Вы здесь

СПАСТИ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В просторном помещении, постоянно закрытом на замок и с табличкой на входной двери «посторонним вход запрещен», стоят вплотную полтора десятка столов. За каждым из них сидит человек в рубашке синего цвета, с эмблемой на груди - «МКУ «ЕДДС» города Ставрополя». Он вооружен компьютером, который напичкан современными, необходимыми для работы программами. Перед каждым специалистом ручки и кипа специфических журналов. На голове - гарнитура с крупным микрофоном. Тишину разрезают голоса диспетчеров и щелчки клавиатур. Сразу и не поймешь, какая именно здесь 24 часа в сутки кипит работа.

До слуха доносятся обрывки фраз: «Какой возраст пострадавшего? Уточните адрес. Экипаж выехал, ждите...». Если бы не такие слова, можно было бы решить, что мы имеем дело с обычным колл-центром какой-либо компании. Но это, конечно же, далеко не так. Мы находимся в единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) города Ставрополя. А люди за компьютерами, казалось бы, монотонно и буднично ведущие разговоры со звонящими и кликающие мышкой, - операторы системы-112 и оперативные дежурные, которые денно и нощно спасают человеческие жизни, круглосуточно имеют дело с несчастными случаями и не только.

И те диалоги, которые обрывками доносятся до нас, это не общение с недовольным клиентом. На том конце двусторонней связи - пострадавшие, нуждающиеся в безотлагательной помощи люди или свидетели чужой беды. И от скорости работы операторов зависит очень многое. Ведь за каждым звонком - чья-то судьба, чье-то горе, чье-то здоровье, находящееся под угрозой, или висящая на волоске жизнь.

Все звонки в службу спасения по номеру 112, исходящие из рубежей краевого центра, попадают именно сюда. Здесь они обрабатываются, по каждому оформляется заявка, передается информация экстренным службам, и уже через мгновение в сторону, откуда поступил сигнал, по улицам Ставрополя несутся автомобили, разрезающие городской шум резким воем сире, имеющие специальные знаки.

ЕДДС с недавнего времени - отдельная структура, работающая теперь автономно от городской службы спасения, в состав которой когда-то входила. Теперь это независимый орган повседневного управления местного звена региональной службы ЧС, являющийся центральным звеном в единой системе оперативно-диспетчерского управления всей структуры, в первую очередь предназначенный для спасения жизней.

ЕДДС города, которую возглавляет Юрий Свичкарь, функционирует круглосуточно и должна немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации ЧС после получения необходимых данных.

А знаете, кто в дежурной смене ЕДДС один из самых важных, с точки зрения его вклада в дело спасения людей, специалистов? Мы не хотим умалить значение его коллег в рабочем процессе. Здесь есть старший оперативный дежурный, ответственный за работу всей дежурной смены. Этот человек принимает важнейшие решения, имеющие порой огромное значение для многих и многих людей. Потому он решителен и немногословен. Но каждое его слово имеет колоссальный вес и большое значение. За каждым - молниеносное решение, определяющее зачастую чью-то судьбу.

Вообще, все оперативные дежурные и операторы системы-112 безгранично ответственны. Они работают, не жалея себя. Когда они на рабочих местах - их чувства обострены, мысли сконцентрированы, нервы сжаты в кулак. Чтобы ни случилось, в какой бы истерике ни пребывал звонящий, они не должны поддаваться чувствам, перенимать его настроение. Только несколько уточняющих вопросов, только правильное оформление заявки, ее перенаправление. И все. Это удел людей с железной волей и стальным характером.

В каждой смене обязательно есть психолог. Важность этого сотрудника мы бы и хотели сегодня выделить особо. Тем более что вчера он отмечал свой профессиональный праздник. В диспетчерской службе он принимает входящие звонки от пострадавших. Хотя не только. Но об этом чуть позже. Речь идет о тех самых звонках, когда на другом конце связи, как правило, находится тот, чья жизнь может оборваться в этот самый миг. Причем по собственной его воле. Мы имеем в виду людей, в момент эмоционального всплеска которые могут решиться на самый абсурдный и, увы, последний поступок в их жизни - покончить с собой.

А происходит это каждый раз примерно одинаково. Но одинаковым бывает только начало. Исход неизвестен никому и зависит как раз от профессиональной работы специалиста, его навыков, а главное, интуиции.

Так вот, в диспетчерскую службу поступает звонок. Как правило, звонит человек, практически решившийся на суицид. Практически, потому как подсознательно его разум, пытаясь спастись, найти в жизни хоть одну причину не совершать самоубийство, и выходит на связь со спасателем. Звонок моментально переключают на психолога, от действий которого и будет зависеть его итог.

Ориентируясь в сложившейся ситуации, психолог моментально устанавливает эмоциональную связь со звонившем. Он начинает выяснять, что за личность на том конце провода? Чего она боится, что любит, что ценит в жизни и что с ней произошло? Психолог просит не торопиться, еще раз оценить свою жизнь и попытаться пересмотреть саму ситуацию, которая кажется безвыходной потенциальному суициднику. Определить его кругозор, систему ценностей. И, конечно же, сам включается в процесс поиска порой истины, порой смысла жизни, но главным образом - выхода их той ловушки, в которую попал человек. Пока его коллеги пытаются установить местоположение входящего вызова.

А ловушкой, в которой на данный момент находится жертва собственного решения о суициде, может оказаться что угодно. Несчастная любовь, гибель любимого человека, большие долги или просто черная полоса, вызванная тем же кризисом переходного или среднего возраста. В любом случае, звонивший, как правило, пребывает в высшей степени напряжения духовных и физических сил, в глубочайшей депрессии. А значит, что в этот момент способен на что угодно. Ситуацию очень часто отягощает факт запущенного психического расстройства личности. Иногда даже душевной болезни.

Именно поэтому один из специалистов ЕДДС, психолог, с которым мы побеседовали, окончил в свое время СГУ по курсу клинической психологии. Проходил практику в отделении для душевнобольных городской больницы, затем трудился в качестве помощника врача-психиатра и проводил терапевтические мероприятия как раз с людьми, имеющими различные расстройства психики.

Елена Бурьянова уже третий год трудится психологом в ЕДДС. За это время с чем только не пришлось ей встретиться на своих суточных дежурствах, которые можно охарактеризовать одним словом - боевые. Тысячи часов провела она в состоянии, когда жизнь собеседников висела на волоске. Искала смысл жизни вместе с ними, причины жить дальше, переживала чужие страхи и эмоции, чужие жизненные ситуации. Эта молодая женщина прожила сотни жизней, прошла десятки дорог вместе с людьми, решившимися на суицид, держа их за руку и по пути уговаривая вернуться, сойти с этой дороги, ведущей в могилу. Оставить себе шанс на жизнь. Не убивать себя, пощадить родных, не допустить грядущего для них горя потери близкого человека.

О чем думают психологи ЕДДС в свободное время, что снится им по ночам? Это ведомо только Богу. Может быть, поэтому они, согласно служебной инструкции, обязаны сами посещать психолога. Вспоминать вместе с ними о прошедших за последнее время кризисных ситуациях, разбирать их и отрабатывать для того, чтобы они не лежали, скопившись тяжким грузом, на психике самого спасателя.

Как говорит Елена, наша психика представляет собой сложный механизм, разглядеть полностью который не представляется возможным. Лишь небольшую его часть, благодаря видимым поступкам и проявленным эмоциям человека, мы можем распознать. А все подсознание остается не в видимой зоне доступа, как подводная часть айсберга. И точно так же, как и в случае с плавающим ледником, невидимая часть нашей души в разы превышает видимую. А вот там-то и кроется все, что мотивирует наши желания и поступки. Причем зачастую неосознанно, без понимания причин наших страхов и комплексов.

Тоже отсутствие внимания родителей к ребенку в детстве может залечь в памяти повзрослевшего человека, вызвав сначала комплекс неполноценности, а в дальнейшем развиться в сильнейшую фобию и глубокую депрессию. А там уже и до желания свести с собой счеты недалеко.

«Всем людям просто необходимо посещать психолога. Хотя бы изредка. У нас на Ставрополье утвердилось такое заблуждение, что обращаться к специалисту данной области чуть ли не позорно. Соседи и знакомые засмеют. Мол, станет ли здоровый человек обращаться к врачу? Нет, конечно. Значит ты, приятель, сумасшедший. А раз так, то и общаться с тобой мы не будем.

Из-за этого многие не решаются прийти на консультацию даже тогда, когда остро чувствуют в себе «странные звоночки». Поэтому их проблема со временем осложняется, более глубоко врезается в психику.

Работать с такими людьми уже очень не просто. Зачастую они нуждаются в госпитализации и активной терапии. Но здесь очередная проблема. Ложиться в клинику еще больший позор для наших граждан. Можно подумать, что суицид или неадекватное поведение, вызванные расстройством, делают людям честь. А ведь это вполне прогнозируемый итог. Поэтому нашему обществу стоит пересмотреть свое отношение к психологам. Начинать посещать их.

Знаете, как часто бывает? Нас кто-то или что-то сильно ранило, а мы об этом забываем. Такой рефлекс есть у нашей психики. Потом же под воздействием каких либо причин, порой спустя много лет, эта наша травма начинает вырываться наружу. А мы сами-то и не понимаем, что лежит в основе наших не совсем адекватных мыслей или даже поступков. Потому как старая, давно забытая, но непроработанная проблема никуда от нас не делась. Она не ушла из нашего подсознания и в любой момент может вырваться наружу.

А в кабинете психолога, где царит полная конфиденциальность, обратившийся человек с помощью специалиста отыскивает в себе старые душевные травмы и совместно с ним их прорабатывают. То есть, пережив какие-то недобрые воспоминания, распознать уже которые без помощи психолога часто просто невозможно, человек достает их из своего подсознания, переживает еще раз, но теперь не в одиночку, находит причины их появления, события, последующие за ними, и наконец забывает. Теперь уже навсегда. Больше они его не побеспокоят.

Если бы люди следовали этим рекомендациям, мы бы не имели такую большую статистику самоубийств или же неординарных поступков граждан, часто противоречащих закону. Непроработанные проблемы всегда просыпаются. Будем ли мы готовы к их пробуждению? Как поборим их? При переломе руки мы несемся в травмпункт сразу же. А изломы собственной души, даже еще не открытые нами, нас почему-то мало интересуют. Так о душевном здоровье необходимо заботиться в первую очередь, а потом уже о телесном», - рассказывает нам Елена.

Теперь же пришла пора поговорить еще об одной, оставленной нами на потом, особенности работы психолога ЕДДС. Дело в том, что порой в диспетчерскую поступают сигналы о готовящемся суициде от случайных свидетелей или родственников несчастного. И тогда в составе экипажа спасателей выдвигается к месту происшествия и психолог. Начало таких вызовов также часто стандартно опять-таки в отличие от конца.

А происходит обычно так. Прохожие в одном из спальных районов Ставрополя видят стоящую на парапете восьмого этажа девушку в ночной рубашке. Ясно, что это не промышленный альпинист. Горожане звонят по телефону 112. Практически сразу в ближайшем к девушке окне появляется психолог и пытается с ней заговорить. Схема примерно такая же, как и при телефонном звонке человека, задумавшего суицид. Только все страшнее и сложнее. Потому как спасатели становятся свидетелями готовящегося преступления против жизни. Их нервы напряжены намного сильнее, чем на посту в дежурной части. На сквозном ветре, на большой высоте, частенько рискуя собственной жизнью, начинает работать специалист.

«Совсем недавно один парень несколько часов просидел на кондиционере с внешней стороны стены высотного здания. Все это время я была рядом с ним, общалась из открытого окна квартиры. Мы вместе вспомнили все его проблемы, начиная с самого детства. Я искала в его жизни положительные стороны и пыталась найти людей в его окружении, которым он дорог, пока пробовала дозвониться до его девушки, долгое время с ним не общающейся. Это был настоящий кошмар. Но мне удалось вселить в молодого человека уверенность и в себе, и в завтрашнем дне. Доказать, что он не одинок в этом мире. И ему всегда есть к кому обратиться. Кстати, я никогда не отворачиваюсь от людей, которым нужен совет, эмоциональная разрядка или обычная консультация психолога, даже в свое личное время», - делится впечатлениями Е. Бурьянова.

Вот такие люди, готовые пожертвовать собой ради любви к ближнему, живут в краевом центре. А ЕДДС Ставрополя по итогам прошлого года стала лучшей среди всех ЕДДС России. Оценка высочайшая и заслуженная. Дошла слава о нашей диспетчерской службе уже и до Москвы.

Андрей СОБОЛЕВ.

Фото автора.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (9 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.