Вы здесь

ПОМОЧЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Недавно в России отмечался День психического здоровья. Мы решили выяснить, как сегодня оказывается помощь жителям края в данной области, какие современные методы используются? А учитывая, что любое здоровье необходимо укреплять смолоду, мы решили сконцентрировать свое внимание на примерах работы с юными ставропольцами.

Целых восемь лет в крае действует Детский телефон доверия (ДТД). Он создавался для оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. А еще их родителям и педагогам по вопросам воспитания.

Об этой «горячей линии» нам рассказала руководитель ДТД при государственном бюджетном образовательном учреждении «Краевой психологический центр» Лариса Гладченко. Почему сама она? Да потому что консультанты не могут общаться с прессой. Так сложилось по причине того, что ими соблюдаются важные принципы организации работы службы - анонимности и конфиденциальности.

У стороннего наблюдателя может возникнуть впечатление, что деятельность службы излишне засекречена и напоминает работу спецслужб. Каждый психолог-консультант работает под псевдонимом, содержание разговоров с абонентами не разглашается, адрес службы не указывается в справочниках.

- Лариса Геннадьевна, к чему такая секретность?

- Наша служба работает по стандартам Российской ассоциации детских телефонов доверия. Для нас важно дать абонентам гарантию того, что их личная информация останется только между ним и консультантом. Те же правила действуют и для безопасности консультанта. Он не разглашает информацию о себе и о службе.

- То есть вы говорите о том, что в службе не фиксируются номера телефонов звонящих и другая личная информация?

- В том и главный принцип нашей работы. Мы никогда не записываем разговоры. Для получения психологической помощи дети и подростки не обязаны сообщать свои личные данные. Откуда поступил звонок - не известно. С какого телефона - сказать невозможно.

Для проведения спасательных работ есть МЧС. А у нас совсем иная специфика. Мы стараемся оказать человеку психологическую помощь. Может быть, преодолеть страхи или наладить отношения с родителями. Способствуем созданию условий для нормального личностного развития детей и подростков, соблюдению их прав. А не чувствуя анонимности, раскрыть суть своих проблем крайне тяжело.

- И как же вы можете помочь в таком режиме?

- У нас есть ряд абсолютно конкретных задач. Наши специалисты оказывают экстренную психологическую помощь детям в кризисных ситуациях, в том числе в случаях, когда есть угроза суицида. Проводят психологические консультации с детьми, родителями и педагогами. В ситуациях угрозы жизни и здоровью детей организуют и другие виды помощи: правовую, медицинскую, социальную. Но это только с разрешения абонента. Если он сам говорит нам, что согласен на такую помощь, и оставляет свои контакты.

За 8 лет работы к нам обратилось около 750 детей, подвергающихся жестокому обращению в семье, буллингу, сексуальному насилию, около 350 детей, которые хотели совершить самоубийство или даже предпринимали подобные попытки. В 30 случаях мы помогли детям вне телефонного режима.

А работаем мы так. Если на линию поступает звонок ребенка, нуждающегося в защите и поддержке, в первую очередь Служба оказывает экстренную психологическую помощь, чтобы абонент мог найти собственные ресурсы или людей из ближайшего окружения, которые могли бы помочь. В некоторых случаях ситуация требовала срочного вмешательства третьих лиц: правоохранительных органов, социальных служб, психологических центров. Вмешательство производилось только с информированного согласия ребенка, когда он был готов раскрыть свою анонимность, назвать свое имя и координаты.

В связи с тем, что во многих территориях отсутствует квалифицированная психологическая помощь по работе с детьми, пережившими травму, мы можем рекомендовать обратиться к нам, в Кризисный центр ГБОУ «Краевой психологический центр» для психологического сопровождения детей и подростов. Также мы проконсультируем их родителей как в очной форме, так и дистанционно, то есть по скайпу.

- Примеры такой работы можете привести?

Если говорить о конкретных примерах, то привести могу некоторые типичные случаи, разумеется, не называя имен и мест жительства. Представьте, звонит подросток пятнадцати лет из небольшого населенного пункта отдаленного района края. В момент обращения находился на улице, где и собирался ночевать, потому что ушел из дома. А причиной его ухода стало физическое и психологическое насилие со стороны отчима.

В итоге первым делом этому юноше была оказана экстренная психологическая помощь по телефону. Далее наш консультант выяснил, что парень нуждается и в дополнительной заботе о себе. И тогда он попросил обратившегося дать свое согласие на раскрытие анонимности. Мальчик после короткого раздумья согласился.

Я тогда сразу обратилась в местные органы опеки и проинформировала их о сложной ситуации. Их представители срочно выехали на место и встретились с мальчиком. Тогда же он написал заявление о помещении его в приют.

А спустя месяц я связалась с администрацией и выяснила, что ребенку была оказана медицинская помощь. И мальчик в скором времени будет проживать с ближайшими родственниками в другом регионе. Кстати, на протяжении всего этого периода он обращался на линию и получал психологическую помощь и поддержку.

Еще один случай. Шестнадцатилетняя девочка из многодетной неполной семьи обратилась к нам из-за мучивших ее сильных переживаниях. Виной этому были развод родителей и смерть бабушки. В ходе разговора мы выяснили, что у девочки есть суицидальные мысли.

Тогда мы организовали работу с ней по двум направлениям. Во-первых, ей предоставлялась возможность разговаривать с консультантами о своих негативных переживаниях. Во-вторых, консультанты мотивировали девочку на обращение за дополнительной психологической помощью. По итогам работы нашего специалиста девочка обратилась в «Кризисный центр». В результате чего у нее стали улучшаться отношения и со сверстниками, и с обоими родителями.

- С какими проблемами в основном сталкиваются современные дети?

- Я начну с самых распространенных, следуя к не так часто встречающимся. В первую очередь дети сталкиваются с проблемами принятия себя. Далее следует трудности во взаимоотношениях полов и проблемы отношений со сверстниками. На третьем месте стоит семейная проблематика. А уже затем проблемы в учебе или сфере профессионализации. Также детей волнуют вопросы преодоления страхов. Следующими по распространенности являются вопросы, связанные с защитой прав детей, также значимы проблемы, связанные с суицидальным поведением, утратой близкого человека, встречаются сложные случаи, связанные с ранней беременностью.

- То есть эффект от вашей работы есть?

- Судите сами. К нам ежедневно поступает 60-80 обращений. Помощь получают все дети. За время работы с 2010 года поступило уже 74 976 звонков. Более 60 процентов позвонивших - дети и подростки. И уже совершенно очевидно, что создание служб телефонного консультирования помогает решить ряд социально значимых проблем. Сюда можно отнести необходимость профилактики суицидов среди детей и подростков, принятие мер по их защите от насилия. Как в семье, так и в образовательных или интернатных организациях. Нельзя забывать и о помощи детям в случаях межэтнических конфликтов.

Эффективность работы наших консультантов напрямую зависит от их профессионализма. Поэтому данный вид психологической помощи предполагает определенную подготовку специалистов.

Мы их тщательно подыскиваем из числа грамотных психологов, желательно имеющих богатый профессиональный опыт работы. А затем проводим с ними собственный курс обучения. Длится он три месяца, а завершается практикой. Далеко не все могут выдержать этот режим. Половина претендентов отсеивается в первые дни. Зато мы можем быть уверены в качестве подготовки своих специалистов. У нас трудятся очень грамотные люди.

- Как вы сообщаете о телефоне доверия детям?

- В каждой школе в информационном уголке размещен наш номер. Кроме того, педагоги проводят тематические классные часы, родительские собрания, круглые столы, акции, направленные на информирование населения о нашей деятельности. А в прошлом году даже состоялся Всероссийский телемост «Доверяем вместе!». Его организатором выступил Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Кроме того, в крае проводятся различные праздничные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети и подростки. В общей сложности в 2017 году в них приняли участие 180 626 детей и подростков, 63 483 родителя и 3 954 педагога.

Помните, что в работе с позвонившим наш телефонный консультант руководствуется такими принципами, как уважение собеседника, умение его выслушать, гарантировать конфиденциальность, а еще мы обещаем доступность и бесплатность.

- А как работает ваша служба?

- Каждый день с восьми утра до восьми вечера без выходных вы можете обращаться на наш телефон: 8 800 2000 122. А до конца этого месяца мы работаем в круглосуточном режиме. Это такая акция действует у нас в настоящее время. Так что обращайтесь.

Андрей СОБОЛЕВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.