Вы здесь
«ФИЛАНТРОПЫ» И НЕДОТЕПЫ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).ПОКА ВЛАСТЬ ПОВОРАЧИВАЕТСЯ, ПРОДАЖА ВЕРХНЕГО РЫНКА СТАВРОПОЛЯ, ПОХОЖЕ, УХОДИТ В ПОДПОЛЬЕ
Если автора не понимает читатель, это проблема автора, но если автора не понимает власть - это проблема власти. Такое бытующее в журналистской среде ироническое наблюдение вспомнилось, когда отслеживал реакцию властей Ставрополя на статью «Чрево Ставрополя в чреве Канокова», опубликованную в номере нашей газеты за 2 августа с. г.
В списках не значится
Напомню, что речь в статье шла о Верхнем рынке Ставрополя, а точнее, о том, что муниципалитет, формальный собственник, может его потерять, если уже не потерял. Рынок с 1998 года находится в аренде с инвестиционными условиями, и должен быть возвращен городу арендатором ООО «ИнтерРос» 5 февраля 2018 года. Но в апреле этого года на Avito появилось объявление о продаже рынка. За нешуточную цену - 670 миллионов рублей. Продавал, понятное дело, не город, для этого нужно решение Думы, и сама продажа такого рода проводится через публичные торги. Ничего подобного не объявлялось. И руководитель «ИнтерРоса» божился, что не он автор объявления. На указанном в объявлении телефоне отвечала некая Наталья, которой, по ее словам, доверила посреднические услуги по продаже некая управляющая компания из Москвы.
В общем, было ясно, что здесь нечисто. Потому автор этих строк и взялся за расследование. Самое поразительное, что выяснилось в его ходе, так это то, что продажа муниципального рынка таким простым образом, через объявление, как мешок картошки, была вполне вероятна. По условиям договора аренды все вновь построенные объекты рынка - а это семь торговых корпусов площадью 26 тысяч квадратных метров на 2,6 гектарах, как раз и указанные в объявлении - должны по окончании срока аренды перейти в собственность города. Но право собственности на них оказалось зарегистрировано за арендатором ООО «ИнтерРос». В свидетельствах о регистрации собственности никакого обременения условиями инвестиционного договора не указано. Не удивительно, что эти объекты не стоят и на балансе комитета по управлению имуществом города. Так что абсолютно ничего не мешает формальному владельцу недвижимости продать их. Городские власти даже не узнали бы о сделке. А когда узнали, то было бы поздно.
Кому - горячо, кому - холодно
Что было после публикации статьи?
Прочитали сразу, и это уже хорошо. Представительная власть в лице городской Думы сразу показала, что встревожена сложившимся положением. Глава города Г. Колягин признал, что опасность потери собственности действительно существует. Действия руководства Думы свелись к следующему. Направлено письмо в Росреестр с просьбой ввести запрет на любые регистрационные действия по этим объектам. Руководство Думы поручило комитету по управлению имуществом города изучить возможность оспорить в суде законность регистрации вновь построенных объектов рынка за арендатором. Проблему всесторонне обсудили на заседании комитета градостроительства Думы. Присутствовал на заседании и Колягин. Он же потом дал интервью одной из телекомпаний. Глава пообещал, что Дума будет держать эту проблему под постоянным контролем и не даст увести собственность из муниципалитета.
Странно, что на заседание думского комитета не пригласили арендатора - ни директора «ИнтерРоса», ни его владельца. И не спросили о намерениях, не зафиксировали их в протоколе. Но это - к слову.
Исполнительная власть в лице администрации города, как это ни странно, никакой тревоги не высказала. Сразу заявила, что объявление в Интернете - это провокация. Там, якобы, размещают все, кому не лень, и все, что ни лень. Без разбора и без оставления обратного адреса. С таким же успехом, мол, можно выставить на продажу памятник Ленину на центральной площади Ставрополя. Проблемы как таковой нет, и газета подняла переполох на пустом месте. Мы, мол, проверили: руководство рынка ни сном, ни духом о продаже не знает. И ничего не продает. Объекты рынка перейдут в муниципальную собственность, как то и указано в договоре аренды, через полтора года. Заметка под красноречивым заголовком «Продается памятник Ленину», объясняющая безмятежную позицию исполнительной власти, появилась в городской газете.
Самообладание, конечно, великая вещь. Но зачем же голову в песок прятать? Да и правду от горожан. Тем более, что саму эту горькую правду городская исполнительная власть знает прекрасно. На заседании уже упомянутого комитета Думы первый заместитель главы администрации А. Мясоедов признал, что размещение объявления - не провокация. Его автор - компания в Москве, управляющая имуществом владельца «ИнтерРоса» семьи А. Канокова. Хоть в этом разобрались - уже хорошо. Ну, а раз не провокация, объявление подавал реальный, что называется, находящийся в теме, человек, то не пора ли признать, что и попытка покушения на муниципальную собственность реальная? И принять хоть какие-то превентивные меры.
А памятник - пусть себе стоит. Спасать его начнем, когда администрации города взбредет в голову отдать его в аренду с инвестиционными условиями.
Сами заложили бомбу
Но вернемся к договору аренды с инвестиционными условиями рынка Верхний. Не удивляйтесь, читатель, но условие о государственной регистрации за арендатором, - а не за арендодателем, то есть за комитетом по управлению имуществом, - вновь построенных объектов рынка заложено в этом самом договоре. Точнее - в одном из дополнений к нему. Потому арендатор на себя объекты и зарегистрировал. И там же прописано возвращение объектов городу по окончании аренды.
Это называется врюхались по полной. Выходит, городские власти сами заложили бомбу под судьбу рынка. Просто недотепы какие-то. Стоит ли после этого удивляться, что арендатор теперь сполна использует это их незатейливое качество в свою пользу?
И самое главное. Давайте представим, как может в настоящих условиях пройти возврат объектов рынка городу. Предприятие одной формы собственности - частной, имеющее на балансе семь торговых помещений огромной площади и дорого стоящих, должно каким-то чудесным образом передать их на баланс другой организации - муниципальной собственности. Механизм передачи в договоре не прописан. Но их, этих механизмов, в данном случае может быть лишь два. Или продажа, или дарение. Первое исключается, потому как город за эти объекты уже заплатил. Он ведь отдал в аренду рынок за бесценок, всего за 150 тысяч рублей в год! В обмен на то, что арендатор отремонтирует старые павильоны и построит новые. Сумма инвестиций - 260 миллионов рублей, это как раз деньги, на которые арендатору снижена стоимость аренды. То есть, город их сознательно недополучил, они выпали из доходной части.
А теперь перед их возвратом возник барьер в виде государственной регистрации объектов на арендатора. Остается дарение. Но передающая сторона по закону должна возместить государству НДС в размере 18 процентов. С суммы номинальной стоимости объектов 260 миллионов - почти 47 миллионов рублей. Ну, а если считать с рыночной стоимости, заявленной в объявлении о продаже, то и того больше - все 120 миллионов.
То есть, Каноков теперь не только должен подарить городу объекты рыночной стоимостью 670 миллионов, но и отдать государству кругленькую сумму. Кто-то представляет такую его немыслимую щедрость? Уж на кого-кого, а на филантропа Каноков не похож. Давайте вспомним историю с Минераловодским аэропортом.
Тем более в свете того, что он пытался выставить этот потенциальный подарок нам всем на продажу.
Филантроп в окружении недотеп - и не филантроп вовсе. Это, извините, нечто совсем другое.
Спугнули?
Что в итоге? А в итоге мы после публикации статьи вроде как имеем явный плюс: объявление о продаже Верхнего рынка с Avito снято. Упомянутая выше риэлтор Наталья отвечает теперь по телефону, что такого объекта нет в продаже.
Угроза потери муниципальной собственности миновала? Мне так не кажется.
Вообще-то проблема, по большому счету, не в объявлении. Кто читал мою статью, это поймет. Объявление лишь ее обнажило. Проблема в том, что огромный кусок муниципальной собственности, как говорится, плохо лежит. И нет гарантий, что сейчас его не предлагают к продаже приватно, без каких-либо публичных действий вроде объявлений. Просто обзванивают богатых людей и предлагают. Подпольно, по-партизански. Или что не вернут то же объявление в Интернет через пару месяцев, когда переполох уляжется. Как ни в чем не бывало, продолжат поиск покупателя. Ведь до 5 февраля 2018 года еще есть время.
Допустим такую ситуацию. Продавец Верхнего - какая-нибудь риэлторская фирма по доверенности - пришел с покупателем в регистрирующий орган оформлять сделку. Закона он не нарушил, у его доверителя зарегистрированное право собственности на объект. Без всяких обременений. Воспрепятствовать ему регистратор по закону не сможет. В ответ на обращение Думы наложить запрет на регистрацию объектов Верхнего рынка Росреестр, кстати, сообщил следующее: «В соответствии со ст. 19,20 № 122-ФЗ указанное обращение не является основанием для приостановления или отказа в проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Таким основанием является только судебный акт о наложении ареста, запрете проведения или приостановлении государственной регистрации». Единственное, что сделает регистрирующий орган, - да и то если не забудет, - направит письмо о сделке в Думу, то есть, проинформирует. И зарегистрирует право перехода собственности в течение десяти дней после обращения. Так велит ему регламент. С этого момента у нового хозяина уже не будет никаких обязательств перед городом.
Что сделает Дума? Во всяком случае, за десять дней сделку никак не остановит. У нее ведь реальных рычагов вмешаться попросту нет. Кроме как, остановить ее через суд. Значит, Дума выйдет на исполнительную власть, та, в свою очередь, как собственник в лице комитета по управлению имуществом города, напишет исковое заявление о нарушении прав собственника, пойдет в арбитражный суд. Дай бог, чтобы за три месяца что-нибудь решилось. Да и где гарантия, что суд вовремя примет обеспечительные меры по запрету регистрации, а тем более - решит спор в пользу города? Нет таких гарантий.
Ежу понятно, что городские власти должны действовать на опережение. И немедленно. Создать правовые гарантии невозможности продажи объектов рынка.
Следует хотя бы опротестовать свершившуюся регистрацию объектов рынка на арендатора. Это условие есть в договоре аренды, но никто не мешает сначала его оспорить, отменить, а затем и перерегистрировать объекты на комитет по управлению имуществом. Или зарегистрировать с обременением. Или потребовать от арендатора уже сейчас отказаться от прав. Хотя как раз в такой поворот - в согласие арендатора добровольно отказаться от права собственности - я лично не верю.
Наверняка есть и какие-то иные пути судебных разбирательств.
Пока они никак не задействованы. На упомянутом заседании комитета градостроительства Думы эти пути только предложено комитету по управлению имуществом города найти.
Искать-то можно до бесконечности. Лишь бы поезд не ушел.
Александр ЕМЦОВ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий