО при формировании бюджета на 2018-2020 годы. И, несомненно, одним из критериев увеличения бюджета Госпрограммы станет эффективность реализации наших подпрограмм.
Директор департамента территориального развития Альбина Муртаева добавила:
- Часть проектов уже сдается в эксплуатацию. В частности, комплекс по приемке, хранению и первичной обработке зерна в Республике Северная Осетия - Алания, завода по изготовлению алюминиевых профилей РИАК на территории Республики Ингушетия, тепличные комплексы в Республике Дагестан. Остальные проекты, переходящие на следующий год, на данный момент активно реализуются.
В 2017 году минкавказ включил в госпрограмму развития СКФО 15 инвестиционных проектов в сферах промышленности, туризма и аграрно-промышленного комплекса. На их поддержку каждый субъект Северного Кавказа получил по 500 миллионов рублей. Структура инвестпроектов была распределена так: в агропромышленном комплексе - 10, в промышленности - 3, а также в туристической сфере - 2.
Замглавы минкавказа России пообещал дальнейший контроль за качеством инвестиционнной работы в регионе:
- Проекты, которые доходят до участия в отборе в госпрограмму, уже прошли несколько разновидностей экспертиз - на муниципальном уровне, потом региональном. На каждый проект у нас есть заключение министерств экономики того или иного субъекта СКФО. Думаю, отобранные на 2018 год проекты будут на голову выше, чем в прошлом году.
Остается добавить, что по итогам прошедшего года выведенные «под крыло» минкавказа «инвестиционные менеджеры» добились следующего: на выделенные всем семи регионам 2,7 мил- лиарда рублей инвесторы вкладывают более четырех миллиардов. То есть на один вложенный рубль получили ответный рубль частных инвестиций.
Почти в это же время министр экономического развития Ставропольского края Валерий Сизов на форуме «Навстречу бизнесу» в Невинномысске в рамках конференции ОНФ «Оценка эффективности расходования бюджетных средств в программах поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае», в свою очередь, рассказал о достижениях своего ведомства в деле инвестирования предпринимателей региона:
- На каждый рубль господдержки благодаря налогам в бюджет возвращается 1 рубль 35 копеек. Это хорошая окупаемость!
Рубль окупаемости в минкавказа против 35 копеек в минэкономики.
Сергей БОНДАРЕВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий