Вы здесь

КАК ВЕЧНЫЙ ЗНАК ЗАБЫТЫХ ИСТИН

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

КАК ВЕЧНЫЙ ЗНАК ЗАБЫТЫХ ИСТИН
Валерия ПЕРЕСЫПКИНА

Мистика ассоциируется у многих обычно с чем-то страшным и злым. Но ведь она может быть и доброй, и забавной, и волшебной. Чудеса и магия были нередкими в жизни великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина. На Ставрополье одним из самых памятных мест, связанных с его именем, является Кисловодский литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина». И время, надо сказать, не властно над этими стенами, хранящими память и дух гениального сына Земли Русской. Немалая заслуга в этом и сотрудников музея, руководит которыми интересный, активный, знающий, увлеченный человек Ольга Красникова.
Как рассказала мне Ольга Васильевна, на месте особняка, где в 1917 году жил с семьей Шаляпин, а в один из августовских вечеров кисловодская курортная публика слушала его незабываемый концерт, сценой для которого была веранда нынешней «Дачи Шаляпина», - когда-то хотели построить храм. Исследователи-геодезисты говорят, что глубоко под землей здесь стоит скала, омываемая двумя подземными речками. Связано ли это как-то с происходящими тут необычными вещами, никто сказать, конечно, не может. Но что-то в этом все-таки есть...
Начнем с того, что и работники музея, и артисты, постоянно выступающие в зале музея, а также приезжающие сюда на знаменитые Шаляпинские сезоны, чувствуют как бы незримое присутствие в особняке самого Федора Ивановича. Отсюда и особая ответственность, которую певцы, особенно басы испытывают, исполняя произведения из репертуара Шаляпина. А уж репертуар его был просто необъятен: около 60-ти оперных партий (а ведь он знал не только свои партии, но и оперы целиком), сотни романсов русских и зарубежных композиторов, огромное количество русских народных песен. Дело в том, что еще в детстве Федор Шаляпин был окружен волнующей детское сердце атмосферой народной сказки и песни. Вот что он пишет об этом в своей книге «Страницы из моей жизни»: «Поздней осенью, темным вечером сижу на полатях, а моя мать и две-три соседки прядут пряжу при свете лучины и тихонько рассказывают друг другу страшные истории о том, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж в виде огненного змея, рассыплется над трубой избы снопом искр, и вдруг явится в печурке воробышком, а потом превратится в того, о ком тоскует женщина... А после таких историй пели женщины под жужжание веретена заунывные песни о белых, пушистых снегах, о девичьей тоске и о лучинушке, жалуясь, что она неясно горит».
«Не раз, - продолжает свой рассказ директор музея, - сторожа мне говорили, что по ночам в музее раздается равномерный скрип половиц. Это, как они считают, дух Федора Ивановича ходит по даче, проверяя, все ли здесь в порядке». Интересна и история большой картины под названием «Мир гения», которую музею подарил автор - народный художник СССР из Ростова-на-Дону Николай Овечкин. До этого, в 90-х годах он написал для «Дачи Шаляпина» портрет певца во весь рост, который и сейчас встречает посетителей музея. А на втором полотне художник изобразил около 50-ти лиц музыкантов, композиторов, живописцев, писателей, поэтов, которые входили в дружеское окружение Шаляпина. Здесь можно увидеть Чехова и Рахманинова, Горького и Римского-Корсакова, Мамонтова, Станиславского, Репина, Толстого, Коровина, Врубеля, Пятницкого и многих других. А вот образ самого Федора Ивановича из-за смерти автора оказался невыписанным. Он остался в виде карандашного наброска, своеобразного серо-голубого облака. Художники, коллеги Овечкина предложили несколько вариантов, чтобы дописать картину, а потом решили оставить все, как есть, сказав: «Мистика сопровождала Шаляпина при жизни, пусть она останется и здесь».
Тут нужно сказать и о том, что сам Федор Шаляпин был не только великолепным певцом, но и художником, карикатуристом, скульптором, писателем, драматическим артистом. «Первые театральные ожоги, - писал он в книге «Маска и душа», - я получил в 8 лет в Казани, в рождественском балагане ярмарочного актера Якова Мамонова. Под влиянием Яшки в меня настойчиво вселилась мысль: хорошо бы вдруг на некоторое время НЕ БЫТЬ САМИМ СОБОЮ!.. После Яшкиных «представлений» долго потом мне снились необычные сны: какие-то длинные коридоры с круглыми окнами, из которых я видел сказочно красивые города, горы, удивительные храмы, каких нет в Казани, и множество прекрасного, что можно видеть только во сне и в панораме». Чем не вещие сны? Не подсказки судьбы о будущих гастролях по всему миру? Ну а когда он уже в 12 лет впервые попал в настоящий театр, то был просто ошарашен: «Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым».
Но вернемся в Кисловодск, в литературно-музыкальный музей «Дача Шаляпина». «Очень многое узнали мы, - говорит Ольга Васильевна Красникова, - о жизни Федора Ивановича и его семьи на Кавминводах от его младшей дочери Марины Шаляпиной-Фредди, которая много лет жила в Италии. Мы с ней очень дружили, часто созванивались, и, конечно, большим ударом для коллектива музея стала ее смерть 14 июля 2009 года. Число «14» вообще считается мистическим для Шаляпина и его семьи (двух жен и 11 детей)».
И действительно, вся его семья насчитывала 14 человек, сам он родился 14 февраля 1873 года, дочь Марина - 14 марта, 14 июля 1904 года он приехал в Кисловодск, где на сцене Курзала пел (по 10 августа) в операх «Фауст», «Жизнь за царя», «Русалка», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Паяцы», а кроме того дал два концерта. 14 марта 1914 года Федор Шаляпин избирается почетным членом Русского театрального общества (РТО). Это, наверное, было последним официальным свидетельством его признания на Родине. Потом были многочисленные европейские и американские награды: звания, ордена. В России его и после революции называли за сильный голос «мощным, соборным органом», Горький писал Пятницкому: «Шаляпин - это нечто огромное, изумительное и - русское», а американская пресса, предваряя его многомесячные гастроли, писала о том, что «Шаляпин - обладатель феноменального, стенобитного баса. Кому же неизвестно, какой силы басы водятся в России? Теноров там совсем нет, а вот русский бас - это явление исключительное: нередко такие басы тремя нотами (!) опрокидывают колокольни».
Что из этого высказывания американского журналиста правда, а что вымысел? Собственно, это не важно. Главное, чтобы и дальше на нашей родной земле рождались такие гении, как Шаляпин. «Еще не все погасли краски дня, как вечный знак забытых незабвенных истин»...

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет