Вы здесь

Счастье измеряется не в граммах

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

12.06.2013
Счастье измеряется не в граммах
Марина Кандрашкина

Прошло уже больше года с тех пор, как российское здравоохранение перешло на новые стандарты регистрации новорож-денных, и врачи берутся выхаживать младенцев весом от 500 граммов. Да, медицина не стоит на месте: плод, который еще два десятилетия назад считался бы выкидышем, сегодня признается в России жизнеспособным человечком, за жизнь которого медики борются точно так же, как если бы за экстренной помощью обратились мы с вами. И все чаще в этой битве за жизнь доктора выходят победителями.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СТРАЖЕ ЗДОРОВЬЯ
Ежедневно в отделение интенсивной терапии и реанимации новорожденных Краевого клинического перинатального центра на лечение поступает до девяти младенцев со всего региона. За год - около 1300 человек. Как правило, это дети, находящиеся в тяжелом состоянии, с нарушениями функций жизненно важных органов, внутриутробными инфекциями, и дети с экстремально низкой и очень низкой массой тела, поспешившие появиться на свет на сроке беременности от 22 недель. Их можно было бы назвать «недоношенными», но главврач больницы очень не любит этот термин, предпочитая его европейский аналог - «преждевременно рожденные».
- Звучит более жизнеутверждающе, - философски замечает главный врач перинатального центра Борис Федорович Затона, и тут же продолжает. - Хотя... У нас, что с появлением стандартов, что без них, на протяжении 77 лет работы никогда не было деления на «плод» или «поздний выкидыш», и никто не обращал внимания, сколько весит младенец, тысячу ли граммов или пятьсот. Если сердечко билось, новорожденный подавал признаки жизни, неонатологи старались спасти ребенка. Например, у нас был мальчуган, родившийся с весом чуть меньше 650 граммов. А до 2007 года детьми считались малыши с массой от килограмма и рожденные в сроки беременности больше 28 недель. И что? Отказываться от него было? Как бы не так. Выходили. Сегодня мальчишка уже ходит в школу, хорошо учится.
Другое дело, что стремление соответствовать европейским стандартам дало существенный толчок для глобального переворота в развитии акушерства и гинекологии. Помимо личного энтузиазма, у врачей появились и возможности для выхаживания «проблемных» деток. По национальному проекту «Здоровье» и программе модернизации здравоохранения стали выделяться огромные деньги на строительство новых перинатальных центров, переоснащались и ремонтировались старые, приобреталось новейшее оборудование для учреждений родовспоможения, лекарственные препараты.
К примеру. Когда на свет рождается малыш с низкой и экстремально низкой массой тела (меньше 1500 граммов) с тяжелыми дыхательными нарушениями, ему вводится специальный препарат, помогающий легким раскрыться. За один прием крохе требуется одна - две дозы сурфактанта, каждая из которых стоит 22 тысячи рублей. Сегодня эти затраты полностью легли на плечи государства, и от родителей никаких денег не требуется.
Не менее дорогостоящим оказалось и техническое перевооружение перинатального центра. Только за последние два года учреждение получило новейшее современное оборудования на сумму более 200 миллионов рублей, немалая часть из которого предназначена для отделения интенсивной терапии и реанимации новорожденных. И, скажу без преувеличения, современные возможности выхаживания детей впечатляют!
В УЮТНОМ «ГНЕЗДЫШКЕ»
Облачившись в стерильные халаты, заходим в одну из четырех палат отделения. В небольшом зале по всему периметру установлены прозрачные кувезы, каждый из которых накрыт тканевым светонепропускаемым покрывалом. Странно. Мы привыкли к тому, что все живое тянется к солнышку, а тут... Однако заведующая отделением интенсивной терапии, врач-неонатолог Татьяна Викторовна Железнякова ничего удивительного в этом не видит:
- Возьмем 24-недельного новорожденного. По идее он должен был еще 16 недель провести в утробе матери, где плацента обеспечивает его питанием и кислородом, избавляя от необходимости самостоятельно есть и дышать; температура постоянная; нервной системе тоже не нужно реагировать на голос, свет, прикосновения, все органы не спеша развиваются. И вдруг, в один из дней, по независящим от него причинам, ребенок раньше времени лишается этого комфортного окружения и попадает в новый мир, по сути являющийся агрессивным для него, так как все органы и системы еще не успели созреть и не могут функционировать, как требуется. Собственно, чтобы он выжил, мы и помещаем младенца в специальный инкубатор, где можно полностью воссоздать температурный режим, влажность и иные условия, к которым он привык в мамином животике, - делится врач основными принципами выхаживания недоношенных деток.
- Неужели удается спасти? - с сомнением спрашиваю я.
- А вот сами посмотрите на нашу красавицу. Только вчера родилась на 28 неделе беременности у мамы, весит чуть больше килограмма, а уже такая непоседа, - улыбается заведующая, открывая тот самый разноцветный чехол. И... мир вокруг переворачивается.
В кувезе в специальном «гнездышке» с приподнятыми краями, имитирующем позу плода, если бы малыш находился в животике у мамы, лежит крохотный комочек размером чуть больше человеческой ладони. Красная кожица, округлая головка, на лобике пульсирует крохотная венка, все тельце в складочках и морщинках, кукольные ручки и ножки... А между тем, это маленький человечек, усиленно борющийся за свою жизнь. И помогает ему в этом как раз то самое оборудование, закупленное по программе модернизации, дорогостоящие препараты, и, конечно, знания и забота персонала отделения.
Многочисленные трубки соединяют крохотное тело с аппаратурой, стоящей рядом с боксом. К ножке с микроскопическими пальчиками прикреплен датчик, который показывает частоту пульса и уровень кислорода в крови. Если показатели окажутся ниже нормы, система сразу же оповестит об этом персонал отделения. В вену вставлен катетер, через который вводятся жизненно необходимые лекарства и специальное питание для недоношенных детей, а через желудочный зонд грудное молоко. Еще одна трубочка вставлена в миниатюрный носик - малышка не может дышать самостоятельно, поэтому нужна искусственная вентиляция легких. И если раньше для того, чтобы сделать все манипуляции, приходилось доставать трубочку, вводить катетер, то, по словам врачей, современный «Контур» американского производства позволяет выполнять несколько действий одновременно: и дышать, и лечиться, и отсасывать слизь из носика.
- А ей не больно? - задаю я пусть и дилетантский, но по- матерински оправданный вопрос.
- Пока поверьте на слово, что нет. А если через пару месяцев придете к нам в гости снова, то сможете убедиться в этом воочию. Сейчас руководство роддома как раз покупает в наше отделение новый аппарат, позволяющий фиксировать болевой синдром у новорожденного, и тут же принимать необходимые меры, - делится открывающимися перспективами Т. Железнякова.
А между тем, малышка в кувезе вдруг начала активно морщить носик и чертить ручками в воздухе какие-то неведомые знаки. Видимо, не по душе ей пришлась наша компания, и ждала кроха совсем другого человека...
- Ну, и что мы возмущаемся? Скоро уже придет наша мамочка, - поглядев на стрелки часов и будто прочитав мысли ребенка, ласково заверила свою маленькую пациентку Татьяна Викторовна. А нам же пояснила, что в связи с перегруженностью отделения мамы могут приходить к своим деткам два раза в день: утром и вечером. Вот только на руки брать младенцев категорически запрещено. Они настолько хрупки, что одно неверное движение может привести к печальному исходу, поэтому лучше набраться терпения и дождаться, пока детки окрепнут, научатся кушать и дышать самостоятельно.
Как быстро это произойдет? Врач пожимает плечами и говорит, что каждый ребенок индивидуален и прогнозы здесь не уместны. Процесс выхаживания преждевременно рожденных малышей не только весьма дорогостоящий и обходится государству в баснословные суммы, но он еще очень трудоемкий, и с детской реанимации в Краевом перинатальном центре только начинается.
- К сожалению, мы ограничены в площади и выхаживаем младенцев до тех пор, пока не отпадает необходимость в искусственной вентиляции легких. Далее мама с ребенком переводятся на второй этап выхаживания в Краевую детскую больницу, где деток выкармливают, долечивают, проводят различные обследования, - снова включается в разговор главврач Б. Затона. - Но вполне возможно, что в ближайшее время ситуация сдвинется с места и у отделения появится логическое продолжение. Из федерального бюджета нам выделяются средства на строительство еще одного корпуса, где два этажа отведено как раз под полноценное отделение для выхаживания деток. Это будет очень мощный центр с современным оборудованием, укомплектованным штатом специалистов, «натренированных» на таких детей. Тех же педиатров, невропатологов, офтальмологов, кардиологов, эндокринологов и т.д. Это не блажь, это вызов времени. Ведь у преждевременно рожденных детей повышен риск всевозможных осложнений, а как гласит народная мудрость, болезнь проще предотвратить, нежели вылечить, чем мы и сможем заниматься, оказывая мамочкам и детям самый обширный спектр медицинских услуг.
- Борис Федорович, задам очень жуткий с моральной точки зрения вопрос. Вот вы сами сказали, что у недоношенных деток повышен риск заболеваний. А нужно ли их тогда спасать?
- Для меня здесь нет никаких сомнений. Здоровье - понятие философское. У человека проблемы со зрением и он носит очки, при хромоте ходит с палочкой, но разве от этого он становится хуже? Призвание врача - спасать жизнь человека, а не решать, нужна ли она ему. В прошлом году к нам экстренно по скорой помощи попала мамочка, ожидающая двойню. Сама из Краснодарского края, приехала в гости к родственникам, а тут на 25 неделе отошли воды. Детки родились очень слабенькими, весили всего 500 и 800 граммов. Прогнозы звучали не утешительные, был высок риск развития ДЦП. В течение месяца малыши находись у нас под ИВЛ, потом еще два месяца на втором этапе выхаживания лежали в Детской краевой больнице. Сегодня братику и сестричке уже по полтора года. Это абсолютно здоровые дети, и мы с удовольствием следим, как они растут. Их мама сама нашла наших сотрудников в социальных сетях! А теперь ответьте на вопрос, было бы это, если бы наши врачи подписали им тогда приговор?
Вот, собственно, на этой ноте и закончилось наше пребывание в Краевом перинатальном центре. Из здания главврач, то ли случайно, то ли по задумке, выводил нас через комнату выписки, где стояли папы с цветами, нервно ерошили волосы и ждали, когда же им вынесут в нарядных розовых и голубых конвертах заветные комочки. И каждому из них было абсолютно все равно, сколько весит их малыш. Ведь счастье измеряется не в граммах.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет