Вы здесь
И ДОСТУПНЫЕ, И БЕЗОПАСНЫЕ, И ПОДНИМАЮЩИЕ ДУХ...
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Заметки ротозея с Олимпиады-2014
Победная для России во всех отношениях зимняя Олимпиада-2014 отшумела. «Жаркие. Зимние. Твои» - это лозунг, под которым проходили Олимпийские игры. Писать о них будут, наверное, еще годами. Я тоже побывал в февральском Сочи на Олимпийских объектах. Не как аккредитованный работник СМИ. А как простой болельщик. Вывод - в заголовке. И рассказ - нет, не болельщика, к ним я себя не отношу, а скорее ротозея, который просто ходил по Олимпийским объектам, пялился, посетил некоторые соревнования и захотел поделиться наблюдениями.
Не так страшны Сочи, как их малюют
Еще в прошлом году, в первый день распродажи билетов на Олимпиаду, дочь подарила пару таких билетов на женский хоккей с нашей сборной:
- Развлечешься и заодно убедишься и нам всем расскажешь, правда ли все то, что про Сочи пишут, или вранье.
Про Олимпийский Сочи действительно и в то время писали, да и сейчас еще пишут, столько и до того пестро, что хотелось самому на месте посмотреть и вынести свое мнение. Действительно ли вся затея - для утверждения имиджа Президента В. Путина, или все же для страны и ее народа? Олимпийские объекты - огромные деньги на ветер, или в дело? Построенное сегодня станет нам всем служить и завтра, и послезавтра, или будет брошено за ненадобностью? Наконец, хорошо, добротно все возведено, или на соплях, потому что спешили? Достойно мы проведем Олимпиаду, так, что не стыдно будет перед всем миром, или «как всегда»? И это только краешек того айсберга вопросов, ответ на которые хотелось бы получить. Сегодня, когда Олимпиада победно для страны завершилась, на многие эти вопросы ответы уже есть. Но тогда они еще беспокоили. И вот 13 февраля мы с женой отправились на Олимпиаду.
Наслышанные, что въезд в Сочи для иногородних будет закрыт, и машину придется бросить где-то километров за пятьдесят, и где - неизвестно, мы выбрали поезд. Хотя, как потом выяснилось - напрасно. Местные рассказали, что за Дагомысом настроили огромное количество перехватывающих парковок. Общественный же транспорт оттуда ходит как часы. Минут тридцать - и вы здесь. Но поездом было удобно тем, что шел он ночью, приходил в Сочи рано утром, и самого дорогого, что есть у нас - времени, абсолютно не терялось.
Туда билеты были доступнее, чем обратно. Удалось взять назад только на 18-е число. Чем заполнить четыре дня? Соревнованиями, чем же еще! Так взяли еще билеты - на фристайл. По Интернету. Что оказалось совсем не сложно. Но опять же на фристайл женский - на соревнования посерьезнее билеты были или втридорога, или их не имелось совсем. На то же фигурное катание - за двадцать тысяч.
Итак, в шесть утра 14 февраля мы на Сочинском вокзале. Первое, что решили сделать, это получить паспорта болельщиков. Без них здесь, как уверяли все информационные материалы по Олимпиаде, шагу нельзя ступить. Так потом и оказалось. Паспорт болельщика служил пропуском на соревнование, как и сам билет. Судя по тому, что заказывать его предлагали заранее, нас просматривали на благонадежность. Раз дали - уведомление об этом пришло на электронную почту, значит, мы благонадежны. Что согревает. Идем за паспортами по указателям. Место их выдачи - в секторе, из которого уходят поезда на сами олимпийские объекты. Пройти в него - только через зону досмотра.
Все как в аэропорту. Только без всяких очередей, поскольку рамок очень много. Кроме прохождения рамки, еще обследование вашего тела специальной штукой вручную - не фонит? Ботинками на специальное устройство - зазвенит, если там металл. На мониторе разглядели маникюрные ножнички в багажной сумке - с ними нельзя, пришлось выбросить. С жидкостью тоже нельзя - бутылку воды долой. Все это персонал с помощью волонтеров делает с улыбкой, доброжелательно. Не ленится лишний раз повторить то, что и так ясно. Дальше через такие пункты досмотра мы проходили ежедневно порой по два раза. И ничего, привыкли, потому что не напрягало. И об охране Олимпиады, раз уж на эту тему. В Олимпийском парке, на самих спортивных объектах ее было абсолютно незаметно. Но в Сочи люди в форме стояли чуть ли не на каждом шагу. Хотя спрашивать их о чем-то было бесполезно: все оказывались не местными. Волонтеры же, наоборот, как на олимпийских объектах, так и в городе, были прекрасно информированы.
Минут сорок просидели в электронной очереди. Когда еще дома делали заявку на паспорта болельщика, то по электронке сбрасывали фотографии. Оказалось, что теперь не устраивает их качество. Судя по тому, что переснимали всех без исключения, вызвано это было соображениями безопасности. В конце концов, по почте можно послать и фотографию соседа. Наконец, паспорта болельщиков у нас. Они в виде большого бейджика с фото и штрих-кодом. Вешаем их на шею. Дальше на олимпийские объекты можно будет пройти, только приложив паспорт и билет к терминалу пропуска. Он откроется, считав штрих-код с паспорта болельщика и с билета.
Здесь же кассы, где можно купить билеты на соревнования. Выбор не велик - все более-менее стоящее давно распродано. У нас еще есть два дня - покупаем билеты на мужской хоккей. Не с участием России, на такие соревнования уже ничего нет. Тут сюрприз: кредитка «Мастер карт» не принимается. Только «Виза», как генеральный спонсор или партнер Олимпиады. Хорошо, что была и такая. Дальше мы столкнулись с тем, что и попить можно было только продукцию компании «Кока-Кола». Гиганты бизнеса незримо нависли над Олимпиадой.
Дальше - в гостиницу. Забронировали ее сразу после Нового года где-то на Мамайке. Ближе по сносной цене не было. Добираемся - край света. Если мы сюда будем приезжать ночевать, это же сколько времени потеряем? Возвращаемся к вокзалу и, как обычно летом, сторговываемся с полулегальным агентом на номер в гостевом доме всего за три тысячи рублей в сутки за двоих. А в гостинице на окраине, где бронировали, нам предлагали по четыре с половиной. Две комнаты на втором этаже, очень даже приличные, не хуже номера в отеле на три звезды. Причем - прямо в центре, у Морского вокзала. Выходит, слухи о дороговизне жилья в олимпийском Сочи сильно преувеличены.
Что дальше? Дальше - на Олимпиаду!
Красная - значит прекрасная
В этот же день у нас соревнования в горном кластере, на Розе Хутор. В Экстрим-парке женский фристайл, или соревнования по акробатике лыжниц. Судя по карте, туда километров сорок. Начало - в половине пятого вечера, а на часах уже полдень.
Выходим на Курортный проспект. Волонтеры доброжелательно подсказывают, что на железнодорожный вокзал возвращаться не обязательно. Автобусы, причем бесплатные, идут на Розу Хутор прямо здесь. Ждем несколько минут. Подходит огромный, на три моста автобус с надписью «Мосавтотранс», расписанный олимпийской символикой. Удобные кресла, микроклимат, электронное табло с информацией. Пока едем - отдыхаем. Это так пригодилось, когда потом будем ходить по Красной Поляне и по горам до Экстрим-парка! Едем быстро, без пробок даже в городе, любуемся и окрестностями, и самой дорогой.
За Адлером свернули в ущелье. Оно довольно тесное. Но для прокладки дороги горы не срывали. Во всяком случае, шрамов на их склонах нет. Все заросли лесом. Так что экологическая истерика была напрасной. Довольно заметная часть трассы проходит или по мостам, или в тоннелях. Причем мосты порой многокилометровые, быки опор стоят прямо по руслу реки Мзымта. Рядом - двухколейные железнодорожные пути по таким же мостам и в таких же тоннелях. По склонам гор - мачты линий электропередачи и желтая труба газопровода. Вся инфраструктура, что называется, сверху. Видно, что она нешуточная. На многие и многие годы.
Поселок Эсто-Садок - здесь первый сверкающий стеклом и металлом огромный железнодорожный вокзал. Такой же следующий - в Красной Поляне. Еще в Адлере, в самом Олимпийском парке. Всего вокзалов к Олимпиаде построено четыре. Роскошных, в несколько уровней и рассчитанных на пропуск тысяч и тысяч пассажиров. Назад мы ехали по железке и смогли убедиться и в удобстве вокзала, и в удобстве вагонов. Комфортабельнейшие и почти бесшумные на стыках поезда «Ласточка», чистота, никакой толчеи.
В небе - два аэростата. Разной формы. Один - как космический корабль. И впечатление от него - космическое! Может быть, метеорологи используют их для своих прогнозов, может - камеры наблюдения на них установлены. В интересах все той же безопасности. Точно такие же два аэростата мы увидим потом и над Олимпийской деревней. Как бы там ни было, но - красиво! Очень и очень по нашим временам необычное зрелище.
Красная Поляна - нечто вроде фрагмента уютного курортного городка. Вписанные в склоны оригинальной архитектуры отели. Мариот и других известных мировых гостиничных брендов. Обилие ресторанчиков, ни бумажки, ни окурка на тротуаре - чистота. Красная в смысле прекрасная, красивая - все соответствует. Это - по-русски. А где же недостатки - недострой, грязь и прочее, о чем взахлеб писали в Интернете? По остаткам сугробов у зданий можно сделать вывод, что они совсем недавно растаяли. На улице ведь плюс десять градусов. Сугробы исчезли и, как водится, открыли кое-где строительный мусор. Но это если уж сильно приглядываться. Если искать те самые недостатки, то можно заметить, как на мостике рабочие на седьмой день Олимпиады подкрашивают перила. Или что на тротуаре плитку перекладывают. Но это единичные факты, в целом же впечатление аккуратного, вылизанного поселка в горах. Здесь даже река - чистая. Без таких привычных сегодня в наших реках покрышек, корпусов холодильников и прочего бытового мусора цивилизации. Чистота, порядок и красота, какие у нас в стране не часто встретишь. Так что те, что пишут про недостатки, явно тут не были. А если были, то смотрели сквозь антироссийские, не иначе, очки.
На Розе Хутор то Немецкий, то Канадский, то Швейцарский дом. Красивые сооружения, но в них мы не заходили. Борщевня, дымок готовящихся шашлыков. Везде люди, люди... Больше в спортивных куртках и ботинках, улыбающиеся, говорящие на всех языках мира. Ни стычек, ни грубого слова. Походили, посмотрели, послушали. На Розе Хутор прогулялись по этнодеревне. Задумка, похоже, хорошая - каждый регион страны представлен наиболее типичным строением, в котором гостиница, ресторан или магазин. А то и все сразу. Санкт-Петербург - портик в классическом стиле с колоннами, Сибирь - деревянное строение, Кавказ - в виде замка с башней... Все это на берегу реки, огорожено как отдельный кластер. Но вся деревня вызвала впечатление необжитой. Работали всего несколько магазинов с довольно-таки дорогими сувенирами. Что и понятно, развернул их торговый дом «Кремлевский». Да еще развеселый парень продавал во дворе глинтвейн, который варил в большом тазу на дымном костре. Вместо травы и пряностей в нем почему-то плавали дольки цитрусовых и яблок. Мы не рискнули. Сам двор напоминал склон для спортивного соревнования могул - такой же ухабистый. Видимо, плитку положили на мерзлую землю, или даже на снег. А он взял и растаял. Понятное дело, просела. И вот теперь рабочие ее перестилали. Издержки строительного штурма. Но, судя по тому, что людей здесь не было, не очень расстроившего гостей Олимпиады.
Кругом канатные дороги. Я насчитал пятнадцать и понял, что это еще не все. Уносят вагончики на тридцать мест болельщиков на крутые склоны, прямо туда, где облака, и где и располагаются спортивные сооружения горного кластера. На одной из канаток мы и поднялись в Экстрим парк. Удобно, бесшумно. К ней самой подъехали на автобусе. При посадке в него, кроме того, что прошли через зону досмотра, наблюдали, как досматривали сам автобус. Детально, с рамкой миноискателя. Более того, когда мы уже сели, двери опечатали пломбами. По приезде эти пломбы, прежде чем открыть двери, тщательно осмотрели. Безопасность превыше всего. Наблюдая эти картины, я понял: уверенность Путина, что Олимпиада абсолютно безопасна, имела под собой все основания. Государство, которое представляет Президент, сделало ее безопасной. Она и прошла безопасно.
Александр ЕМЦОВ.
Продолжение следует...
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru