Вы здесь

Барьеров для коррупции становится больше

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

19.09.2012
Барьеров для коррупции становится больше
Галина СЕРГУШИНА

В соответствии с указом президента РФ от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в Ставропольском крае, как и во всей стране, к 2015 году не менее 90 процентов граждан должны иметь доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Ранее вышел федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в ходе реализации которого проводится работа по переводу этих услуг в электронную форму. Т.е. на президентском, законодательном уровне предпринимаются меры по активизации усилий в борьбе с коррупцией. Бюрократическому аппарату, спаянному сепаратизмом, зачастую семейными и дружественными связями, очерчиваются рамки работы исключительно в правовом поле, чему должна способствовать минимизация контактов обращающихся в госорганы граждан с чиновниками.
Задача реализации федерального закона и указа президента стоит в первую очередь перед исполнительной властью. Именно она должна быть более всего озабочена тем, чтобы сделать свои действия понятными и прозрачными для людей. Именно на ней лежит ответственность за успешное социально-экономическое развитие региона, за повышение качества жизни населения, в том числе и за счет сведения к минимуму бюрократических препон при обращении жителей за получением государственных услуг. Успешное правоприменение этих двух важнейших государственных документов - реальные шаги по противодействию коррупции.
Краевое министерство экономического развития ведет работу по реализации федерального закона и указа президента по трем важнейшим направлениям. С просьбой рассказать об этом подробнее «Ведомости» обратились к министру экономического развития Ставрополья Андрею Хусточкину.
- Андрей Николаевич, 210-й федеральный закон установил серьезные требования к регламентации и доступности государственных услуг. Как организована эта работа по линии вашего министерства?
- В рамках реализации федерального закона на Ставрополье утверждено порядка 40 нормативных актов, регламентирующих вопросы предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целом в крае проведен анализ законодательства, по итогам которого осуществлена инвентаризация государственных услуг и функций, которые имеют непосредственное отношение к гражданам и бизнесу. Создан региональный реестр, который является базовым источником информации о госуслугах. Он публикуется на едином интернет-портале государственных и муниципальных услуг. Воспользоваться им может любой желающий. Кроме регионального перечня, аналогичные существуют в 34 муниципальных районах и городских округах. Каждая территория края предоставляет гражданам от 40 до 50 услуг. Также министерством экономического развития края осуществляется проверка и размещение сведений о муниципальных услугах в федеральном реестре. Однако должен отметить, что на сегодняшний день количество муниципальных услуг, размещенных на едином портале, составляет менее 50 процентов от общего числа. В этом направлении еще предстоит работать. В том числе и повышая квалификацию муниципальных служащих, которым доверено заниматься этими вопросами. С удовлетворением отмечу, что у жителей Ставрополья электронные услуги становятся все более востребованными. В органы исполнительной власти края, предоставляющие услуги в сфере образования, лицензирования, социальной защиты и занятости населения, поступило более 600 заявлений с портала о предоставлении услуг в электронном виде.
- Можете привести два-три примера таких электронных услуг, которыми может воспользоваться простой человек?
- Например, направить в министерство социальной защиты заявление на получение субсидии и пакет документов, перечень которых можно найти также на портале. Или, допустим, человек хочет получить информацию о наличии вакансий в конкретном городе или поселении края. Раньше нужно было ехать, тратить время, деньги на дорогу. Теперь достаточно через терминал в отделении почтовой связи, они уже установлены во многих территориях, обратиться в управление труда и занятости населения края по электронному адресу. Помимо экономии денег и времени, минимизирован контакт с чиновниками, тот самый пресловутый человеческий фактор, который вызывает столько нареканий у граждан. Время для ответа регламентировано.
- Вы сказали, что пока менее половины услуг можно получать в электронном виде. А к какому сроку охват будет стопроцентный?
- Министерством разработан проект плана. 20 июня этого года он одобрен на заседании совета по информатизации и защите информации. Сроки нас поджимают. К 1 января 2013 года уже должен быть завершен третий этап перевода в электронный вид всех государственных и муниципальных услуг. Т.е. должна быть обеспечена возможность заявителям направлять заявления о предоставлении услуг с необходимыми документами в электронном виде посредством единого интернет-портала.
Еще одна важная задача - введение универсальных электронных карт, с помощью которых также можно будет получать государственные и муниципальные услуги.
- На какой стадии сейчас организация межведомственного взаимодействия?
- Самый горящий вопрос - организация межведомственного взаимодействия. Уже разработаны и утверждены технологические карты межведомственного взаимодействия. Это избавление жителей края от необходимости собирать целую кипу документов при каждом обращении за государственными и муниципальными услугами. По новому законодательству с 1 июля 2012 года эта задача возложена на ведомства, оказывающие подобные услуги. Если этот документ конкретного человека уже есть в базе данных, ведомства сами могут его получить в рамках межведомственного взаимодействия. Бег по кругу, который вызывает справедливый гнев и нарекания людей, должен быть исключен. Поставлена задача к концу текущего года перевести межведомственные запросы в электронный вид, что значительно сокращает сроки прохождения запросов и ответов. Для этого необходимо разработать около трех десятков региональных электронных сервисов и более двух десятков типовых муниципальных, включая сервисы поселений, и организовать подключение к необходимым федеральным сервисам.
В настоящее время количество разработанных и зарегистрированных в системе межведомственного электронного взаимодействия муниципальных электронных сервисов и количество реализованных подключений к федеральным электронным сервисам составляет примерно треть от общего числа требуемых. Ответственным исполнителем мероприятий по обеспечению доступа к федеральным электронным сервисам и разработке региональных и муниципальных электронных сервисов, необходимых для межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг, определено министерство энергетики, промышленности и связи края. И теперь важно, насколько оперативно оно сделает свою работу. Разумеется, совместно с органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления. Главное, что подчеркну особо, все это необходимые шаги по созданию «Электронного правительства». Вопрос в поле зрения президента и премьера Российской Федерации. И здесь Ставрополью нельзя отставать от других регионов страны. На сегодняшний день Ставропольский край является лидером в Северо-Кавказском федеральном округе по внедрению системы «Электронное правительство».
- Андрей Николаевич, второе важное направление по созданию антикоррупционных барьеров - открытие многофункциональных центров предо-ставления государственных и муниципальных услуг, работающих по принципу «одного окна». Многие не понаслышке знают, чего стоит оформить в собственность земельный участок или получить разрешение на перепланировку. До недавнего времени хождение по инстанциям и кабинетам могло занять несколько месяцев. У заявителей появлялось желание для ускорения процесса дать на лапу. А тех, кто не прочь взять, потом вылавливают правоохранительные органы. Насколько я понимаю, многофункциональные центры должны ускорить этот процесс?
- Не только ускорить, но и избавить людей от бумажной волокиты. Определен общий порядок прохождения документов, которые должны участвовать в подготовке пакета правоустанавливающих и разрешающих. «Одно окно» - это когда человек отдал свое заявление и в назначенный день вернулся, чтобы забрать пакет с оформленными по всем правилам, со всеми необходимыми подписями документами. А самому ходить по инстанциям для бесчисленных согласований не нужно. Определена также персональная ответственность конкретных чиновников за срыв сроков. Документы проходят все инстанции без участия заявителя, и он на финише получает уже готовый пакет.
- Или отказ?
- И такое бывает. Но отказ должен быть обоснованным и тоже в строго определенные нормативами сроки. Новая форма заявлений максимально упрощена. Заявитель на любом этапе может отследить по электронке, на какой стадии рассмотрения находится его дело.
Президентом РФ в соответствии с указом от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача к 2015 году обеспечить доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах, не менее 90 процентов граждан Российской Федерации. Для этого необходимо создать такие центры в каждом районе и городе.
- Если не ошибаюсь, принята краевая целевая программа по этому направлению?
- Да. И в ее рамках нашим министерством экономического развития предоставляются субсидии на создание и оснащение многофункциональных центров тем муниципалитетам, в которых разработана проектно-сметная документация на реконструкцию помещений, предназначенных для размещения МФЦ, и обеспечено софинансирование из местного бюджета.
- В каких городах и районах края такие центры уже действуют?
- Предоставление субсидий позволило в 2011 году открыть два полноценных многофункциональных центра. Это в городе Ставрополе с двумя офисами приема заявителей в Ленинской и Октябрьской администрациях и в городе-куроте Кисловодске. В 2012 году планируется создать еще пять многофункциональных центров. Это в городе-курорте Ессентуки, Буденновском, Изобильненском, Левокумском и Новоалександровском муниципальных районах. Открытие новых пяти МФЦ позволит в целом обеспечить доступ третьей части населения Ставропольского края к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
- А когда очередь дойдет до остальных районов и городов?
- Президент страны поставил срок до 2015 года. Чтобы нашему краю в него уложиться, необходимо увеличить финансирование из бюджета. Думаю, что при принятии бюджета на 2013 год это направление будет учтено.
- Андрей Николаевич, одно из направлений работы вашего министерства - всемерное способствование развитию малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае. На это выделяются немалые средства. Направляются субсидии из федерального бюджета, софинансирование из краевого. Действуют Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, Фонд микрофинансирования, субсидирование уплаты аванса при заключении договора лизинга оборудования, господдержка для предприятий-экспортеров. Здесь, видимо, тоже есть лазейки для разного рода правонарушений. Какие механизмы противодействия коррупции действуют при распределении средств господдержки?
- Все заявки на господдержку, все бизнес-проекты изучаются специалистами министерства и экспертами, в том числе из других ведомств. Информация о том, кому и на реализацию какого проекта выделены средства, размещается на официальном сайте министерства. В прошлом году такая господдержка оказана более 1,1 тыс. предприятий края. С начала этого года ее получили около 340 предприятий. В их числе и инновационные фирмы. Напомню информацию, которая уже публиковалась в СМИ, в том числе и в вашей газете. В рейтинге общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», которая проанализировала деловой климат в стране, наш край занял 4-е место. А в исследовании принимали участие 40 субъектов РФ. Благоприятность условий ведения бизнеса оценивалась более чем по 20 критериям.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет