Вы здесь
ПИЛИ ВМЕСТЕ, А СБИВАЛИ ВРОЗЬ?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Вот уже больше года редакция «Ставропольских ведомостей» следит за перипетиями уголовного дела, находящегося в производстве старшего следователя СО ОМВД России по Буденновскому району С. М. Дадяна. Где есть ДТП с летальным исходом, четыре свидетеля, видевших, как виновник аварии скрылся с места происшествия, результаты судебно-медицинской экспертизы, установившие прямую причинно-следственную связь между аварией и смертью 19-летнего Вадима Переверзина, и жалобы родных погибшего, что следователь намеренно заволокичивает уголовное дело.
Расследование аварии со всеми известными исходными данными длится без малого два года, и семья Переверзиных уже потеряла веру в то, что виновника ДТП ждет справедливый приговор. Уж больно активно на его стороне играет Дадян под красноречивое молчание руководства следственного отдела и районной прокуратуры. Когда сейчас назначена третья по счету автотехническая экспертиза при уже имеющихся двух и полностью подтверждающих вину водителя М. Однако Переверзины снова ждут очередных результатов и очередной подножки от тех, кто в силу своей профессии вроде как должен ратовать за букву закона, отстаивать неотвратимость наказания за совершенное преступление.
Причем ждут не только они. Недавно в редакцию «Ставропольских ведомостей» обратилась другая семья из Буденновского района. Их история борьбы за объективное рассмотрение уголовного дела словно под копирку писана с вышеупомянутой, когда так и хочется воскликнуть то ли: «Караул», то ли: «Ба, знакомые все лица». Уж больно характерен почерк старшего следователя. Но сначала история.
Житель поселка Архангельского Ибрагим Кадиев никогда не любил 23 февраля. А вот его супруга нет-нет да поддавалась праздничной суматохе. Как ни крути, 22 года прожили в браке, родили троих детей, так почему не сделать приятный сюрприз родному человеку? А потом можно и на традиционную вечернюю прогулку по селу с родственницами пойти. Вокруг тишина, снег под ногами скрипит, центральную улицу хорошо освещают фонари. До дома 42-летней Хадижат Абубакаровне оставалось пройти метров 400, когда раздался глухой хлопок, звон стекла...
- О том, что жену сбила машина, я узнал через два часа после аварии. Ближе к 23:00 к нам в калитку постучали и сказали, что случилась беда. Выскочил на улицу, а там уже и полиция, скорая помощь приехали. Хадижат на земле лежала, - рассказывает Ибрагим. Он держал жену за руку - холодную и неподвижную, а к месту ДТП подтягивались люди, привлеченные звуком сирен и светом мигалок.
И пока полицейские опрашивали зевак, кто-то из толпы вспомнил, что в расположенном неподалеку магазинчике установлено видеонаблюдение. Мол, камеры могли запечатлеть автомобиль, проезжавший мимо. Все-таки вечером движение в поселке не столь оживленное, как в городе, пришлых лихачей будет видно сразу. Стали просматривать видеокадры - машин оказалось несколько. Причем все местные. Но больше остальных следователей заинтересовал черный «Форд Фокус», принадлежащий семье Зайченко. Ведь, как уверяли люди, этим вечером младший Зайченко со своим закадычным другом Петрушовым бурно отмечали День защитника Отечества в местной кафешке. Машина стояла неподалеку.
- Видимо, там стало скучно. И взяв с собой баклажку пива, парни решили продолжить веселье в другом месте. За руль сел Петрушов, Зайченко был в пассажирском кресле. Куда они так неслись, я не знаю. Но неслись на бешеной скорости, ведь жену не просто приложило бампером, а перекинуло через машину. Врачи потом сказали, что у нее была открытая черепно-мозговая травма. Сбив ее, останавливаться парни не стали, поехав прямиком к дому Зайченко, где и спрятали во дворе покореженное авто. Дальше Петрушов вызвал своих родственников и пошел к месту аварии, тогда как Зайченко остался дожидаться новостей дома, - озвучивает свою версию, что происходило в тот вечер, Ибрагим Кадиев.
Говорит, что роковую цепочку событий они с родственниками собирали по крупицам. Ведь после того, как Хадижат увезли в больницу, а сотрудники полиции поехали по указанному адресу к владельцу автомобиля, семья Кадиевых тоже не бездействовала, обошла всех односельчан, в чьих домах окна выходят на улицу. Вдруг кто-то что-то видел и поможет по горячим следам разобраться в случившемся. Ибрагим хоть и кавказец, кровь у него горячая, но не в его правилах обвинять людей голословно. Село Архангельское небольшое. Каждый друг друга знает, при встрече здоровается, дети растут на глазах у всех. Вот и не верил он, что кто-то из местных способен на такую подлость, чтобы сбить человека и оставить его беззащитного умирать на дороге. Не звери же эти ребята, в конце концов. У каждого из молодых парней есть своя мать, сестра, и неужто не екнуло бы сердце, не закралась мысль: а что, если бы их родные люди оказались на месте пешехода?
До последнего не верил. Даже когда после обхода улицы нашлись случайные свидетели ДТП, рассказывавшие, что сам момент аварии они не видели, но примерно в это же время на улице Ленина появились сестра и мать Петрушовых, живущие совсем в другой стороне. Они ходили по дороге, нервничали, что-то собирали, с кем-то общались по телефону. А потом все стихло, прежде чем приехали скорая и полиция.
- Я сначала думал, что это они медиков вызвали. Но нет. Оказывается, звонок в скорую помощь делал Смирнов. И то лишь через 40-50 минут после того, как Петрушовы-старшие побывали на месте ДТП. Якобы он проезжал мимо, увидел лежащую на дороге женщину и решил помочь, - скептически относится к череде «случайных» совпадений Ибрагим Кадиев.
Когда одни просто мимо проходили. И сестра Петрушова просто знакома со Смирновым. И просто целых 20 минут общалась с ним в тот вечер ни о чем. И он так же просто после этого телефонного разговора оказался рядом с местом ДТП. Но не слишком ли много этих «просто», вставленных в рамку одного единственного вечера, расколовшего жизнь семьи Кадиевых на «до и после»? «До» - дом полная чаша, гостеприимная и хозяйственная Хадижат, улыбчивые дети. После - пустота. И серый на лицо Ибрагим, который до сих пор не отошел от шока и не отпустил Хадижат, говоря о супруге в настоящем времени. Мол, она любит готовить, возится в огороде, обожает детей, увлеклась вечерними прогулками, потому как полезно для здоровья.
- Я не понимаю. Сбили вы человека. Получилось так случайно. Остановитесь. Отвезите его в больницу или вызовите врачей, сделайте все от вас зависящее, чтобы спасти жизнь пострадавшему. А вы хладнокровно уезжаете. А потом еще мамок-нянек на подмогу кличете. Которые тоже вместо того, чтобы помочь Хадижат, помогают своим детям замести следы - осколки от фар, бампер собирают. А ведь моя жена не сразу умерла. Как показала судебно-медицинская экспертиза, после наезда автомобиля она еще шесть часов была жива. И пусть с открытой черепно-мозговой травмой шансы выжить изначально были невысоки, но ей даже не дали возможности побороться за жизнь, - сжимает руки Ибрагим.
К слову, в тот вечер он тоже все-таки пошел к дому Зайченко, куда ранее отправился наряд полиции.
- Но где-то на полпути меня остановили два заместителя начальника отдела МВД России по Буденновскому району и сказали, что нам там делать нечего. Как пояснил Виталий Сергеевич Цатуров, машину они нашли, молодчиков доставили в отделение, где оба свою вину признали и дают показания. Он меня уверил, что оба парня сядут надолго, - рассказывает муж погибшей.
Были ли у него сомнения? Ибрагим привык доверять людям. Тем более что вскоре следственным отделом ОМВД России по Буденновскому району было возбуждено уголовное дело по пунктам «а» и «б» ч. 4 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека), назначены судебно-медицинская и автотехническая экспертизы, подтвердившие вину водителя. Вести же его было поручено старшему следователю отдела, лейтенанту юстиции С.М. Дадяну. Оный в отличие от двухлетнего волокитства с Переверзиными в случае с семьей Кадиевых проявил показательное рвение и спустя четыре месяца уже готовит обвинительное заключение по данному ДТП для утверждения в Буденновскую межрайонную прокуратуру Ставропольского края. Вот только семья Кадиевых категорически против нынешней формулировки обвинения, настаивая на том, что следствие проведено необъективно и не в полном объеме.
- На данный момент подозреваемым по делу проходит лишь сидевший за рулем автомобиля Петрушов. А Зайченко вовсе выведен из него, поскольку его якобы не было на месте происшествия. И ничего мне полицейские не обещали. Но это наглая ложь, не поддающаяся никакому логическому объяснению, если учесть, что машина изначально принадлежит семье Зайченко. Нас сейчас пытаются уверить, что Петрушов самовольно угнал ее, чтобы покататься. Но чем тогда он ее отомкнул, когда следов взлома замка обнаружено не было? Да и несколько странное поведение для угонщика, когда после наезда на человека разбитую машину он не прячет где-то в лесополосе, а загоняет, как ни в чем не бывало, к самому Зайченко. И тот на это молчит? - недоумевает Ибрагим.
Адвокаты семьи уверяют, что все сомнения «а был ли второй мальчик» можно было бы легко устранить, если бы следствие столь открыто не игнорировало их ходатайства о биллинге телефонов Петрушова и Зайченко в момент совершенного ДТП, если бы провело экспертизу по исследованию микрочастиц лобового стекла, кто из приятелей о него ударился, если бы сразу, а не через полтора месяца запросило одежду товарищей, если бы приложило к материалам дела видеозаписи с камер видеонаблюдения в месте ДТП. Но...
- Следователем не дана правовая оценка действий гражданина Зайченко, тогда как в них содержится состав преступления, предусмотренный статьей 316 УК РФ «укрывательство». Поскольку, приехав домой, он скрыл автомобиль и не сообщил правоохранительным органам о совершенном преступлении. А также после совершенного наезда на пешехода они не остановились, не оказали первую помощь и не вызвали квалифицированную скорую медицинскую помощь, что также соответствует статье 125 УК «Оставление в опасности», - комментируют пробелы следствия адвокаты КА «Дзалаев и Партнеры».
- Сейчас все уголовное дело строится на признательных показаниях самого Петрушова. Зачем он выгораживает приятеля, не знаю. Но в дружеское благородство между ними не верю. Хотя бы потому, что моральные принципы не бывают частичными, когда тут играли, а тут рыбу заворачивали. О какой чести может идти речь, если ты второй раз вернулся на место ЧП с родственниками и продолжил преспокойно наблюдать, как умирает человек? Где вы здесь видите сожаление или чистосердечное раскаяние? А между тем, мы полтора месяца уговаривали С. Дадяна, чтобы он опросил и наших свидетелей, видевших, что происходило после ДТП на дороге. Но он снова нас проигнорировал, - разводит руками Ибрагим, которого не устраивает предложенное половинчатое правосудие.
И нет, он не хочет крови. Он реалист и отдает себе отчет, что, скорее всего, им не добиться для Зайченко реального уголовного срока. Ведь де-факто не этот парень сбил его жену. А значит, вроде и не виновен. За отсутствие морали за решетку не сажают. Зато в современном уголовном законодательстве есть масса иных рабочих механизмов, направленных на профилактику повторных правонарушений. На то, чтобы человек задумался о том, как живет и куда неверный шаг может привести. Нужно только грамотно пользоваться такими инструментами, если мы не хотим, чтобы подобные истории повторялись. Чего мы как раз снова и не видим в этой истории - профилактики зла.
Как метко заметил И. Кадиев, здесь все «наполовину». Наполовину проведены необходимые следственные мероприятия, наполовину опрошены свидетели, наполовину определены виновные. Тогда как за кадром остался истинный смысл правосудия - не только наказать, но и укрепить доверие каждого человека к правоохранительной системе. Доверие, которое строится на полной уверенности в том, что приди в твою семью беда, у нас есть люди, которые будут до последнего землю рыть зубами, чтобы справедливость восторжествовала. Потому как не могут по-другому, это для них, представителей закона, дело государственной чести и личного профессионализма. Это ежедневный экзамен, подтверждающий, что погоны они носят не случайно и в профессию пришли не потому, что форма красивая и следователь - звучит гордо.
Ибо гордо это звучит лишь в случае, если твое имя не вызывает у народа ухмылку, если пострадавшие семьи не начинают свой разговор с того, что «помогите, следователь не слышит нас», если на рассказы одних пострадавших другие не восклицают: «А ваше дело случайно не Дадян ведет? А то знакомый поведенческий почерк». Если ваше имя не стало именем нарицательным для описания пустоты и непрофессионализма.
Тогда это уже не гордо. Тогда это уже страшно! Особенно если руководство подобных сотрудников молчит, делая вид, что ничего не происходит. Ходит на работу человек - и ладно.
Марина Кандрашкина.
*Фамилии главных героев изменены.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
Дело изначально, не чисто
Ваш «муж»брешит и слухи
Ррр
Органы власти думают не о
Органы власти думают не о
Все в этой жизни не случайно.
Расскажи тогда правду!!! Раз
Для этого и существует
Добавить комментарий