Вы здесь

ЮРИЙ БОНДАРЕВ: «НЕЛЬЗЯ ОСТАВЛЯТЬ РОДНУЮ ЗЕМЛЮ»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Галюгаевская - окраина Ставрополья, самая удаленная казачья станица от административного центра региона. За Тереком, на левом берегу которого стоит станица, - уже территория Чечни. Как сегодня живет станица, как развивается ее социальная инфраструктура, с какими проблемами сталкиваются власти муниципалитета? Об этом «Ставропольским ведомостям» рассказал глава администрации Галюгаевского сельсовета и станичный атаман Юрий Бондарев.

- Юрий Михайлович, год завершается, можно уже подводить какие-то итоги. В каких государственных и региональных программах участвовала станичная администрация в этом году?

- Конечно, мы не сидим сложа руки, не ждем, когда нам что-то дадут. Стараемся проявлять активность, участвуем в разных программах развития. В этом году по госпрограмме ремонта Домов культуры заменили кровлю на своем ДК. Все работы уже практически завершены. В ближайшее время проведем расчет, и можно будет сказать - дело сделано.

- Во сколько же обошлась крыша?

- Нам выделили 8,5 миллиона рублей, но в ходе аукциона подрядчики опустили стоимость работ на 2 миллиона 118 тысяч рублей. Это позволило нам еще получить средства и на ремонт первого и второго этажей Дома культуры - к тому моменту, когда проходил аукцион по кровле, у нас уже были готовы необходимые документы. В итоге краевое министерство культуры пошло нам навстречу.

На ремонт первого и второго этажей нам выделили 6,9 миллиона рублей, но в результате проведенных аукционов на выполнение этих работ снова произошло падение предполагаемых расходов. На 2 миллиона рублей, то есть на 43 процента.

Сюда входит ремонт помещений фойе и потолков, замена окон, дверей, циклевка старого паркета. Работа предстоит очень серьезная, ответственная. И она уже началась: сделаны обмеры проемов, заказаны оконные конструкции. До конца года это все нужно завершить. Мы понимаем, что задача, которую нам поставило правительство края, должна быть выполнена четко и в срок.

Еще в прошлом году участвовали в программе поддержки местных инициатив. А в этом году реализовывали проект. Проложили асфальт возле детского сада на общую сумму 309 тысяч рублей.

Сейчас проводим аукцион - уже прекращена подача заявок - на капремонт проезжей части на улице Виноградная. Правительство СК выделило нам 2 миллиона рублей. К ним из своих средств добавили еще 1 миллион. На эти деньги положим около 750 метров асфальта. Раньше мы ремонтировали асфальтированные улицы, теперь же взялись за те, где вообще никогда не было покрытия. Всего у нас внутри поселения 28 километров дорог, из них 11 километров отремонтированы.

Решение о том, какую улицу в первую очередь приводить в порядок, принимает совет депутатов. Хотя, конечно, часто инициатива исходит от администрации, но окончательное слово - за депутатами.

Планируем заасфальтировать и вторую часть улицы Виноградной. Из неофициальных источников имеем информацию, что нам будут выделены средства и на это.

Очень сложная проблема, которую нам приходится решать при ремонте улиц - оформление права собственности на эти дороги. Раньше процедура была проще, а сейчас усложнилась. Дело усугубляют ошибки в межевании земель: на муниципальные дороги накладываются приусадебные участки частных домов, межевание которых проводилось позже.

На то, чтобы оформить дорогу в муниципальную собственность, можно потратить 2,5 - 3 года.

Также в этом году подготовили документы - очень серьезную работу провели - на ремонт мемориала воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Очень хотим это сделать к 75-летию Победы. Около 9 миллионов рублей на ремонт нашего памятника прописано в региональном бюджете следующего года. Уже все экспертизы есть, впереди - аукцион. Но желательно приступить к работам как можно раньше, чтобы успеть к 9 мая.

- То есть хотите уже в этом году начать ремонт мемориала в счет тех средств, которые вам выделят в 2020-м?

- Да. Но как получится - пока не знаю. Будем консультироваться, выяснять. Если ситуация позволит, начнем.

Из-за бюрократических проволочек не все получается так скоро, как хотелось бы. По логике вещей, нужно бы уже начинать работы, а мы только проводим аукцион. Да к тому же бывает, что в ходе торгов разные сомнительные организации, «шарашкины конторы», у которых нет ни сотрудников, ни техники, ни средств, а только печать в кармане, создают проблемы нормальным подрядчикам. Срывают аукционы, обращаются в ФАС, жалуются, что их ущемляют.

- Галюгаевская - самая окраина Ставрополья. Власти как-то учитывают этот момент, вы чувствуете особое отношение к станице?

- Да, на мой взгляд, это действительно должно быть. Галюгай - самая удаленная станица от Ставрополя. Почему бы не учитывать этот фактор при выборе победителей - участников социальных программ? Чем удаленнее населенный пункт, тем мягче, я считаю, должны быть требования к проекту этого поселения, тем более низкую планку по количеству баллов, которое достаточно набрать, нужно ставить.

И еще, я об этом в минфине говорил... Если мы постоянно, в течение нескольких лет, участвуем в программе поддержки местных инициатив, наши шансы должны расти. Чтобы именно наша инициатива, с которой мы выступаем уже не один год, скорее находила поддержку властей, чем какая-то новая.

- Юрий Михайлович, известно отношение галюгаевских казаков к переселенцам. Они готовы принять представителей славянских народов, но против проживания в станице горцев. Не секрет - все об этом знают - что для чеченцев, дагестанцев и прочих народностей Северного Кавказа здесь действует негласный запрет на прописку. Это последствия тех событий, которые происходили 15-20 лет назад, когда в станицу наведывались «гости» из-за Терека, грабили людей, угоняли скот. Но как эта ситуация сказывается на демографической ситуации в станице, численность населения сокращается или остается стабильной? Рождаемость и среди казаков ведь не очень высока.

- В Галюгаевской - на 99 процентов русскоязычное население. Сокращается ли оно? По информации паспортного стола в райцентре - у нас же сейчас своих данных нет - число жителей станицы даже растет. Но, действительно, не за счет достаточной рождаемости, а за счет приезжих. Рождений у нас, в Галюгаевской, меньше, чем смертей. Примерно только на 60 процентов рождаемость покрывает смертность. Но так не только у нас, а, к сожалению, практически по всей России. Рождаемость среди славянских народов - невысока.

- Откуда к вам приезжают переселенцы?

- Отовсюду, даже есть приезжие из Москвы. Конечно, родители хотят лучшей жизни для своих детей. Сами отправляют их в большие города, где вечная суета и нет той свободы, которую мы имеем здесь.

У меня дочка тоже живет и работает в Ессентуках, а сыновья - в станице. Я им говорю: не надо никуда ехать. Можно в город съездить, погулять, развлечься, но нельзя оставлять родные места, родную землю, на которой трудились и за которую воевали наши предки.

- Много ли казаков в станичном обществе, которое вы возглавляете? Чем сегодня занимаются казаки?

- В списке - 240 человек. Но не все, конечно, проявляют должную активность. Весной чистили канал, который подает воду в станицу и наполняет наши подземные запасы. У нас в каждом доме есть колодцы с водой. Этими колодцами люди пользовались еще с тех времен, когда в станице не было водопровода.

Реанимировали также станичное озеро, где проводим свой досуг. В прошлом году оно обмелело, подпитки водоема не хватало. Выезжали на работы человек по 70-80.

Но в первую очередь казаки заняты обеспечением безопасности. И в праздники, и в будни. Правоохранительные органы, конечно, у нас есть, они компетентные, претензий к ним нет, но сотрудников не так много, везде им не успеть. Под нашей охраной находится школа. 1 сентября и в прочие важные дни во время учебного года казаки дежурят по периметру учебного учреждения. В ночное время иногда совершаем рейды по станице, чтобы на наших улицах не было неизвестных людей.

В прошлом году у нас проходил Круг Терского казачьего войска. До этого ни в одной станице края Круг войска не проводился. Или в Ставрополе был, или - во Владикавказе. Я смог убедить руководство ТКВ провести Круг у нас, и Совет атаманов поддержал это решение.

Угощали участников Круга нашей казачьей похлебкой, которую сварили в Царь-казане. Этим блюдом мы всех удивили.

Также в прошлом году в мае состоялся казачий конный переход по местам боевой славы. Я тоже в нем участвовал, проехал на коне 120 километров до станицы Курской.

Вообще, считаем очень важным воспитание подрастающего поколения, поэтому поддерживаем все организации в станице, которые хоть мало-мальски работают по этой теме.

- Как сейчас складываются отношения с жителями соседней республики?

- Могу сказать, что неплохо. Ближайшие к нам села - Бено-Юрт, Гвардейское, Братское, станица Ищерская. Они к нам приезжают с дружескими визитами, и мы у них бываем.

Пять-шесть лет - никаких серьезных инцидентов. Даже драк между чеченскими детьми и казачатами не было.

- Вы слышали наверняка, что готовится новая муниципальная реформа. По аналогии с городскими округами в крае будут образовываться муниципальные округа. В поселениях округа не будет представительных органов, глав поселений будет назначать руководитель муниципального округа. Как вы относитесь к этим возможным переменам?

- Я являюсь еще и председателем совета Курского муниципального района. Со своими коллегами разговаривал, которые живут уже в условиях городских округов. В общем, мнения неоднозначные.

Лично мне это тоже пока не очень нравится. Сейчас главы поселений - местные люди. А новый закон позволит, к примеру, станицу Галюгаевскую представлять жителю Курской.

Я - оптимист, верю, что все, что ни делается, к лучшему. Но, разумеется, есть переживания по поводу последствий грядущей реформы.

Вообще тенденция такова, что муниципалитеты нагружают теми функциями, которые им не присущи, и отбирают у них те полномочия, исполнение которых важно для населения.

Уже два года, как мы остались без ЗАГСа, не регистрируем ни смерть, ни брак, ни рождение ребенка. Кто-то решил, что ЗАГС на месте - это очень дорого, требует больших средств. В итоге эти функции у нас забрали и передали в район. Ладно, регистрация рождения ребенка, брака - это планируемые моменты, а вот смерть... Человеку, у которого ушел из жизни его близкий, вместо того чтобы заниматься похоронами, приходится ехать за 74 километра за справкой о смерти, потому что без этого документа участковый не разрешит погребение. Хорошо, если у станичника есть своя машина, но если на общественном транспорте... Один рейс в день всего в станицу из Курской, в 12.30. Многие не успевают справиться с делами, опаздывают на этот автобус. Поднимался вопрос, что транспорт из райцентра отправляется очень рано. Делаем время выезда из Курской позже - тогда люди, кто уже решил свои проблемы, через Моздок уезжают другими маршрутами, а на наш рейс - недостаточная загрузка, всего - 5-6 человек. Водители-частники отказываются работать.

Вот это все нам очень усложняет жизнь.

- Юрий Михайлович, кроме того, что вы входите в совет законодателей Ставропольского края, недавно, насколько мне известно, вам присвоили чин войскового старшины, и недавно же вы стали членом совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления. Вас не перегрузили общественной работой? Как вы оказались в президентском совете?

- Да. Это тоже - общественная работа. Указом № 391 от 19 августа 2019 года Президент Владимир Путин включил меня в список своего совета. Я, честно говоря, когда прочитал этот документ, сам удивился.

- Кандидатуру вашу кто предложил?

- Думаю, что губернатор. В этом списке 14 членов правительства РФ, девять представителей от региональных заксобраний, ну и девять человек от муниципалитетов РФ, в том числе и я. Не знаю, с какой регулярностью Президент страны будет нас собирать, но для меня это, конечно же, высокая честь.

Беседовал Владимир ФИЛАТОВ

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
4 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.