Вы здесь
КОЛОКОЛА И КОЛОКОЛЬЧИКИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Удивительная по самобытности выставка под названием «В гармонии духа и красоты» открылась в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Здесь в рамках празднования 175-летия Ставропольской епархии и 55-летия митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла представлены колокольчики, живописные полотна и произведения декоративно-прикладного искусства из личного собрания высокопреосвященнейшего владыки.
Центральное место в экспозиции занимает коллекция колокольчиков, которая насчитывает более 400 экземпляров. Эта разновидность коллекционирования называется кампанофилия (от латинского «campana» - колокол), а наука, изучающая колокола, - кампанология. В день открытия выставки митрополит Кирилл, который кроме пастырского служения и большой общественной деятельности уже много лет собирает картины и колокольчики, поблагодарил организаторов, рассказал о своей коллекции, поделился воспоминаниями и планами на будущее. Также он поздравил известного краеведа, почетного гражданина города Ставрополя Германа Беликова с 85-летним юбилеем и вручил ему епархиальную медаль «Ставропольский крест» и книгу «Юго-Восточный русский церковный собор 1919 года». И это вполне заслуженно, так как знаменитый летописец Града креста, как нередко называют Германа Алексеевича ставропольцы, посвятил немало своих трудов истории «Храмового ожерелья» Ставрополя, куда входили православные церкви и объекты центра Кавказской епархии.
Владыка Кирилл показывает свою коллекцию колокольчиков не впервые. Жители и гости краевого центра любовались этими уникальными экспонатами, к примеру, пять лет назад тоже в музее-заповеднике. Тогда выставка называлась «Колокольный калейдоскоп». Позже их можно было увидеть в ставропольской галерее Паршина, а также в Невинномысске. Многообразие колокольного мира просто поражает. А первым в коллекции был колокольчик, похожий на купол храма святого Петра в Ватикане. Отдельная здесь «песня» - рождественские колокольчики в форме ангелочков, на каждом из которых своя лепнина или узор. Рядом располагаются нежные фарфоровые колокольцы из Сергиева Посада, украшенные розами. Есть в коллекции экспонаты из бронзы, серебра, дерева, хрусталя, фарфора, керамики, стекла, и у каждого свое неповторимое звучание.
Значительная часть колокольчиков с видами городов России и зарубежья, изображением православных храмов и монастырей хранит память о тех местах, где довелось побывать митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому. Особое место на выставке занимают поддужные колокольчики, которые главным образом использовались на почтовых и курьерских тройках и были своеобразными символами русского быта XIX - начала XX веков. Не оставляют равнодушными и декоративно-сувенирные колокольчики, созданные на знаменитых русских художественных промыслах - гжель, хохлома и другие. Все они, радующие своей красотой, оригинальностью и чудесным звоном, поистине представляют собой культурное явление в отечественной и мировой истории.
А вот об этом расскажем поподробнее, ведь история колокольчиков очень занимательна. Наиболее старинные из дошедших до нас относятся к IX столетию до нашей эры. Это скифские колокольчики. Не менее значительна и интересна история их предшественников, современников и аналогов, отличающихся по весу и размеру. Речь о колоколах, история которых насчитывает более четырех тысяч лет. Самые ранние из найденных археологами колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае в XXIII - XVII веках до нашей эры. Там же впервые был создан музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе, кстати, аналогичный инструмент (карильон) появился на две тысячи лет позднее. Ну а вера в то, что при помощи удара в колокол или колокольчик можно избавиться от нечистой силы, непогоды, хищного зверья, змей, что колокольный звон изгоняет болезни, - присуща большинству религий древности. От них-то эта вера вместе с христианством и пришла в Россию. Как и сами колокола, и колокольное мастерство.
В русских летописях колокола упоминаются уже в 988 году. Развитие русского литейного искусства позволило создавать по-настоящему непревзойденные в Европе образцы. И каждый из таких мощных произведений имел свое имя. Так, Ревун (1622 г.), весивший 19 тонн, и Успенский (1819 г., 64 тонны) - действуют на колокольне Ивана Великого в Москве. А самый большой Царь-колокол (1735 г., 208 тонн) спустя сто лет, в 1836 году, был установлен на специальном помосте у колокольни Ивана Великого, где и обретается поныне. Всегда славились своими звонами колокола Ростова Великого. Первый из них, названный за красивый звук «Лебедем», был отлит в 1682 году.
Колокол нередко уподобляли человеку, что выражается в названиях его частей: язык, тулово, губа, уши. Колокола в многострадальной истории нашей страны и казнили, вырывая язык, и ссылали. А все потому, что колокол прежде всего - это голос православного храма... В 1930-е годы литье колоколов в СССР прекратилось полностью. И только в 1990-е годы пришлось начинать все с нуля. Литейное производство и изготовление колоколов освоили такие российские гиганты, как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. За последнее время во многих городах России, как и в нашем любимом Ставрополе, построено немало церквей, и в каждом православном, да и не только православном храме звонят колокола, благовестят, призывают верующих на службу, напоминают о церковных праздниках.
Стоит сказать, что существуют еще корабельные колокола - рынды. Звучат колокола в театральных и оперных спектаклях. Колокольные звоны стали органичной частью музыкального стиля и драматургии произведений русских композиторов-классиков и в операх, и в инструментальной музыке. Их использовали Глинка, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков, Чайковский. Одна из кантат Рахманинова получила название «Колокола». В XX веке эта традиция была продолжена Свиридовым, Щедриным, Гаврилиным, Петровым и другими российскими композиторами. Как сказал поэт Николай Танаско: «Тает под весенним солнцем долгий зимний сон. И над миром нежно льется колокольный звон...».
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий