Вы здесь

ПО ЕЕ СИГНАЛУ БЫЛ ОСВОБОЖДЕН СТАВРОПОЛЬ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

У нее всего две фронтовых фотографии. Одну, совсем крохотную, ей сделал житель Одессы, когда они входили в освобожденный город. Второй снимок от фотографа из Будапешта - она с цветами в День Победы. Все остальное - за кадром. А за кадром - уникальная история радистки, которая прошла всю войну. Причем служила она не в штабе, а на передовой. Я встретился с Ниной Алексеевной Бугримовой в ее скромной однокомнатной квартире и был поражен - как человек в возрасте 90 лет может так хорошо помнить подробности давно минувших дней!
22 августа 1941 года жительница села Спицевка Грачевского района Нина Бугримова получила паспорт и прямиком отправилась в военкомат. Раньше комиссар гнал ее домой - не положено! В этот раз лишь развел руками - твоя взяла! Так, в 18 лет, она добровольно отправилась на войну.
В Тбилиси окончила курсы радисток - ее отправили на Крымский фронт. Там Нине вручили полевую рацию, которая весила 5 килограммов. Она носила ее за спиной как рюкзак.
Необстрелянный боец в юбке чуть ли не в первый же день своего пребывания на фронте попал в буквальном смысле этого слова в ад. Немцы активно наступали, а она находилась между двух огней - корректировала нашу артиллерию по рации.
Трудно себе представить, что там творилось! Воздух над головой распарывали летящие снаряды с двух сторон. В 10-30 метрах, а то и буквально рядом - оглушительные взрывы, дым, гарь, свистящие пули, шипящие осколки бомб и снарядов. Не выдерживал металл и арматура - кругом все горело. И тут она, 18-летняя девушка, которая до этого не видела не то что танк или самолет, но даже винтовку.
Нина быстро переползала от одного укрытия к другому, стараясь не попасть в поле зрения снайперов. И изо всех сил кричала в микрофон: «Недолет, перелет, накрыло!». Так она получила свое боевое крещение. Ее полк тогда выиграл бой.
Но так удачно складывалось не всегда. Вскоре Крым пришлось оставить. Сказалось многократное преимущество немцев в танках. В районе Феодосии Нина попала в окружение: она была прикомандирована для учебы на курсах младших командиров к другому полку и совсем потеряла из виду своих.
А немецкие танки - вот они! В трехстах метрах от небольшого корабля, в который спешно погрузились в панике отступающие бойцы. Но Нина опоздала - трап уже убрали. По пояс в холодной воде она попыталась допрыгнуть до рук товарищей, которые хотели ее поднять на борт, но тщетно - не хватало роста! «Давай еще, сестричка!». Вновь прыгнула, и снова неудача. Решила - это все! Но в воду спрыгнули три солдата и помогли девушке взобраться на корабль. Мотор взревел, и в этот момент появились танки противника. Тогда они еле ушли от расстрела прямой наводкой!
Нина догнала свое подразделение с большими приключениями. Пришла докладывать о прибытии: «Один раз доложила, наш капитан молчит, второй - молчит. И так пять раз. Потом он медленно сполз со стула и брякнулся на пол! Оказывается, ранее кто-то из наших доложил капитану, что видел меня на берегу убитой...».
Отступать было тяжело и больно. Терять боевых товарищей тем более. Но период поражений вскоре закончился, и наши войска перешли в контрнаступление.
Однажды к Нине пришел командир и спросил: «Ты говорила, что ни разу не видела живого немца, хочешь посмотреть?» И повел в штаб. Там находился пленный офицер. Бугримова выложила ему весь свой школьный запас немецкого, пытаясь разговорить, но офицер насмешливо смотрел на девушку и надменно молчал. И тогда она начала в истерике хлестать его по лицу. На что командир засмеялся: «Нина, оставь его нам, у нас это лучше получается!».
Так у Бугримовой состоялась первая встреча с фашистами, что называется, лицом к лицу. А до этого они были для нее всего лишь абстрактными квадратами «07-05-14», по которым били по ее наводке танки и артиллерия.
Наступил 1943-й. Красная Армия стремительно отвоевывала потерянные территории. А вместе с ней и радистка Бугримова. Она освобождала Грозный, родную Спицевку, Ставрополь. Последний было взять особенно трудно, ведь город находится на возвышенности.
Нину включили в состав разведгруппы под командованием старшего лейтенанта Ивана Булкина, которая должна была со стороны Старомарьевки проникнуть в район железнодорожного вокзала и уничтожить там охрану. А затем дать сигнал для наступления.
И вот над вокзалом взвилась красная ракета. Бугримова тут же передала по рации: «Огурцы!». Что означало - снаряды в наступление. Так был освобожден Ставрополь, который впоследствии стал ей родным.
Довелось Нине Алексеевне воевать и под Курском. Она до сих пор помнит в мельчайших подробностях эпизод, связанный с танком «Тигр»...
Я сам долгое время не знал, что это за танк, пока не побывал на экскурсии в музее подмосковной Кубинки, где собраны гусеничные и колесные боевые машины всех времен и народов. Здесь я впервые и увидел «Тигра». Был невероятно поражен: около танка простоял в остолбенении минут 15! Оказывается те «Тигры», что нам показывали в советских фильмах, это были вовсе не «Тигры», а обшитые стальными листами наши Т-34. А настоящий «Тигр» - это махина с двухэтажный дом, от вида которой можно впасть в транс!
...И вот та самая встреча. Нина дежурила в степи на стационарной радиостанции. Это был автомобиль с будкой, в которой располагалась аппаратура. Она передавала сообщение и вдруг услышала посторонний шум. Что такое? Выскочила из будки и видит: командир спит у колеса, а прямо на нее надвигается «Тигр»! Видимо, немецкие танкисты вырвались из окружения и искали своих. «Ну, думаю, нам конец! И показала «Тигру» кулак. Немцы от такой наглости опешили и проехали мимо. А я хлопнулась в обморок». Так смерть уже в который раз прошла мимо смелой девушки из Спицевки.
День Победы Нина Бугримова встретила в Будапеште. Там же - свою любовь.
По соседству с ними стоял авиаполк. «У нас было пятеро радисток. Летчики пришли знакомиться, а наши ребята не пускают - заревновали, отгоняют! А мой будущий муж упорно так двигается в мою сторону и представляется:
- Виктор!
- Нина!
Так и познакомились...
Через пять дней ее вызывают в штаб. Заходит, а там Виктор и еще три летчика. Начальник штаба спрашивает:
- Ты думаешь замуж выходить?
- Не знаю!
- Как не знаешь?! Вот твой жених, а это - сваты!
Начальник штаба выписал документ и демобилизовал Нину. Так она вышла замуж. Это была любовь с первого взгляда. Она работала машинисткой в штабах воинских частей, где служил ее супруг. Вначале это было в Румынии, затем - в Болгарии и Белоруссии. Через какое-то время они переехали в Ставрополь. Нина Алексеевна устроилась в милицию, долгое время работала в паспортном столе.
Нина Алексеевна Бугримова награждена тремя орденами Отечественной войны второй степени, медалью «За отвагу» и другими боевыми наградами. Есть почетная награда за отличную службу в милиции. Бывшие коллеги ее не забывают, постоянно приглашают на все праздничные мероприятия, помогают материально.
Сейчас ветеран войны живет одна. Муж ушел из жизни 8 лет назад. Так закончилась история их любви, которая началась в конце мая 45-го.
Но она стремится не унывать. Каждый день Нина Алексеевна открывает балконную дверь и при любой погоде делает часовую зарядку. Это позволяет сохранить в ясности ум и придает бодрости.
Нам остается лишь пожелать ей здоровья - с юбилеем Победы вас, Нина Алексеевна!
Евгений Глуховцев.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет