Вы здесь
МИСТИКА В ТЕАТРЕ: СНИМАЕМ МАСКИ
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Во все времена театр был местом захватывающих тайн и загадок, многие из которых не раскрыты до сих пор. Античные мистерии, средневековые миракли, тайные общества, масоны, алхимия, эзотерика, мистика... Что мы знаем об этой стороне великого искусства? Знаменитые личности, неизвестные факты, интригующее название - разговор о театре в необычном контексте с историком, краеведом, писателем, одним из авторов журнала «Чудеса и приключения» Романом Нутрихиным состоялся в Ставропольской краевой библиотеке имени Лермонтова.
Мистика в последнее время исследуется как научный, исторический, психологический феномен. Древние люди, возможно, знали гораздо больше, чем мы - в этом одно из поразительных открытий современной науки. Физики, создающие картину мироздания, обнаруживают контуры своих учений в индийской и буддийской тантре. Химики высказывают предположение, что их наука - ответвление утраченной алхимической символики. Реаниматологи читают как некое пособие Тибетскую книгу мертвых, написанную 12 веков назад.
И театр называют одним из самых мистических искусств не случайно. По словам Романа Нутрихина, это раскрывается на всем протяжении его многовековой истории, завесу над которой он и постарался приподнять во время встречи с читателями.
Вообще, истоками театра называют античные мистерии Древней Греции - обряды, основанные на поклонении богиням плодородия Деметры и Персефоны. Каждый год их проводили в городе Елевсин, приобщая в круг избранных новых членов. Надо сказать, что в древнем мире мистерии не были развлечением, веселым спектаклем. Они были направлены на пробуждение в человеке высших знаний, приобщение к тайнам Вселенной. Драмы, которые разыгрывались в элевсинских мистериях, и явились прообразом театра.
Позже античное общество впитало в себя мистерии ближневосточных народов. Так, в античную Грецию пришли разгульные мистерии Диониса, породившие карнавалы.
Миракли - средневековые постановки на ярмарках и на праздниках, в основе которых было «чудо» по библейским мотивам - это тоже мистерия, но еще более позднего периода. Цирюльники, каменщики, пекари прямо посреди площади устраивали сцены с фрагментами из Ветхого Завета, вкладывая в представления символы своего ремесла и духовный подтекст.
Современный театр, вышедший из античной и средневековой мистерии, связывают с Англией, периодом царствования Елизаветы I и самым первым драматургом всех времен и народов - Вильямом Шекспиром. Сама личность гения, как и его творчество, и по прошествии веков не дает покоя ученым. За его именем, как предполагают некоторые исследователи, стоял совсем другой человек или даже целое тайное общество. Некоторые утверждают, что у колыбели английского театра стояли мистики, алхимики и эзотерики, вроде придворного мага и астролога Джона Ди, советника Елизаветы. В 2011 году вышел фильм «Аноним», где, по версии создателей, Шекспир не является автором великих произведений и вообще это фейковая личность. Возможно, пьесы писали придворные, которые как настоящие аристократы не могли себе позволить ставить под ними подписи. Предполагают, что Шекспир мог быть обычным дельцом, владельцем театра, а пьесы за него сочиняли другие люди, подписываясь его фамилией.
Популярна и идея о том, что за образом скрывался не кто иной, как сэр Френсис Бекон, сподвижник английского короля Якова I, великий философ, автор «Новой Атлантиды». Многие считают, что он стоял у истоков тайных обществ в Европе, был основоположником эмпиризма.
Действительно, история Шекспира не так проста. Сохранились документы, по которым складывается впечатление, что это был человек среднего образования, если не сказать хуже, неотесанный и грубый, на уровне уличного торговца. Каким образом малограмотный человек мог написать пьесы, воплотившие колоссальные сведения по истории Античности и Нового времени, поразительные философские идеи на недосягаемой высоте художественного мастерства, составляющие и сегодня золотой фонд мировой литературы и театра - это, в самом деле, загадка, которую вряд ли удастся разгадать.
В России театры впервые появились в масонских усадьбах в середине 18 века, а их создатели были причастны к великим историческим драмам, дворцовым смутам и даже цареубийствам. Например, с Федором Волковым, основоположником первого русского тетра, связано убийство Петра III и восхождение на престол Екатерины II.
Купеческий сын Волков, увидев при дворе в Петербурге необычные зрелища, вернувшись домой в Ярославль, загорелся идеей создания настоящего театра, доступного каждому человеку, а не только как развлечение для придворных. Он начинал с нуля, и вряд ли он представлял, что кожевенный сарай в одном из ярославских переулков, переделанный им для показа «пиес», станет моделью будущего российского театра.
Интересно, что в те времена в России не было ни одного русского актера. Их выписывали из-за рубежа на сезон, и то только для придворных особ. На собственные капиталы он собрал труппу из самых разных людей: канцелярских служащих, бывших семинаристов, купцов, служителей церкви, ремесленников. Сам занимался художественным оформлением спектаклей, играл почти на всех инструментах и создавал музыку, писал пьесы, в которые вкладывал новые просвещенные идеи. Ему удалось в своих произведениях передать реальность и выделить главные, на его взгляд, мысли - гражданственность, верность и любовь к отечеству.
С именем Федора Волкова связано и становление русской актерской национальной школы. Среди учеников Волкова были Иван Дмитревский, Алексей Попов, Яков Шумский, которые впоследствии стали первыми выдающимися российскими актерами, основателями школы актерского мастерства. У них учились первые актеры Большого театра.
Сейчас в Ярославле есть масонская ложа «Федор Волков», а личность самого основателя русского театра и его роль в истории все еще тайна за семь печатями.
Идея усадебных театров, начало которым положил Волков, быстро разошлась по России. Первый домашний театр основал великий русский архитектор Николай Львов. Волею судеб он стал и первым зодчим Кавказских Минеральных Вод, и знаменитым химиком, который придумал толь - несгораемый картон. Интересовался летописями, публиковал народные сборники, фольклор.
В усадьбе своей возлюбленной Марии Дьяковой Львов ставил спектакли, в основе которых лежали его пьесы с мистическими сюжетами. Произведения рождались под влиянием родственников и друзей, увлекавшихся, как и он, алхимией и масонством. К ним сам же создавал изумительные декорации, полные символов и знаков, присущие членам тайных обществ.
И в начале XX века, классическую эпоху развития театра, многие актеры, драматурги и театральные режиссеры увлекались мистикой. Возможно, мало кто знает, что на всемирно известную систему Станиславского большое влияние оказала восточная эзотерика, в частности индийская йога. Что общего может быть у йоги и театра? Оказывается, есть и достаточно много.
Станиславский говорил, что театр - это самодисциплина, актер не должен просто отыграть на сцене, он должен стремиться к постоянному росту, самосовершенствоваться в ораторском мастерстве и пластике, мимике, дыхании, а самое главное - в духовном плане. Он требовал от актеров предельной эмпатии - осознанного сопереживания, ответной отзывчивости зала, понимания того, что нужно зрителю. Сочетание философии, полета и внутренней свободы, которую достигает артист на сцене, когда проживает разные обстоятельства жизни, но остается при этом самим собой, постижение своей души через принятие тела - эту гармонию он и нашел в йоге.
«Зритель должен раствориться в театре», - любил повторять Станиславский, называя это «магией искусства». В его черновиках, письмах много символов йоги, мистических терминов. К сожалению, в ранний советский период его пьесы подверглись жесткой цензуре и таинственные знаки были вычеркнуты. Эти факты многие годы были неизвестны большинству. Но система воспитания актерской профессии, в основе которой положено учение индийских йогов, осталась. Этой теме посвящен интереснейший документальный фильм «Станиславский и йога».
Не менее загадочная персона - ученица Станиславского, знаменитая актриса Конкордия Антарова. До нас, к счастью, дошли ее рукописи, многие произведения писательницы переиздавались и расходились огромными тиражами, вызывая на протяжении нескольких десятилетий неизменный читательский интерес. Один из них - монументальный мистический роман «Две жизни». Антарова утверждала, что написала его под влиянием таинственных Учителей, в непосредственном общении с духом Льва Толстого. В ней она описывает неизвестные страницы жизни писателя: молодость Льва Николаевича, встречу на Кавказе с его великими духовными учителями, приобщение к высокому духовному знанию. Роман пропитан мистикой, но автор утверждала, что это происходило на самом деле.
Даже после революции этот импульс своеобразной духовности имел силу в отечественной театральной жизни. Сегодня мало кто вспомнит, что в 1921 году в Краснодаре писатель Самуил Маршак организовал первый детский театр в России. Он просуществовал там до 22-го года, затем здание стало именоваться Клубом Профинтерна, а в 1948 году было отдано Красной армии. И кто бы мог подумать, что это событие связано с верхушкой антропософского общества, к которому принадлежал и сам Маршак.
Кстати, «Кошкин дом», скорее всего, не авторское произведение Маршака, а совместно написанное с Елизаветой Дмитриевой, известной больше под псевдонимом Черубина де Габриак. Дмитриева, и сама не менее мистическая фигура, писала потрясающие стихи, насквозь пронизанные мистикой. За них платили сумасшедшие гонорары на зависть Ахматовой и другим поэтам-современникам. Настоящее имя самой знаменитой поэтессы Серебряного века поэзии долгое время не знал никто.
Очень интересно разобрать детские пьесы Маршака с точки зрения мистической символики. Вообще Маршак не собирался быть детским писателем. Прославился он как переводчик Шекспира, был серьезным поэтом.
Вот так, замыкая мистический круг по истории театра, закончилась увлекательнейшая беседа. А тайны о жизни великих людей великого искусства еще предстоит разгадывать, возможно, не одному поколению исследователей.
Елена САРАЙКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий