Вы здесь

МУСОРНЫЙ ОБРОК

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Текущий год объявлен Президентским указом годом экологии. И чуть ли не главной экологической проблемой России все сегодня называют мусорную. Это совсем не натяжка. Леса наши, поля, обочины дорог, окраины поселений просто завалены так называемыми твердыми бытовыми отходами. Героические усилия энтузиастов по их очистке ничего не дают, следом наваливают новые. Репрессии в виде огромных штрафов также малоэффективны. Мы медленно и неумолимо загрязняем среду своего обитания.

Почему так безысходно обстоят дела? И так ли верны пути решения проблемы, по которым край идет уже несколько лет?

Все шиворот навыворот

Как был организован сбор бытового мусора, скажем, пятьдесят лет назад?

Ехал по улице инвалид на бричке, стучал по звонкой жестянке. Мы, пацаны, сбегались на стук и тащили ему всякие железки. В обмен получали рыболовные крючки, батарейки для фонарика, перочинные ножики... Также обстояло дело и с макулатурой, стеклом. Много накапливалось - родители сами везли в пункт вторсырья. Остающийся бытовой мусор сваливался в конце огорода и, перегнивший, использовался как удобрение. В городах во дворах стояли мусорные баки, за наполнение которых никто ничего не платил. То есть, владельцы мусора получали от его сдачи хотя и маленькую, но выгоду. Или просто выбрасывали без всяких затрат для себя.

Как сегодня с мусором обстоят дела? Ровно наоборот. Не нам платят, а мы платим за его сдачу. В Ставрополе, например, управляющие компании выставляют в счетах за утилизацию бытового мусора около двух рублей с квадратного метра квартирной площади. Если у вас маленькая квартирка, метров пятьдесят, то по 100 рублей в месяц, а если вдвое больше - то все двести рублей. Умножьте на двенадцать месяцев в году. Не так уж и мало, правда? По маленьким городкам и селам аппетиты коммунальщиков умереннее, но там и доходы у людей меньше.

Вывод из этого сравнения какой? В абсолютно не рыночное советское время работали как раз рыночные механизмы утилизации. В современной же вроде насквозь рыночной экономике в сборе и переработке твердых бытовых отходов задействованы механизмы чуть ли не средневековые, походящие на оброк. Во всяком случае, рынком и не пахнет.

Заметим, что металл, макулатура, стекло, пластик, как и пятьдесят лет назад, сейчас из твердых бытовых отходов извлекаются. Даже, может быть, более тщательно и в больших объемах, чем полвека назад. Потому как не пацанами, а профессионально. И потому как выбрасывается сегодня той же бытовой техники, к примеру, больше. Время ремонтов прошло. Это огромные, причем зачастую теневые, доходы. Не зря же в ходу термин «мусорная мафия». Но не меньшие деньги взимаются с граждан за мусор официально. Причем оседают они в тех же карманах.

Выгодно засорять

Почему так, с какого времени в отрасли произошел этот странный переворот: от рынка в нерыночное время к оброку в рыночное?

С девяностых годов прошлого века, - охотно пояснит вам любой чиновник из коммунальной сферы. Мы именно тогда перешли в общество потребления, и кушать, и одеваться, и развлекаться стали намного больше, все продукты и товары теперь продаются по европейским стандартам, то есть упакованными, отсюда и резкий рост объемов мусора. Доходов от его переработки явно недостаточно для покрытия расходов по утилизации, так и возникла плата за мусор. С каждым годом она только увеличивается. Потому как эти объемы нарастают. Ведь каждый гражданин ежедневно(!) оставляет после себя уже три килограмма(!) мусора.

Да-да, именно три килограмма в день - так считает краевое министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Не человек, а генератор грязи какой-то. Ради интереса, взвесьте выбрасываемый вами мусорный пакет. Я взвесил. В первую неделю получилось полтора килограмма, во вторую - почти два. Упаковки от продуктов ведь легкие, предметы гигиены также. А что еще? Разделил на семь дней да на два человека в семье. Грамм по 150-200 получается в день на одного. Пусть есть еще строительный мусор, но разве мы постоянно ремонтируем свои жилища? Не чаще чем через десять лет. Раз в год выбросим старую одежду, раз в пять лет - мебель. Что еще? Вроде все. А на работе много мы оставляем мусора? Не больше. Три килограмма взяты с потолка? Похоже на то. Но именно эта цифра, так сказать, базовая, вроде как научно обоснованная, и именно от нее идут все расчеты. И тарифов, и планирования на перспективу.

Вообще, чем глубже вы, читатель, будете погружаться в мусорную тему, тем больше обнаружите нестыковок, нелепостей, подгонок, а то и откровенного вранья. Цифры о количестве полигонов, принятых тонн, выявленных нарушений и даже выданных лицензий, как в таких случаях говорится, «пляшут». Вранье это, как ни странно, берется за точку отсчета в краевой, и даже государственной политике решения мусорной проблемы. Во всяком случае, в крае уже все «танцуют» от трех килограммов, исходят из того, что должно собираться в год больше трех миллионов тонн твердых бытовых отходов (2,8 млн жителей х 3 кг х 365 дней). Собирается пока на легальных полигонах чуть больше полумиллиона тонн, и это служит основой сетований о том, что остальные объемы валят в речки, канавы, леса, сжигают и прочее. Чем засоряют окружающую среду.

Да, валят. Да, засоряют. Хотя и не в таких огромных количествах. Но надо ответить на вопрос: почему валят и засоряют? Потому что выгодно. Ведь за это не надо платить. По 1026 рублей за тонну. Именно столько берет ООО «Эко-Сити» с каждого, кто привез мусор на его полигон в Верхнерусском. Подобные же предприятия в Невинномысске и Пятигорске берут вдвое меньше и не жалуются. Грузовик с мусором обходится в пять-шесть тысяч. Как грузовик асфальта. Сравните, тонна песка в Ставрополе стоит 600 рублей, если оптом - 300, а то и 170. Неужели инертные материалы добыть и привезти легче, чем перебрать и засыпать землей уже привезенный мусор?

Увы, берусь предсказать, что валить и засорять станут до тех пор, пока это делать будет выгодно. Повезут же охотно на полигон только тогда, когда за сдачу мусора тому, кто его привез, начнут платить. Или хотя бы ничего с него не брать.

А выгода, в свою очередь, появится тогда, когда твердые бытовые отходы начнут полностью перерабатываться, а не, простите за корявое слово, захораниваться. Как сейчас почти повсеместно.

Какова система

Собственно, на достижение этой цели - переработки мусора, вроде и направлены все действия власти в последние годы. Во всяком случае, на словах это цель и смысл всех усилий. Да именно эта цель поставлена и в федеральном законе «Об отходах производства и потребления». Специалисты единодушно отмечают, что закон, еще не начав работать, устарел. Ведь принят еще в 1998 году, вводится постатейно. Но с тех пор многое изменилось.

На примере нашего края видно, что реализация заложенного в него алгоритма решения мусорной проблемы ведет чуть ли не в противоположную от желанной сторону. Главное - он нацелен на ее решение административными, а не экономическими методами.

Именно такие мнения звучали на недавнем заседании общественной палаты края, обсуждавшем мусорную тему. Это обсуждение, кстати, было одним из немногих содержательных и хорошо подготовленных. Доклад руководителя специально созданной для этого комиссии под руководством Н. Стаценко дал ответ на многие вопросы.

Удивительно, но по выступлениям чиновников из государственных контролирующих органов, да и общественников, было видно: их утраивает то, что платят не тому, кто привез, а тому, кто принял мусор, что живет он не за счет своей продукции, а за счет оброка с жителей. Тарифы высокие? Ничего страшного. Несанкционированные свалки? Они от несознательности, от низкой экологической культуры, и повышать ее надо: а) воспитанием народа; б) карательными мерами, путем взвинчивания и так уже непомерных штрафов. Цифры вынесенных штрафов звучали во всех выступлениях как гром победы. Но об экономических мерах решения проблемы чиновники как-то скромно молчали. Похоже, что они в ближайших планах краевого правительства даже не преду-смотрены. Да и у участников этого рынка не в чести.

Как выстроена сегодня в соответствии с требованиями закона система утилизации твердых бытовых отходов?

Первый уровень - это собственно сбор мусора. За него по закону отвечают муниципалитеты. Второй - это перевозка, уже бизнес, в нем работают компании, оснащенные специальной техникой, теми же мусоровозами, эта деятельность лицензируется. В крае сейчас 76 таких компаний. То, что мусорки во дворах городов теперь огорожены, своевременно очищаются, не являются источниками грязи и зловония, как раз заслуга этих компаний. И третий уровень - полигоны и предприятия по переработке мусора. Таких легальных вроде 21 или 23. Деятельность эта также лицензируется. Первый уровень взимает плату с граждан и затем распределяет ее между вторым и третьим уровнями. По тарифам. Которые, в свою очередь, утверждаются Региональной тарифной комиссией.

А теперь умножьте хотя бы собираемые 500 тысяч тонн твердых бытовых отходов на 1000 рублей - округленную стоимость приема одной тонны полигоном. Получается 500 миллионов рублей в год. Не хилый рынок, правда? Тем более - гарантированный. Ни о маркетинге не надо думать, ни о разработке новых образцов продукции и внедрении, ни о об оборудовании с технологиями. Сиди и выписывай счета. Добавьте сюда доходы полигонов от извлечения металла, пластика, стекла, бумаги... По некоторым оценкам, это десятки миллионов рублей. Еще не позавидовали?

Мусорный рынок действительно большой и денежный. Странно думать, что кто-то из его участников добровольно откажется от таких шальных денег и сам предложит, как перерабатывать мусор, сам начнет жить на доходы от продукции переработки, а не с оброка населения.

Наоборот, главные участники этого рынка всячески пытаются сохранить статус-кво. Более того, проталкивают решения, после реализации которых уже просто невозможно будет организовать в отрасли действительно здоровый рынок переработки мусора на основе самоокупаемости и саморазвития. Похоже, и сам федеральный закон - продукт их лоббистских усилий. Не зря же на всех этапах решения мусорной проблемы происходят странные, если не сказать подозрительные, штучки.

Вот, например, территориальная схема управления переработкой отходов. Она разработана в крае в соответствии с требованиями закона несколько лет назад, до конца еще не реализована. Однако наш край в числе двадцати передовых субъектов уже вызвался в пилотном режиме перейти на новую систему управления отходами как раз на основании этой схемы. То есть еще не готовы, но уже бежим впереди паровоза.

Дальше - еще непонятнее. В крае, как известно, чуть более 300 муниципалитетов. Но по территориальной схеме у нас предусматривается всего... 31 мусорный полигон: 16 межмуниципальных отходоперерабатывающих центров и 15 мусороразгрузочных станций с первичной переработкой. То есть по десять(!) муниципалитетов на один полигон. К тому же действующих центров сейчас только шесть, остальные или строятся, или построены и оформляют документацию. Хотя, как уже указано выше, узаконенных полигонов по одним данным 21, по другим - 23. То есть к затратам населения по оплате приемки мусора искусственно добавились еще большие расстояния перевозки.

Все остальные свалки признаны незаконными, с ними ведется беспощадная борьба. Как большое достижение власти выдается, что за последние годы ликвидировано 18 ранее действующих полигонов и три(!) тысячи стихийных свалок. То есть тех, которые были в каждом селе, в каждом хуторе, сложились исторически. Более того, многие обустроены прежде всего малым бизнесом с расчетом развития на перспективу. Компаниями были куплены земельные участки под площадки, транспорт. Не логичнее и дешевле было бы на их основе устроить небольшие перерабатывающие предприятия? То есть придать старому новое содержание. Но старое упразднено как класс. Мы бездумно разорили своего инвестора. Кампанейски, ради какой-то надуманной цели. Со стороны власти не было даже попыток организации переработки мусора именно на их основе и в каждом населенном пункте.

Тем более не было попытки проработки такого направления в самой краевой политике решения мусорной проблемы. Руководители муниципалитетов прямо говорят, что их силой загнали под монополистов. А вместе с этим - и проблему в тупик загнали.

Наплевав на своего инвестора, живем с надеждой на пришлого.

Оператор-монополист?

Или последняя новация, опять же в рамках федерального закона. Она появилась недавно, но грозит перерасти в нешуточный скандал: выбор регионального оператора по обращению с отходами. Он вводится в соответствии с федеральным законодательством, но - решением краевой власти. Интерес краевой в казны в том, что оператор будет вносить в бюджет плату за размещение отходов. Интерес жителей края, наверное, в том, чтобы этот рынок был конкурентным. Но многое заставляет подозревать, что как раз интересы жителей не учитываются.

Все подстраивается под одного - двух избранных региональных операторов, с перспективой превращения их в монополистов на рынке? Такие предположения звучали на заседании общественной палаты. Думать об этом заставляет прежде всего установление краевым правительством нормы жителей на одного оператора - чуть более 1 миллиона 400 тысяч, а также схема их расположения. При населении края в 2 миллиона 800 тысяч человек у нас предусматривается всего два региональных оператора - в Ставрополе и на Кавминводах. Понятно, что на эту роль уже открыто претендуют упомянутое выше «Эко-Сити» и ООО «Арго» в Пятигорске. Похоже, мы по этой норме перещеголяли всех. У соседей в Краснодарском крае установлена норма 500 тысяч человек на одного оператора, а значит, исходя из численности населения, их будет не меньше 11. В Челябинской области - шесть на 3,5 миллиона человек, то есть опять же один на 500 тысяч. В других регионах еще меньше.

26 апреля министерство ЖКХ края уже разместило конкурсную документацию на отбор регионального оператора в северо-западной части края. Реальных кандидатов всего два - ООО «Эко-Сити» в Ставрополе и ООО «Югагролизинг» в Невинномысске. Понятно, кто победит. То есть мы уверенно создаем монополиста.

Тариф подкрался незаметно

Выше мы уже сказали, что Региональная тарифная комиссия утвердила новый тариф приемки мусора на «Эко-Сити» в размере 1026 рублей - вдвое больше, чем был в прошлом году. Утвердила фактически тайно, без какого-либо обсуждения. До сих пор непонятно, что стало причиной роста. Никаких новых мощностей приемщик не ввел. Наоборот, из-за закрытия свалок по всему краю загрузил действующие. Затраты должны снижаться, а тут наоборот.

И самое главное - тариф увеличили незаконно, если законом можно считать рекомендацию центральной власти страны увеличивать тарифы на коммунальные услуги не более чем на процент инфляции. Таковой в прошлом году был, как известно, чуть более 7 процентов, а тариф на мусор подняли на «Эко-Сити» более чем на 100 процентов. Самое интересное, что компании-перевозчики прошлогодний тариф устраивал. Но их даже не спросили.

Мы в росте мусорных тарифов даже Москву перещеголяли, стоимость коммунальных услуг в которой по понятным причинам всегда была выше. Московские полигоны сейчас принимают мусор от 116 до 323 рублей за тонну. Да и соседи на нас не равняются: Ростов - по 509 рублей,
Новочеркасск - по 481, Краснодар - по 350, Саратов - по 64. Наш «Эко-Сити», не устанем повторять, по 1026 рублей. Как тут не напомнить: жадность губит.

Некоторые мусоровывозящие компании повезли отходы в Невинномысск. Дешевле там принимают вдвое, но транспортные затраты? В проигрыше все равно жители.

Главная цель - в тумане

И самое главное - переработка мусора. Та самая главная цель, которая поставлена в законе, и ради которой все и выстраивается, пока у нас в крае явно в тумане.

С тем же полигоном «Эко-Сити» в Верхнерусском носились чуть ли не десять лет, подавали его строительство как главное звено в решении мусорной проблемы. Под него и закрывали полигоны по всему краю. Запустили. И что? Переработкой там и не пахнет. Вся технология состоит в том, что вручную отбирается утильсырье - те же металл, стекло, пластик и макулатура, а остальное прессуется, укладывается и засыпается землей. То есть мы старательно и под видом новации закладываем экологическую бомбу будущим поколениям. Мусоросжигательный завод в Пятигорске мусор вроде перерабатывает, но по давно устаревшей технологии, что также не есть хорошо. Других технологий переработки в крае больше нет. Краевое правительство утешает, что инвесторы появятся после утверждения региональной программы. Но утверждать ее не торопится.

В теории и практике тех же западных стран такие технологии, разумеется, существуют. В том числе и для малого бизнеса. В Вене, например, туристам обязательно покажут мусороперерабатывающий завод в центре города, продукция которого - вторсырье, тепло и удобрения. Ни дыма, ни запахов, лишь пар над трубой. Как это ни удивительно, подобный пример есть и у нас в крае. В поселке Красный Октябрь Буденновского района предприниматель А. Лобов построил установку по сжиганию твердых бытовых отходов. Температура сжигания более тысячи градусов, все вредные вещества уничтожаются, на выходе - зола и пар. Установка прошла экологический контроль. Принимает он, кстати, мусор от жителей трех окрестных сел по 75 рублей за тонну, то есть чисто символическая цена, от детей до 14 лет - бесплатно. Итог - окружающая местность стала чистой. Его опыт сейчас перенимает предприниматель из Зеленокумска.

Но пустит ли малый бизнес в сферу своих интересов крупный региональный оператор? Сомнительно. Это же его конкурент. Да он и крупных инвесторов не пустит. Пока краевую программу развития переработки ТБО сверстают, весь мусорный рынок будет монополизирован настолько, что никто не сможет в него вклиниться. А монополисту переработка не выгодна. Раз он живет не от нее.

У нас само администрирование в сфере переработки закрывает дорогу малому бизнесу. Например, местная власть не может дать землю для площадки по переработке мусора до тех пор, пока предприниматель не получит лицензию. А ее не дадут до тех пор, пока у него не будет площадки и мощностей. Замкнутый круг? Похоже на то.

Региональный оператор, по задумке, должен весь бизнес переработки ТБО объединить. А у нас уже сейчас то же ООО «Эко-Сити» усиленно расчищает себе дорогу и реально становится монополистом. Забрало в аренду «Полигон Яр» - вчера еще самого своего главного конкурента в Ставрополе и окрестностях. Кстати, ему в этом усердно помогало краевое министерство природных ресурсов, просто удушившее своими придирками конкурента. Скупило 7 компаний - перевозчиков твердых бытовых отходов. То есть к своим 1026 рублям за тонну монополист прибавляет еще и деньги, которые управляющие компании взимают с жильцов за перевозку мусора. Региональный оператор, у которого должны быть в основном административно-распорядительные функции, он же и главный производственник?

А по-другому при мусорном оброке на всех нас и быть не может. Ведь доходы гарантированы. Как же их не загрести?

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (7 голосов)

Комментарии

Правильно пишут. Цены не реальные,с потолка. А жадность,фраера погубит.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
2 + 18 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.