Вы здесь
ШАЛАШ С ВИДОМ НА БЕДНОСТЬ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).На портале «Российская общественная инициатива» появилось предложение сократить «неоправданно завышенные» зарплаты чиновников всех уровней до 10500 рублей. В качестве аргумента автор петиции отмечает, что в бюджете нет денег, «чтобы оплачивать раздутые зарплаты бюрократического аппарата, да и работы чиновников не видно». В общем, «за что получают деньги, непонятно». Что же касается практического результата от реализации данной инициативы, активисты перечисляют три плюса: высвобождение денег на социальные и пенсионные нужды страны, сокращение издержек бюджета на содержание раздутого госаппарата, ну и стимул для чиновников работать как нужно. А нужно же, чтобы не отдельная часть, а все жители страны жили достойно. Причем у этого «достойно» есть и финансовый эквивалент.
Российской семье из трех человек, в которой двое работают, нужно в среднем 85 тысяч рублей в месяц для комфортной жизни. Это на 7,7 тысячи рублей больше, чем годом ранее. Такие данные приводятся в исследовании холдинга «Ромир». Около 22 процентов россиян посчитали достойным семейный бюджет от 60 до 90 тысяч рублей, еще 21 процент высказались за доход 90-120 тысяч рублей. Остальные проценты распределились между доходами 45-60 тысяч рублей (18 процентов) и от 20 до 30 тысяч рублей (четыре процента). И только два процента опрошенных готовы прожить на сумму менее чем 20 тысяч рублей в месяц и чувствовать себя при этом комфортно.
Ну вот как тут не воскликнуть сакраментальное, что не в деньгах счастье? А в их количестве! И соглашаться на рай в шалаше, когда терем с дворцом кем-то занят, это не про романтику, а про тест на выносливость. Особенно когда доход граждан в последние месяцы стремительно идет на убыль.
«За время пандемии доля россиян со среднемесячным доходом ниже 15 тысяч рублей возросла до 45 процентов. Больше всего граждан с таким бюджетом проживает в Кабардино-Балкарии (56,3 процента), Астраханской области (55 процентов), Ставропольском крае (52,6 процента), Новгородской (42,9 процента) и Волгоградской (48,3 процента) областях», говорится в другом социологическом исследовании. Казалось бы, куда хуже? Ан нет. О среднем доходе на уровне менее 5 тысяч рублей в месяц сообщили 8 процентов респондентов. Наибольшая их часть проживает в Хабаровском крае (30 процентов), Забайкальском крае (25 процентов), Кабардино-Балкарии (25 процентов), Волгоградской (24,1 процента) и Оренбургской (17,9 процента) областях.
Право, это какая-то экстремальная нищета. Если пересчитать на ежедневные траты, выходит 166 рублей в день. Или чуть больше 50 рублей на человека. Когда литр молока стоит 52 рубля. Булка хлеба от 30 рублей. Десяток яиц - 50 рублей. Ладно взрослый - купил макарошки, запил водичкой из-под крана и не живет ( жизнью это не назовешь даже с натяжкой), а выживает дальше. Но речь о среднестатистической семье, в которой есть ребенок, которому нужно много больше, чем макарошки ежедневно, ежемесячно и круглогодично. Как быть тогда? Хотя, тьфу, забыла, в школах теперь питание бесплатное. В садиках подавно. Государство детей в беде не бросает. А вот их родителей…
Правда, недавно чиновники минэкономразвития заявили, что подобная статистика не соответствует действительности. И в первом квартале 2020 года доходы жителей страны росли как в номинальном, так и в реальном выражении. Что называется, не верь кошелькам своим, а верь данным Росстата, согласно которым в январе-марте номинальные доходы населения выросли на 3,3 процента. Средняя номинальная начисленная заработная плата в стране составила 49,3 тысячи рублей. Поэтому откуда 5 тысяч, когда государство усиленно борется с бедностью? Вот и пособие по безработице повышено, и размер детских пособий, и на каждого ребенка государство дважды перечисляло родителям аж по 10 тысяч, и вообще сколько льгот по стране и в регионах действует, только успевай пользоваться!
«Добрый день, хотела с вами поделиться, как мы пытались воспользоваться 20-процентной скидкой для многодетных на проезд в поезде. У меня трое детей. Старшей 13 лет, младшим по 6 лет. Пришла на ж/д вокзал, интересуюсь, мол, есть ли такая льгота? Мы с детьми планировали купе выкупить. Нас обрадовали, что все есть, и даже предварительную стоимость билетов Ставрополь – Лазаревское озвучили: 3700 рублей за целое купе! Я, конечно, была очень удивлена и домой за документами на детей. Возвращаюсь обратно, мне говорят: «Чтобы воспользоваться скидкой, нужно зарегистрироваться на сайте РЖД-бонус». С телефона не получается, бегу домой и после регистрации возвращаюсь обратно. А в кассе спрашивают: «Вы старшего ребенка зарегистрировали? Ей же больше 10 лет, а то скидки не будет». В общем, на тот момент я уже потратила два часа времени, поэтому решили оставить все как есть и стали оформлять билеты «со скидкой». Тут-то и выясняется, что у двух детей и так детский тариф, а дополнительной скидки больше нет. В итоге три часа потраченного времени, недовольная кассирша и экономия целых 300 рублей!» - делится на одном из родительских форумов многодетная мама. Пока другие участницы поднимают другую, не менее важную для ставропольских семей тему - серьезную задержку детских выплат с 3 до 7 лет.
«Подала заявление на Госуслугах 25 мая. С 28 мая стоит статус «принято на рассмотрение». 23 июня позвонила в соцзащиту, там сказали, что одобрено и средства уже начислены, нужно ждать их после 26 июня. 27 июня снова с ними связалась. И тут мне говорят, что у них появились новые настройки, и они повторно отправили запросы по моему заявлению. Все инстанции ответили, кроме одной. Вот придет ответ, тогда и будут деньги», - рассказывает Татьяна К. о своих метаморфозах с детскими пособиями. После чего выясняется, что она не одинока в своих ожиданиях. Вот и еще одна ставропольчанка пишет: «Ни муж, ни я не работаем официально. Даже пособий не получаем. Тоже подали документы 28 мая, уже начало июля - а они все еще на рассмотрении».
«Я тоже 5 июня подала. До сих пор на рассмотрении, а по телефону ответили, что моего заявления вообще нет», - выражает недоумение другая жительница края.
«В Новопавловске каждый понедельник выплачивают 30 семьям. Выходит, что в месяц 120 семей получают выплату. Звонишь в соцзащиту, в ответ слышишь: ждите, у нас 3 тысячи заявлений. Но сколько ждать, когда срок рассмотрения заявления 10, максимум 20 рабочих дней?» - подключается к диалогу женщина из Новопавловска.
После чего вообще начинается родительская перекличка, где из-за чиновничьей нерасторопности можно выучить всю географию края. «Нам в Зеленокумске сказали июля ждать… Я из Невинномысска, заявление подала в мае и тоже не получала еще ничего… Мы из Минвод… Буденновский район с вами… Село Грачевка тоже в режиме ожидания… И Арзгирский не забудьте… Андроповский район. Подала заявление 24.05. 2020. Сегодня уже 29.06 - и ни ответа, ни привета», - охотно знакомились друг с дружкой семьи. Впрочем, по мере разрастания менялась и тональность диалога.
«Девочки, я 22 мая подала, а 26 июня мне было отказано. Позвонили и сказали, что зарплата у мужа 20 тысяч рублей, плюс премиальные 13 тысяч рублей. В общем, мы и так хорошо живем, поэтому ничего не положено».
«Мне тоже отказ пришел, по какой причине - непонятно. Я уже 4 года в декретном отпуске, младшему ребенку 2 года. Больше полугода мой доход с работы 50 рублей. Прописаны все трое детей со мной».
«Мне вчера из налоговой службы звонили. Сказали, что не могут найти дочь мужа от первого брака, хотя нужно и ее доходы проверить. Все бы ничего, но ребенку 12 лет. Теперь вот нужно пойти и на нее ИНН получить», - писали огорошенные мамы, которые очень рассчитывали на государственную помощь, вот только оказалось, что государство не всегда спешит легко расставаться с деньгами. За выплатами нужно побегать, собрать кучу справок, пройти семь кругов ада, а иногда и вовсе испортить отношения с близкими людьми. Как получилось у мамы двоих детей Анны Ершовой.
Напомним, президентская выплата положена тем семьям, чей среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума. Пособия на детей от 3 до 7 лет начисляют с 1 июня, но при этом задним числом - с 1 января. Анна в разводе, но на алименты официально не подавала, поскольку есть устная договоренность с экс-супругом, что тот одевает и обувает детей, оплачивает их кружки, но при этом «живых» денег не дает. Сама тоже не работает. Детки - погодки, часто болеют, поэтому она вынуждена сидеть с ними дома. Содержат же семью ее родители. Казалось бы, при таких исходных данных мама – прямая получательница выплаты. Да и 70 тысяч рублей ей бы ой как пригодились, но…
- В соцзащите мне сказали, что я должна либо предоставить данные о том, сколько мой муж тратит денег на детей, либо официально подать на алименты, либо устроиться на работу. То есть чтобы меня признали малоимущей, я должна показать хоть какой-то доход, я не могу это сделать. Потому что подать на алименты – это поссориться с бывшим мужем, да и в садик мы пока не ходим, чтобы заняться поиском работы, - рассказывала журналистам Анна.
Вот такой замкнутый круг, который сжимается вокруг россиян все теснее. Ведь не только денег нет, но и работы. И хотя в стране до размера МРОТ (12 130 рублей) возросло пособие по безработице, социальные сети завалены историями, что его получение - тоже своеобразная игра в кошки-мышки государства с обратившимся.
Чтобы получить 12 тысяч рублей, нужно соответствовать ряду условий: человек должен лишиться работы и встать на учет после 1 марта, перед этим проработав больше 26 недель. В течение 10 дней потенциальному безработному могут предложить вакансии. Если они не подойдут, можно ждать пособия. Но не факт, что последнее достигнет МРОТ. Размер выплаты зависит от среднемесячного заработка на последней работе. Ведь обещанные на словах государством 12 тысяч рублей в законе звучат как «пособие в размере 75 процентов от заработка по последнему месту работы».
Евгений Журавский, назовем нашего собеседника так, работал водителем в частной компании по перевозкам. Получал 40 тысяч «серыми», белыми – 12 тысяч. «Знаешь, сейчас много говорят, мол, сами виноваты, что попали в такую ситуацию, незачем соглашаться, нужно проявлять гражданскую ответственность при трудоустройстве. Хорошо, проявлю я ответственность, хлопну дверью и пройду мимо очереди из тех, кто согласится на предложение работодателя. Но что я своей семье скажу: денег нет, зато моя совесть чиста перед государством?» - ерничает мужчина, для которого громом среди ясного неба стала новость, что в его услугах больше не нуждаются. Решил обратиться в Центр социальной занятости. Но поскольку в апреле все учреждения были закрыты, вспомнилась агитация властей о дистанционных услугах. Мол, это «максимально просто и необременительно».
- Честно? Бросил эту затею через три недели. Когда сначала сайт просто висел, потом шли какие-то технические работы, потом не грузились документы. А когда загрузились, выяснилось, что фото паспорта не открывается, а еще нужно дослать копию трудовой, и вообще не тот размер файла. Тут же знакомый юрист попросил семью на дачу перевести. В дороге разговорились про это самое «уточните – дошлите - перепишите - подтвердите…», вот он и огорошил, что на самом деле получу что-то в районе 10 тысяч рублей. Мол, для максимального размера пособия у меня должна была быть зарплата не менее 16 тысяч рублей. Не знаю, правда ли. Но мы с супругой посоветовались и решили, что нервы дороже. Накопления на полгода есть, как-нибудь протянем», - делится своим опытом Евгений. Он, кстати, снова работает. И снова неофициально. Жизнь ничему не учит? Нет, скорее, не оставляет выбора.
А вот Елена Батрышева трудоустроена официально и официально получает 9 тысяч рублей. По документам не придерешься: работает уборщицей на 0,75 ставки. Моет подъезды в пятиэтажках через день. Лифта там нет, вот и приходится с ведром по пролетам скакать. Зато работает в своем и соседнем доме. Это важно, потому как вместе с Леной живет пожилая мама. Не лежачая, но все время норовит открыть газ или воду, выйти в форточку или вообще принимает дочку за «цыганку», которая пришла ограбить ее, и звонит в полицию. Местный участковый знает их адрес наизусть и уже не реагирует на «концерты Николаевны». Однако оставлять бабушку дома одну и надолго все же опасно. Поэтому других вариантов заработка у 39-летней женщины пока нет. «Да я уже и плюнула на себя. Ни детей, ни мужа - племянники вместо них», - говорит о большем, чем просто нищета, моя собеседница. Которая со своим мизерным окладом еще как-то умудряется помогать семье брата. Как? Живут на пенсию мамы в 15 тысяч рублей плюс ее 5 тысяч. Остальное - в другую семью, где двое детей. И мама снова на сносях.
Но оговоримся сразу, эта история не про социальное неблагополучие. Брат у Елены работящий, а сноха преподает в школе уроки рисования, получает 14 тысяч в месяц. Брат же «ипэшник». Делает и продает мебель. Но три месяца простоя негативно сказались на его только развивающемся бизнесе, где аренду никто не отменял и обязательные платежи тоже. Вот и приходилось жить фактически на заработную плату супруги. Выберутся ли из ямы, когда у людей не хватает денег на покупку самого необходимого, а не то что табуреток и комодов, большой вопрос.
Ровно такой, как сейчас муссируется в социальных сетях теперь уже и об августовской выплате по 10 тысяч на ребенка. Мол, будет ли? Потому как впереди школа, 20 тысяч семьями давно потрачены. И на что покупать одежду, обувь, ранцы, канцелярские принадлежности, когда все сидят на пособиях или резко сократившихся зарплатах. Причем по прогнозам Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), ситуация может стать еще хуже. «Каждый второй работающий гражданин РФ может потерять работу и часть доходов. 50 процентов подвержены рискам увольнения, уменьшения или задержки зарплаты, а также вынужденного отпуска», - бьют тревогу эксперты, пока родители ищут намеки в речах чиновников о третьем этапе выплат. Но как бы ни старались читать между строк, пока никто и ничего не обещает. Или здесь уместнее написать «больше»?
Вместо «халявных» денег 5 июля чиновники заявили о выделении более 4 миллиардов рублей на создание временных рабочих мест. Безработным предложат переквалифицироваться в строителей, колхозников, водителей, сантехников или дворников. Мол, вот вам и удочка вместо рыбки. Но удочка ли? И что ею выловишь в этом неспокойном «море возможностей» с отсутствием перспектив и минимальным размером оплаты труда? Право, осталось дать только увеличительное стекло статистики, чтобы карась превратился в семгу, шалаш во дворец, а лица измученных россиян искривила улыбка.
Марина Кандрашкина.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий