Вы здесь

ЗА ТРИ МОРЯ - ЗА ОГУРЦАМИ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

31.10.2012
ЗА ТРИ МОРЯ - ЗА ОГУРЦАМИ
Галина Сергушина

На прошлой неделе зашла я в магазин «Магнит», что в шаговой доступности от моего дома, хотела купить баночку маринованных огурчиков. Казалось бы, какая проблема. «Магниты» - краснодарская сеть. В Краснодарском крае овощей, в том числе и огурцов, - пруд пруди. Да и на Ставрополье родной минсельхоз вместе с краевым комитетом по пищевой и перерабатывающей промышленности и торговле не устает нам рассказывать по радио, телевидению и в газетах, как замечательно в крае реализуются программы по развитию овощеводства и переработки. По информации комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, производство плодоовощной продукции в крае за 8 месяцев этого года увеличилось в 6,2 раза. Вот если бы только еще знать, где эту продукцию в достаточно широком ассортименте можно приобрести.
Конечно, то там, то здесь что-то можно отыскать, но когда работающему человеку бегать по городу в этих поисках? А магазинов, где продавалось бы преимущественно ставропольское, изготовленное из местных плодов и овощей и сами эти плоды-овощи в натуральном виде, нет. Нас пытаются убедить, что, мол, очень невелика на юге потребность в магазинных плодоовощных консервах и маринадах. В отличие от средней полосы страны и районов севера здесь хозяйки сами консервируют. Но это те, у кого дачи или приусадебные участки. Однако значительная часть горожан дач не имеет и живет не в частных домах, а в многоэтажных скворечниках, где не всегда и подвалы есть. Во многих новостройках их изначально не проектируют, отдавая полуподвальные и подвальные помещения на продажу под офисы. Покупать свежие овощи-фрукты для консервирования и маринования на рынке - накладно при нынешних ценах на эти витамины, преимущественно завозные из других регионов и даже стран ближнего и дальнего зарубежья.
Маринованные огурчики в «Магните» были. Правда, без ассортиментного выбора, только корнишоны. Меня это не смутило. Смутило другое - производитель маринованного деликатеса. Им оказалась Индия. Т.е. на юг России, где сей овощ выращивали испокон веку, теперь везут их морями-океанами из далеких субтропиков. Ну как тут не вспомнить Афанасия Никитина и его «Хожение за три моря»! Правда, он не за огурцами ходил.
Намедни, в ознаменование Всемирного Дня продовольствия, собрали журнали-стов на круглый стол в Северо-Кавказском информационном центре. Тема для обсуждения была заявлена глобальная. Это состояние продовольственного рынка на Ставрополье, сильные и слабые стороны, а также анализ причин того, что многие продукты, производимые в крае, на прилавках ставропольских магазинов не найти.
ПЕЙТЕ КОНЬЯК С МАКАРОНАМИ!
Два года назад запустили с большой помпой в СМИ акцию «Покупай ставропольское!» В некоторых магазинах даже, говорят, появились уголки с соответствующими опознавательными знаками местной продукции. Правда, я лично в таких уголках не бывала, может, не в те магазины хожу? Но в целом складывается впечатление, что акция «Покупай ставропольское!» в основном реализуется на ярмарках, да еще во время ежегодных кампаний «Овощи к подъезду». Но на ярмарки народ ходит, чтобы основательно затовариться на зиму. Это те, у кого есть где хранить эти долгоиграющие припасы. А если нет? Да уже и привыкли мы к цивилизованному варианту покупать продукты на неделю. Об этом свидетельствует и наплыв покупателей в крупные супермаркеты по пятницам вечером, когда люди приходят и приезжают семьями и набирают полные тележки покупок в самом широком ассортименте.
Значит, люди ждут возможности, когда «ставропольское» в достаточном выборе можно будет купить каждый день. А с этим проблемы, Правда, начальник отдела производства продуктов питания и напитков краевого комитета пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и лицензирования на круглом столе сказал, что рынок продовольствия в Ставропольском крае достаточно насыщен и в большой степени отвечает запросам потребителя. И предложил гордиться тем, что у нас в больших объемах производится мясо птицы, макаронные изделия, в том числе спагетти, и еще коньяки. Короче, пейте коньяк с макаронами.
Однако после вопроса журналиста, почему мясо птицы стало в последнее время безвкусным, и чем эту птицу кормят, что мясо перестает иметь характерный птичий вкус и запах, один из участников круглого стола заявил: «Я своей маме запретил покупать это мясо, пользы от него мало, видимо, гормонами пичкают». Этот участник сам представлял не мясную, а макаронную отрасль.
По макаронам Ставрополье в последние пару лет заметно продвинулось. Зерно свое, мука своя, вот макаронники и стараются. Утверждают, что их продукция даст по качеству фору любой привозной. Но магазины берут ее неохотно из-за высокой себестоимости. Торговля всегда нацелена на то, чтобы взять у производителя подешевле, а продать подороже, чтобы прибыль иметь. «Наши макароны без консервантов, только мука и вода», - убеждал журналистов представитель макаронной отрасли. Совсем не хочется сомневаться в качестве ставропольских макарон, но... В этом году край постиг неурожай зерновых. И не только край. Качественное зерно по ранее заключенным контактам вывезли через Новороссийский порт за рубеж. Значит, нашим пищевикам придется работать с тем, что осталось? В таком случае смогут ли ставропольские макароны конкурировать с итальянскими? Возможно, смогут те, кто заранее заключил с сельхозорганизациями контракты на поставку высококачественного зерна. Сегодня состоятельные граждане покупают итальянские макароны, да и на те не налегают. Потому что, как бы нас ни убеждали в полезности макарон, диетологи все же утверждают, что полезнее налегать на овощи-фрукты. А бедные покупают то, что подешевле. В том числе и недорогие макаронные изделия. Так что для наших производителей задача - снизить себестоимость ставропольских макарон при высоком качестве. Тогда они будут конкурентоспособными.
В чем еще преуспели местные пищевики? - В производстве полуфабрикатов. Рост в полтора-два раза. И по прогнозам краевого комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, этот рост будет продолжаться. Очевидно, что у горожан полуфабрикаты востребованы. Не надо часами стоять у плиты, бросил на сковороду или в кастрюлю - и через 15-20 минут готово. Хотя и далеко не так полезно, как из свежих продуктов.
МОСКВУ КОРМИТЬ ПРЕСТИЖНЕЕ?
Ну а что же с маринадами? Почему в ставропольских магазинах практически невозможно найти местные маринованные томаты и огурцы? Почему нам предлагают корнишоны из Индии? По словам руководителя Невинномысского предприятия «Войсковой запас», Россия уже потеряла свой рынок томатов. Томатную пасту нам поставляет Китай. И по умеренным ценам. Они научились дешево выращивать и дешево перерабатывать за счет внедрения современных технологий и высокого уровня автоматизации. Видимо, то же самое и в Индии с огурцами. Производством томатов прицельно занялась Украина. И сейчас крупные промышленные центры, а также города-миллионники потребляют в основном помидоры с Украины. Кстати, накануне прошлого Нового года я как-то купила украинские маринованные помидоры в супермаркете «О’КЕЙ!», местных ставропольских там и близко не было. «О’КЕЙ!» - санкт-петербургская торговая сеть, им простительно торговать «незалежной» продукцией.
А что же наши? На круглом столе представитель фирмы «Войсковой запас» вроде договорился с местной торговой сетью «Флагман» о поставках своих маринадов. Будем надеяться, что к этому Новому году мы увидим их на прилавках ставропольских «Флагманов».
- У нас сейчас мощности загружены только на четверть, можно наращивать производство, но продавать некому, - посетовал руководитель «Войскового запаса». Вот так, одним негде продать, другим - негде купить. По словам руководителя «Войскового запаса», они продавали свои маринады в Москве на ярмарках, москвичам понравилось. Но договоров на поставку столица с ними не заключила.
Есть в крае и еще один производитель маринадов и овощных консервов, качественных и вкусных. Это консервный завод «Русский» в Курском районе. Этот завод поставляет свою продукцию в Москву. Получает похвальные отзывы на всероссийских ярмарках, а вот на Ставрополье консервы «Русского» не купишь. Не работают заводчане с местными торговыми сетями. Краевой комитет по переработке говорит, что офис этого завода, который и занимается работой с торговлей, находится в Моздоке, т.е. в соседней республике. Вроде как ушел из-под крыла Ставропольского края, и поэтому воздействовать на этого производителя в пользу ставропольского потребителя затруднительно.
Местные производители часто обижаются, что им чинят всякие препятствия сами торговые сети, не пускают. Крупные сети хотят заключать крупные договоры на большие партии продуктов по умеренным оптовым ценам, в современной расфасовке и с условием ритмичной поставки в течение всего года. Наши производители пока к этому не готовы: высокая себестоимость, недостаточность площадей хранения, небольшие объемы тех же выращенных овощей и продукции переработки. Рынок диктует свои условия, и производитель ищет надежных партнеров для сбыта. В таких сетях, как петербургский «О’КЕЙ!», германское «МЕТРО», можно найти какие угодно продукты со всех континентов земного шара и очень редко отмеченные ставропольской маркой. Да что говорить об этих сетях. Не они диктуют торговую погоду в крае и в том же Ставрополе. Самая мощная торговая сеть на Ставрополье - это «Магниты» Краснодарского ЗАО «ТАНДЕР».
КАК ПРИМАГНИТИТЬСЯ К «ТАНДЕРУ»?
В нашей краевой столице нет микрорайона, где бы покупателей не зазывали узнаваемые и популярные «Магниты». Конкурировать по ассортименту и по качеству продуктов с «О’КЕЙ!» и «МЕТРО» они не могут, но завлекают ценами. Они зачастую ниже, чем в наших магазинах-забегаловках, расположенных в торговых павильонах на автобусных остановках, в переоборудованных под торговые площади однокомнатных квартирах в старых пятиэтажках. «Магнитов» в городе несметное число, а вот ставропольской продукции в них раз-два и обчелся. Говорят, что не пускает ЗАО «Тандер» конкурентов на прилавки своих торговых сетей. А вот индийские огурцы пускает. Через сеть «Магнитов» краснодарская продукция реализуется по всей России. Что и говорить, власти Кубани могут сказать, что их производители защищены, так как уверены, что все произведенное будет реализовано. У нас же в крае в свое время власти городов, в том числе и Ставрополя, из года в год давали «преференции» соседям-кубанцам, помогая им завоевывать ставропольский рынок. И сегодня имеем то, что имеем.
На круглом столе участники говорили о том, что власти Краснодарского края не пускают ставропольскую продукцию в свои бюджетные учреждения. «Мы не можем так поступать, так как это нарушение законодательства», - объяснил представитель краевого комитета по переработке.
- Протекционизм на Кубани есть, но есть и федеральный закон о едином экономическом пространстве, и мы не можем его нарушать». Оно, конечно, так. Но как это умудряется руководство Краснодарского края защищать и своего производителя, и свою торговлю? Сегодня в тех же «Магнитах» овощи лежат в ящиках не перебранные, нередко с гнильцой, покупатели сами в них копаются, отбирая годные. Ну какая здесь культура торговли? А нам говорят: проверять их часто не имеем права, не можем «кошмарить» бизнес. Значит, «кошмарить» покупателя можно такой продукцией? На это ответ: не хочешь - не бери. «Уважающие себя люди покупают более качественное ставропольское», - глубокомысленно убеждают нас чиновники от пищевки. К сожалению, скромно умалчивая о том, что более качественное - оно и более дорогое.
Выбрать по карману и полезное для здоровья
Еще перед вступлением России во Всемирную торговую организацию нам рассказывали, что во всем мире продаются продукты дешевые, бизнес-класса и премиум-класса. Понятно, что покупатель выбирает и магазин, и продукты в зависимости от своего кармана. Но наши производители говорят, что их продукция качеством выше, чем привозная из-за пределов Ставрополья. Однако это качество, судя по всему, не дотягивает до раскрученных марок и поэтому не попадает на прилавки престижных торговых сетей. А на прилавки популярных сетей, где низкие цены, ее не берут. Из-за высокой себестоимости производители не вписываются в установленные «дешевыми» магазинами ценовые ограничители. Если это магазин для бедных, кто у него будет брать макароны по цене для богатых?
На том же круглом столе производители говорили, что вот если бы правительство края обязало торговые сети, чтобы на их прилавках было 30 процентов ставропольской продукции. Пока что, по моим наблюдениям, местную продукцию, причем в неплохом ассортименте, можно найти в магазинах сети «Пушкинский». Причем продукцию свежую. Но ведь таких магазинов в Ставрополе, насколько я знаю, всего два: в центре и в Юго-Западном районе. Пытались завоевывать местный покупательский рынок местные сети «Тройка» и «Семья». Но заметного акцента на ставропольские продукты я лично на их прилавках не видела. Как везде: с миру и со всей России - всего понемногу. Может быть, не пришел еще гениальный менеджер, который бы сумел потеснить в ставропольской торговле пришлые сети. А может быть, ему уже и поздно приходить, все места в партере и амфитеатре заняты, осталась только галерка? Или и она уже занята?
Справедливости ради нужно сказать, что есть на Ставрополье фирменная торговля. Но наши предприятия, кроме, пожалуй, Ставропольского молкомбината, хлебозаводов и Прасковейского винзавода, недостаточно мощны, чтобы накрыть своей фирменной сетью хотя бы весь Ставрополь. Сейчас с вступлением России во Всемирную торговую организацию уже объявлено о снижении таможенных пошлин на отдельные виды товаров. Значит, можно ожидать, что западные страны еще активнее двинут на наши прилавки свою продукцию. Более дешевую и, как откровенно говорят сами производители, возможно, качественную. И что тогда делать нашим сельхозпроизводителям и переработчикам с их высокой себестоимостью? Настаивать на протекционистской политике краевых властей, которые заявляют, что это противозаконно? Очевидно, что при растущих ценах на все, и прежде всего на услуги ЖКХ, которые душат население, небогатый покупатель, а таких более половины на Ставрополье, будет делать вынужденный выбор в пользу низкой цены даже в ущерб своему здоровью. И какой тут выход?

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет