Вы здесь

Алексей Сафонов: «ДВИЖЕНИЕ К БЕЗОПАСНОСТИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО В ОПОРЕ НА ГРАЖДАН»

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

На прошлой неделе исполнилось 85 лет Государственной инспекции безопасности дорожного движения Российской Федерации. По случаю юбилея мы побеседовали с начальником Управления ГИБДД по Ставропольскому краю А. Сафоновым.

- Алексей Николаевич, сначала о поводе для нашей встречи - 85-летии Госавтоинспекции. С праздником вас и ваш коллектив, какие у него истоки?

- Наш день рождения - 3 июля 1936 года. Именно в этот день Совнарком СССР принял Постановление «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». Интересно, что на местах такие подразделения стали создаваться даже раньше. У нас, в то время в Северо-Кавказском крае, в марте того же года. А в Москве еще раньше - в 1920 году. Так что структура росла снизу и потом уже стала единой на всю страну. По мере роста автомобилизации и возникновения угроз безопасности граждан от соседства с техникой. Еще более интересно, что главные задачи структуры тогда и теперь мало изменились: безопасность дорожного движения и его профилактика. Несмотря на революционные перемены в стране за это время. Времена меняются, мы остаемся. И это лучше всего подтверждает нужность нашей инспекции для общества.

- Вы работаете руководителем краевого Управления ГИБДД уже скоро девять лет. Именно при вас в крае произошел прямо-таки взрывной рост численности автопарка. Прирастаем на более чем 50 тысяч в год. Сегодня у нас уже 700 тысяч машин - по одной на каждого четвертого ставропольца. С чего тогда начинали, и насколько верными видятся те первые ваши шаги с позиций сегодняшнего опыта?

- Для меня бесспорная истина, что нарушение лучше предупредить, чем затем пресекать. Убежден, свести нарушения правил дорожного движения до минимума можно, только изменив сознание человека за рулем. Поэтому с первых же шагов в новой должности взял под свое крыло отдел пропаганды краевого управления. Подробная статистика автопроисшествий, репортажи с трасс стали обыденностью в местной прессе. Рассказываем, как вести себя водителю, пешеходу в тех или иных ситуациях. Но самое главное - мы начали в игровой форме обучать правилам дорожного движения детей в детсадах, школах, вузах. У нас сейчас 11 тысяч юных инспекторов дорожного движения. Как минимум эти дети знают правила, как максимум - наши большие помощники.

- Признаюсь, Алексей Николаевич, я проникся к вам большим уважением, когда вы в первый же год своей работы навели порядок с регистрацией машин в РЭО ГАИ Ставрополя. Там ведь до этого был страх божий! Очереди, блат, мзда, нервотрепка... Если за два дня машину зарегистрировал - радуйся! А пришли вы, и вся процедура стала занимать от силы пару часов. Без проблем. Какой волшебной палочкой махнули?

- Установки руководства ГИБДД страны - максимально уважительное отношение к человеку, пришедшему к нам за услугой. Ведь регистрация автомобиля - государственная услуга, почему она должна проходить сложно? Мы обязаны встретить и проводить человека с улыбкой. Сделано в РЭО краевого центра было действительно много. Изменили регламент технического освидетельствования, ввели электронную очередь, увеличили число окон обслуживания граждан. И, разумеется, решительно обновили команду, оперлись на профессионалов. Такие же перемены произошли и в других городских и районных РЭО. Признаюсь, что порой сам по субботам одеваюсь в гражданку и толкаюсь среди людей, наблюдаю, как к ним относятся мои коллеги. Чтобы потом спросить, если что не так, с руководителя.

- Меня, Алексей Николаевич, очень удивили недавние слова вашего непосредственного начальника, руководителя федерального Управления ГИБДД Михаила Юрьевича Черникова в адрес депутатов Государственной думы России: «Не сталкивайте нас с обществом». А сказаны они были по поводу очередной попытки инициировать в думе обсуждение отмены так называемого 20-километрового порога скорости. Это когда нарушением считается, и соответственно наказывается штрафом, скорость, превышающая установленную на данном участке дороги на 20 километров. И Черников высказался резко против отмены порога. Для меня удивительное в том, что стороны как бы поменялись ролями. Не депутаты, вроде как защитники народа, а руководитель Госавтоинспекции выступил в защиту прав автомобилистов...

- На самом деле ничего удивительного здесь нет. Мы всегда остаемся с людьми. Вся работа нашей службы направлена на защиту прав граждан, и автомобилистов в частности. И взаимодействие с обществом, диалог с ним, открытость перед людьми и опора на них у нас на первом месте в работе. Не драконовские меры к нарушителям, а прежде всего профилактика правонарушений на дорогах. И партнерское отношение к человеку за рулем.

Конечно, очень многое сделано для того, чтобы сами дороги были безопасными. По нашим требованиям дорожниками разводятся встречные потоки, обустраиваются опасные перекрестки. Примеры приводить не буду, их достаточно много, те, кто за рулем, это видят. Но профилактика безопасного вождения, диалог с обществом имеют сегодня решающее значение.

Результат этой работы налицо. Если в 2010 году в крае на дорогах в автопроисшествиях погибло 506 человек, то в 2020 - всего лишь 350. Хотя и это, согласитесь, много. Потеря каждого человека - большое горе. Тут еще работать и работать.

Хочу подчеркнуть, что численность инспекторов дорожного движения у нас в крае за эти же десять лет снизилась ровно наполовину.

А что касается порога скорости 20 километров... Поверьте, те, кто настолько превышает скорость - не наш контингент. Наш контингент - лихачи. Те, кто бездумно превышает и на 30, и за 100 километров. Они создают аварийные ситуации, и на них должно быть направлено все: и карающая правовая база, и повседневная контрольная работа. Именно для выявления таких водителей мы регулярно проводим операции «Скорость». В прошлом году, например, таких фактов выявили 1200. Из них 350 нарушителей были лишены судами прав вождения.

- Как вы вообще оцениваете уровень правосознания среднего ставропольца за рулем?

- По нашим наблюдениям, и они подкреплены статистикой правонарушений, 60 процентов водителей ведут себя на дорогах образцово. Процентов 30 - как говорится пятьдесят на пятьдесят. И только 10 процентов виновники всех ДТП. Согласитесь, не так и много. Но это еще немалая доля. И нам предстоит большая работа для ее сокращения.

И здесь опять же движение вперед возможно только в опоре на граждан. Последний пример. В густонаселенном микрорайоне «Перспективный» в Ставрополе пенсионер увидел, что пьяный садится за руль. Так он своей машиной перегородил ему выезд. Позвонил на 112 и не выпускал машину пьяного до тех пор, пока не приехал экипаж ДПС. В день мы получаем от 30 до 50 подобных обращений неравнодушных граждан. Звонят, снимают на видео и присылают. Это показатель того, что у людей вырабатывается социальная нетерпимость к нарушителям. Они стали понимать, что это и их касается. У нас порядка 100 тысяч подписчиков в инстаграм, и это тоже показатель неравнодушия граждан к тому, чем занимается наша служба и что касается каждого гражданина.

- А есть ли среди этих обращений такие, в которых водители просят защиты от автоинспекторов-вымогателей? Ведь не секрет, что такие случаи еще встречаются на наших дорогах...

- Встречаются, но уже крайне редко. Лет десять назад трудно было даже представить, чтобы инспектор круглые сутки находился под видеокамерой. А сегодня это обязательно, камера в каждой машине ДПС. И всегда можно просмотреть, что делал инспектор именно в то время, о котором рассказывает податель жалобы. Это дисциплинирует инспекторов и остужает их желание левых доходов.

Но я бы хотел здесь подчеркнуть: в таких коррупционных схемах инициатива зачастую идет от водителя. Под угрозой потери прав или высокого штрафа именно он предлагает «решить на месте» проблему, без составления протокола. И не каждый инспектор удержится. Деньги то живые. Хочу напомнить, попытка дачи взятки - это преступление, карающееся уголовным кодексом. И наказание суровое. Максимальный срок - до 12 лет лишения свободы и штраф, в 70 раз превышающий размер взятки. Так что хорошо подумайте, прежде чем пытаться договориться. У нас в крае только за первое полугодие по этой статье уже возбуждено 163 уголовных дела, где обвиняемым вменяется попытка дачи взятки от 200 до 15000 рублей. Так что, пожалуйста, не шутите с законом.

- Последняя просто потрясающая новость для автомобилистов, Алексей Николаевич, это отмена техосмотра. Для вас это тоже неожиданность?

- Отмена, но не для всех. Водители пассажирских автобусов и грузовиков по-прежнему обязаны иметь диагностическую карту техосмотра.

Было ли это для нас неожиданностью? Нет. Анализ показывает, что неисправность автомобиля как прямая причина ДТП всего 1 процент всех автопроисшествий. 8 процентов - как сопутствующая причина. И все. Выводы делайте сами.

Но хочу подчеркнуть: почаще приезжать на техобслуживание - в интересах того, кто за рулем. Дешевле обойдется. Сегодня с водителя не снимается ответственность за техническое состояние автомобиля. Что бы ни случилось - вы отвечаете. Сегодня в случае аварии по вашей вине можно большие деньги потерять, и ОСАГО не спасет.

Нас вообще беспокоит так называемый утильный транспорт. За прошлый год, например, 87 процентов всех ДТП со смертельным исходом произошло с автомобилями возрастом 15 лет и старше. В этой связи как не заметить, что программа утилизации автотранспорта, проводимая руководством страны, закончилась в 2018 году. Повышение налогообложения старых машин и рост стоимости страховки на них, как показывает практика, пока не очень стимулируют избавляться от автохлама.

- А кто у нас в крае более дисциплинирован: городской или сельский водитель? Особенность нашего времени еще ведь и в том, что автомобиль пришел практически в каждый сельский двор...

- Это действительно так. Статистика показывает, что если в городах число автопроисшествий стабильно снижается, то в селах остается на месте. Мы в этой связи разработали и реализуем целую программу «ПДД в Провинцию». В апреле этого года в каждом сельском населенном пункте выделили маршруты. Целая большая бригада - 10 инспекторов, 10 казаков, 10 юных инспекторов дорожного движения, участковый проводили подворовые обходы, разъясняли правила дорожного движения. В том числе необходимость пристегивания в машине, использования детских кресел. Раздавали ламинированные памятки, световозвращающие жилеты. Таким образом прошли 120 тысяч сельских дворов! После этого получили от граждан 93 сообщения с благодарностью за работу и сигналами нам в помощь.

- И еще актуальный сегодня, связанный с селом вопрос, Алексей Николаевич. Сейчас в крае уборка, и порой из хозяйств приходят жалобы, что дорожные автоинспекторы устраивают для селян проблемы, когда комбайнам требуется переехать через дорогу. И уведомления им нужно присылать чуть ли не за неделю, обоснование какое-то там писать. А людям в уборку не до этого, у них один летний день год кормит.

- Наша позиция здесь однозначная. Категорически запрещено перегонять такую технику через дорогу в ночное время. А днем - пожалуйста. По звонку приедет тут же экипаж ДПС и поможет. Во всяком случае, именно такую установку мы даем подразделениям на местах, именно это мы рассказывали на предуборочных совещаниях. Если где-то нарушается наша установка, волокита устраивается - прошу звонить лично мне. Обязательно поможем.

- И последний вопрос. Об автоугонах. В последнее время их стало значительно меньше. Во всяком случае, молва как-то на эту тему и не упражняется. Что это, воров стало меньше, или здесь тоже работа вашей службы?

- Сегодня безнаказанно угнать автомобиль технически стало намного труднее, чем еще пять лет назад. И только потому, что основные дороги стали полностью прозрачными. Технические средства сейчас способны отследить каждую машину. В систему «Поток +» интегрированы все камеры видеофиксации, а их у нас в крае 230. С ее помощью несколько разыскиваемых машин в день задерживается. Только за шесть месяцев этого года мы на федеральной дороге «Кавказ» выявили 350 автомобилей.

Так что и технические средства работают на безопасность дорожного движения и граждан в целом.

- Спасибо за беседу.

Вел интервью Александр Емцов.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 1 (1 голос)

Комментарии

Повязали голубчика. И с ним ксю его шайку

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
11 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.