Вы здесь
ПРИНЯТЬ И УСЛЫШАТЬ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).В министерстве труда и социальной защиты населения Ставропольского края состоялся семинар-практикум по вопросам профилактики конфликтных ситуаций в подростковой среде. Инициаторами его стали Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве края.
Тема мероприятия не случайна, а навеяна ростом в крае количества конфликтов, происходящих среди подростков - учащихся школ. К тому же именно в ноябре 10 лет назад в России был учрежден институт уполномоченных по правам ребенка и в крае официально появилась должность детского обмудсмена.
- Омбудсмен должен стоять на страже защиты прав детей, потому что в силу своих психологических и физиологических особенностей дети не могут сами их защитить, - говорит Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае Светлана Адаменко. - Это право и обязанность родителей, госорганов и должностных лиц и, конечно же, правозащитных организаций. Сможет ли государство охватить весь спектр заботы о детях? Должно и обязано. Но по факту не всегда получается. И с помощью общественных организаций работа идет эффективнее. Мы начинаем серию мероприятий, которые посвятим профилактике деструктивного поведения среди подростков.
Институт уполномоченных по правам ребенка наконец дождался своего федерального закона, который вступил в силу с 1 января этого года и направлен на дальнейшее развитие института. В нем четко прописаны полномочия и функции уполномоченных по правам ребенка как на региональном, так и на федеральном уровне. Применяются различные организационно-правовые формы, но важнее, насколько этот институт востребован.
- Я не могу определенно сказать, работа это для меня или некая миссия, призвание или тяжелая ноша. Мы тащим на своих плечах очень серьезную проблему, - говорит детский омбудсмен. - И институт уполномоченных по правам детей - это дополнительный механизм, который действует во взаимодействии с органами и структурами власти. 10 лет назад, когда создавали институт уполномоченных в образовательных учреждениях, пошла волна протеста среди родителей. Но мы не являемся ювенальной юстицией, мы - один из способов защиты прав детей. И никаких западных ювенальных технологий в РФ не внедряется. Мы защищаем детей во всех сферах жизни - от права родиться, учиться, их имущественные права и прочее.
Институт уполномоченных по правам детей вступил в новый этап деятельности - указом Президента РФ с 2018 года объявлено десятилетие детства. Разработана программа мероприятий по его проведению. Это и строительство школ, и новые места в детских садах, и ремонт и строительство учреждений здравоохранения, спорт. 20 млрд рублей в бюджете края выделены на детей: пособия, поддержка многодетных и малоимущих семей и семей, воспитывающих детей-инвалидов, коих в крае больше 11 тысяч. И кстати, детей-сирот в СКФО больше, чем в других федеральных округах. Правда, немного может утешить тот факт, что в основном дети-инвалиды проживают все-таки в семьях.
- Работа с такими детьми и поддержка их семей и есть основная наша задача, - говорит С. Адаменко. - Сокращается количество детей-сирот, которые проживают в детских домах, их всего 600. 10 лет назад их было больше 3000. Однако появляется другая проблема - увеличилось количество возвратов детей из приемных семей. Поэтому подбор семьи для ребенка должен быть очень продуманным, необходимо тщательно изучать мотивацию семьи - они хотят улучшить свое материальное положение или искренне помочь ребенку.
На сегодняшний день в крае 586 школьных уполномоченных работают с детьми, которые не особо дружат с законом. Статистика показывает, что в этом году зафиксировано 1822 правонарушения, совершенного подростками. И хотя это меньше, чем в прошлом году, цифра все равно неутешительная. 1400 детей подросткового возраста состоят на разного вида учетах - от школьного до полиции - за алкогольное опьянение, противоправные действия, совершение преступлений. И самое главное, что они совершают правонарушения в отношении таких же подростков.
По словам С. Адаменко, в год происходит около 50 таких случаев, пятая часть из них становятся резонансными. И хотя случаи выяснения отношений были всегда, сейчас они становятся все более агрессивными и жестокими, причем все чаще активными участниками их становятся девочки. То и дело в соцсетях участники околокриминального движения «оффников» выкладывают записи так называемых забивов, после которых дети попадают в больницы. И вот что с этим делать?
Как утверждают психологи, основными причинами деструктивного поведения подростков являются борьба за авторитет, соперничество, личная неприязнь, обиды и прочие факторы. Серьезное место среди них занимает и переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы, например, те же околокриминальные субкультуры.
Как сделать школьную среду благоприятной в психологическом плане, как решать проблемы мирным путем и какие есть практики для того, чтобы наши дети нас слышали, участникам семинара-практикума рассказала кандидат психологических наук, руководитель центра «Твой психолог» Елена Барабаш.
- К сожалению, нарушение поведения среди подростков было, есть и будет, - считает она. - Вопрос лишь в том, как это преодолевать. Ведь появляются новые странные формы, которых раньше не было, и не всегда взрослые могут это понять. И здесь важно правильно реагировать, а не отвергать проблему.
Конфликт - это всегда столкновение интересов, мнений. Вопрос не в том, чтобы жить без конфликтов, а в том, чтобы правильно их решать. В качестве одного из способов решения подростковых конфликтов Еленой Барабаш был приведен пример работы школьной службы примирения - команды взрослых, чаще всего психологов и социальных педагогов, и учащихся. Суть работы их заключается в том, чтобы решить конфликтную ситуацию конструктивным способом и снизить агрессию в школьном сообществе. Вообще это направление стало развиваться с начала 2000-х и заточено на профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Кстати, такая форма работы считается одной из лучших практик деятельности по защите прав детей, и с 2012 года задача создания школьных служб примирения вошла в Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017.
Почему именно в школе много конфликтов? Здесь у детей появляется новая социальная роль, и особенно сложно бывает тем, кто не ходил в детский сад - происходит изменение уклада жизни, отсюда и внутренние конфликты, выливающиеся в более старших классах в неконтролируемое поведение. Здесь и оценочная система деятельности, когда слишком завышены ожидания родителей, а ребенок с ними не справляется, не оправдывает. Известны трагические случаи во время или после экзаменов, вызванные нервными срывами детей, а их начальные признаки не были замечены ни родителями, ни учителями. Здесь и сверхответственность, и повышенные нагрузки, ведь сейчас так модно занимать детей кучей занятий - языки, математика, хоккей, театральная студия... А бывают просто глубокие семейные проблемы, о которых дети до поры молчат, но потом случается непредвиденное...
И конечно, все это лучше предупредить, чем потом разбираться с последствиями. Как часто мы выслушиваем ребенка в конце дня? Да прийти бы побыстрее домой и побыть в тишине - ситуация, знакомая многим работающим родителям. Но если ребенка не будем слушать мы, то он уйдет туда, где его услышат другие - и это может быть совсем не подходящая ему компания. И если мы, родители, не скажем дочке-подростку, что она красивая и мы ее любим, ей это скажут другие, и не факт, что все закончится благополучно.
Поэтому главный совет психологов - принимайте детей такими, какие они есть, ведь невозможно любить за что-то, любовь - это когда без условий.
Марина АПЛЕМАХ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий