Вы здесь
ИГОРЬ БАРТАШ: «ТЕАТР ВСЕГДА СО МНОЙ»
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В мае нынешнего года Президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении актеру Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лер-
монтова Игорю Барташу звания «Заслуженный артист России».
27 лет актер служит в ставропольской драме. За это время артист успел создать множество сценических образов, начиная от классических ролей и заканчивая современными героями. Но ставропольцы знают Игоря не только по ярким ролям в театре, но и как художественного руководителя муниципального литературного театра-гостиной «Гармония», а также сценариста и режиссера краевых и городских праздничных мероприятий.
О тонкостях актерской профессии и о многом другом наш разговор с Игорем Барташом. Поклонники, ликуйте!
- Игорь, что тебя больше всего привлекает в профессии актера?
- Игра на сцене - это своеобразный наркотик: если однажды понравилось, то отказаться от этих эмоций, этого драйва уже невозможно. С 12 лет я занимался в театральной студии Анатолия Дурова «5 этаж». И не просто занимался, но и выходил на сцену в детских спектаклях, в новогодних представлениях, и даже получал за это гонорар. Так увлекся, что особо и не раздумывал, какую профессию выбрать. Довольно легко поступил в Воронежский театральный институт, выдержав огромный конкурс - 12 человек на место, потом вернулся в Ставрополь, где и служу родному театру почти три десятка лет.
Понимаешь, хочется приносить людям хоть какую-то пользу. А профессию актера ведь не зря сравнивают с профессией врача. Только доктор в основном лечит тело, а актер душу. И когда твоя игра заставляет смеяться или плакать, это дорогого стоит. В любом случае душа очищается. И не важно - слезами или смехом.
- Есть мнение, что настоящий артист каждый раз выходит на сцену, как в первый, по степени волнения и воодушевления. Это про тебя?
- Думаю, про всех артистов. Даже играя спектакль не первый сезон, никогда не знаешь, как все пройдет и что может случиться. Ведь на сцене в любой момент могут возникнуть различные ситуации, абсолютно не зависящие от тебя. Например, кто-то забыл реплику, не там сел или остановился, забыл реквизит или не сделал важный жест. Причем, такой конфуз может приключиться и с тобой.
Также всегда беспокоюсь, зацепишь ли ты своим исполнением зрителя, уйдет ли он со спектакля окрыленным? Так что волнение есть всегда. Да и с холодным носом выходить на сцену - не особо интересно.
- Ты играл во многих спектаклях. Какие работы запомнились больше всего и стали самыми дорогими?
- В первую очередь, спектакли, который поставил режиссер, народный артист РФ Юрий Иванович Еремин. Я сыграл во всех его спектаклях, которые он поставил на ставропольской сцене - «Герой нашего времени», «Маскарад», «Фирс», «Дядя Ваня», «Сотворившая чудо». Работа в этих спектаклях стала для меня отличной школой. А еще я благодарен ему, что он дал мне возможность сыграть такую разнообразную палитру ролей.
Комедийным ролям меня научил наш режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков. Он настоящий мастер комедии. У Валентина Валентиновича абсолютно другая форма существования артиста на сцене, я бы назвал ее бурлеск. У него, как у постановщика, неуемная фантазия. А когда фантазия режиссера ложится на твою энергию, тогда и получаются такие смешные и яркие спектакли.
А вообще каждой роли отдаешь частицу себя, своей души, энергии, чтобы зрителю было интересно.
- Где ты лучше себя чувствуешь - в комедии или в трагедии?
- Не могу сказать, что мне комфортно только в комедии или только в драме. Как и не могу утверждать, что мне легко в любом жанре. Но абсолютно точно - мне везде интересно. А самый кайф - играть роль и понимать, что кроме тебя ее никто не сыграет, что она будто создана для тебя. Даже если ее писали три столетия назад.
- Кого ты хотел сыграть и от какой роли категорически бы отказался?
- От ролей в нашей среде отказываться не принято. А если честно, то и не хочется. Мысль-то материальна: раз отказался, два, а потом тебя просто не позовут. А по поводу того, какую роль хотел бы сыграть, то у меня таких нет. Я впечатлительный человек, и если бы что-то очень хотел сыграть, а у меня не получилась или не совпало, то я бы сильно расстроился, переживал и мучился. Зачем? Поэтому я благодарен тому, что получаю. А если роль выписал хороший драматург, а спектакль поставил хороший режиссер, то это стопроцентно творческая удача.
- А твои роли накладывают отпечаток на характер?
- Конечно, но только в момент, когда я репетирую. Потом от этого постепенно уходишь, отключаешься. Очень важно для всех артистов понимать, что человек, которого ты играешь и ты сам, это разные люди. Иногда это сложно. Когда я репетировал роль Печорина, то решил перечитать «Герой нашего времени». Читал и думал, как я его буду играть, я ведь абсолютно не такой, он же настоящий подонок. А когда репетировал, то понял, что во мне есть очень много от Григория Александровича. С одной только разницей - он этому давал выход, а я не даю. По разным причинам. Вообще любая роль несет массу того, что есть в тебе самом, в твоем характере. Только у персонажа, которого ты играешь на сцене, оно ярко выражено, а у тебя - глубоко спрятано.
- А если бы у тебя была возможность поговорить с Печориным. Что бы ты ему сказал?
- Для меня роль Печорина - знаковая работа, своеобразный творческий этап. Кстати, наш спектакль - первая в мире театральная постановка по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Экранизации были, а спектаклей нет. И я первый исполнитель этой роли. Что бы я ему сказал? Знаешь, мне было бы интересно посмотреть в его глаза.
- И что ты там надеешься увидеть? Ты думаешь, что такой циник, как Григорий Александрович, дал прочитать в его глазах?
- Думаю, да. Ведь Бог и дьявол в каждом из нас…(долгая пауза). Если честно, то мне больше интересно узнать, что он бы мне сказал.
- А можешь предположить, о чем бы был ваш диалог?
- Нет. Но мне кажется, что мы встретились бы где-нибудь в горах Кавказа, где природа завораживает своим величием. Может, махнули бы по рюмашке… Нет, не могу представить о чем говорить.
- А что бы ты сказал другим своим знаковым персонажам? Например, Треплеву из чеховской «Чайки»?
- Я бы у него спросил, о чем он думал и что чувствовал, когда прощался с жизнью, когда до выстрела оставались считанные секунды и он нажал на курок. А Акакию Акакиевичу Башмачкину, которого я играю в «Гармонии», сказал бы, что вы не один такой. Мы все в одной шинели. У нас многие так живут, что 200 лет назад, что сегодня. Вы - олицетворение России-матушки, которая ест свою говядину с луком и постоянно копит деньги на что-то. Посмотри, ведь сегодня не так много людей, которые могут себе позволить зайти в магазин и из прихоти выложить определенную сумму за очередное пальто. Большинство откладывают деньги на покупку несколько месяцев, и, повторюсь, покупают не сто пятое, для коллекции, а элементарно, чтобы не замерзнуть. И если у Гоголя олицетворение России - Птица-тройка, то у меня - Акакий Акакиевич.
А у Арбенина из лермонтовского «Маскарада» я бы спросил: «Давно ли вы стали таким святым? Почему вы решили, что можете решать и распоряжаться судьбами людскими?». Ведь этот человек в свое время, в молодости, очень лихо покутил. Когда в его семье произошла эта история, он спроецировал ситуацию на себя и понял, что окажись на месте Нины, то воспользовался моментом непременно. Ему и в голову не пришло, что можно поступить по-другому: честно и порядочно. Арбенин для меня менее положительный образ, чем Печорин. Тот был хотя бы честен сам собой, и с другими.
- Никогда не хотелось покорить Москву или Санкт-Петербург?
- Конечно хотел бы. Особенно интересна Москва. В столице России находится около 170 различных театров, большинство из которых имеют исключительный репертуар и аншлаговые спектакли, там отличные режиссеры и множество возможностей. А еще Москва мне близка по энергетике. Мне кажется, в этом городе не задерживаются те, кто не может жить в динамике. Там очень быстрый темп жизни, который не всем подходит. Это как с музыкой: кому-то нравится prestissimo, а для кого-то такой темп неприемлем.
- Игорь, ты практически вырос в нашем театре, что он для тебя значит?
- Театр - это здесь, сегодня и сейчас. Театр - это моя жизнь, это мой дом, моя семья… Я не знаю, где больше провожу времени. Даже если я отсутствую на территории театра, то он всегда во мне. Я всегда о нем думаю, даже во время отдыха пытаюсь что-то сделать для него полезного. У меня есть мечта, чтобы ставропольская драма - первый театр на Северном Кавказе, старейший театр России - получил статус театра федерального значения. Чтобы туристы на Ставрополье приезжали не только за минеральной водой, тамбуканской грязью, лечебным воздухом, но и посмотреть наши спектакли.
- Гоголю принадлежит высказывание: «Театр - такая кафедра, с которой можно многое сказать миру». Как ты думаешь, какая миссия у театра сегодня?
- Театр должен помогать человеку жить. Это не мои слова, это кто-то из великих сказал. Для меня самый лучший комплимент - это когда моя игра заставляет зрителя задуматься о своей жизни, о своих поступках, чувствах. Вот это высшая задача. Значит, у него в душе что-то происходит, значит, он меняется. А мы - я имею в виду наш театр - стараемся изменить человека в лучшую сторону. В любом спектакле мы стараемся поговорить со зрителем о сегодняшней жизни, о том, что сегодня происходит в душе человека.
- Жизнь преподносит тебе больше радости или печали?
- Наверное, радости. Я проживаю ту жизнь, которую считаю правильной, и она преподносит мне события, знакомства, встречи, которые помогают идти в нужном направлении.
Когда на душе становится скверно, я начинаю перелистывать свои жизненные страницы и понимаю, что храним высшими силами. Вспоминаешь какие-то ситуации и удивляешься, что до сих пор по земле ходишь. Так зачем жаловаться? Ведь рядом с тобой люди, которые тебя любят, а ты их любишь. Они живы, здоровы. Дорого стоит, когда утром открываешь глаза и можешь позвать: «Ма-а-ам». И почувствовать, что из кухни пахнет блинами и кофе. А еще мне есть пойти к кому поплакаться и есть к кому повеселиться. Нет, в этом смысле я очень счастлив.
- Опишите свой характер пятью разными словами.
- Вредный, вспыльчивый, иногда мягкий и пушистый, искренний, преданный, моментами взбалмошный, моментами - слишком глубокомысленный. Получилось чуть больше.
- Кому ты благодарен по жизни?
- Маме. Она меня родила, не помешала выбрать профессию по душе. Говорила, поступишь - отлично. Не поступишь - жизнь дальше покажет, что делать. Отец-художник, творческий человек, хотел, чтобы я получил рабочую специальность, например автослесаря. Тогда, в 90-е, это была выгодная и денежная профессия. Мама даже думать запретила ему об этом. Ее позиция была однозначной - пускай едет, пробует, поступает куда хочет. Не получится? Зато не будет обвинять, что мы испортили ему жизнь. Я ей очень благодарен.
- У тебя когда-нибудь опускались руки?
- Да, и не раз. Обычно, это связано с театром. Как бы там ни было, театр - это твоя боль, радость, твоя жизнь. Но, повторюсь, я счастливый человек и есть люди, которые помогут эти руки поднять.
- Игорь, а что такое, по-твоему, любовь?
- Недавно прочитал: «Если однажды ты не захочешь никого слышать, позвони мне - я обещаю молчать». Это Габриэль Гарсиа Маркес. Так вот, для меня любовь - это когда с человеком хорошо молчать, хорошо мечтать и есть с кем осуществить эту мечту.
- Ты можешь резко изменить свою жизнь?
- Надеюсь, да. И такие моменты в жизни были.
- Какая для тебя самая неприятная черта в человеке?
- Предательство и лизоблюдство. Вот эти черты я терпеть не могу. Хотя, я не святой, а у каждого человека своя правда, и возможно кто-то думает, что я предавал тоже… (пауза). Есть пара примеров, где мне стыдно, что я так себя повел. Один случай произошел со мной в детстве. Второй - когда я был достаточно взрослым человеком. И мне до сих пор стыдно, отвратительно, горько и больно. У меня до сих пор слезы, при воспоминании, наворачиваются на глаза. И я понимаю почему: тем поступком я не столько больно сделал тому человеку, сколько больно сделал себе. И сделал на всю оставшуюся жизнь… А в людях я ценю доброту и искренность.
- Что обязательно должен сделать каждый человек хотя бы 1 раз в жизни?
- Помолится. Искренне и от души.
- Если бы ты имел возможность встретиться с собой маленьким, то что бы ты себе сказал в этом случае?
- Уберег бы себя от некоторых неприятных моментов, которые случились со мной. А самое главное сказал - не торопись жить, не торопись взрослеть. Жизнь настолько быстротечна, а ты еще и не знаешь, когда она закончится. Всему свое время. Береги, что имеешь сейчас.
- А если снимать фильм про тебя, про твою жизнь, какая музыка или песня должна звучать фоном?
- Песня «Если б не было тебя», которую исполняет Алексей Кортнев и группа «Несчастный случай». Слишком много людей вокруг, которые сделали меня счастливым, оказались на моем пути в нужное время и в нужном месте, которые помогли, подсказали, протянули руку помощи. И не известно, что бы было, если б их не было. Спасибо им за это.
Наталья МАКАГОНОВА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий