Вы здесь

О новой системе высшего образования

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Проект стартует уже в этом году и продлится до 2026 года.
Участники пилота – шесть ведущих российских университетов: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. Их абитуриенты уже этим летом будут поступать по-новому.
Суть «пилота» в переходе вузов-участников на новую систему высшего образования. То есть вместо бакалавриата и специалитета в вузах появится базовое основное образование, а магистратура станет специализированным уровнем для углубленного изучения выбранного профиля. Третий уровень – аспирантура.
Что изменится для абитуриентов?
– Могу заверить, что никаких кардинальных отличий с точки зрения ЕГЭ или других принципиальных моментов не будет, – подчеркнул министр науки и высшего образования Валерий Фальков. – Пилотный проект даст возможность вузам работать со своими программами и рассмотреть сроки обучения, корректируя их в зависимости от потребностей работодателя.
Лучшие практики, полученные по итогам эксперимента вузами-пионерами, будут распространены на другие университеты.
– Это шаг вперед. Поскольку, по существу, формируется прообраз новой национальной системы высшего образования, которую мы сейчас обсуждаем, а первые вузы-лидеры начинают ее постепенно тестировать, – пояснил министр. – Эксперимент продлится три года. Все изменения будут последовательными.
Напомним основные моменты пилотного проекта:
– два уровня высшего образования – базовое и специализированное (магистратура);
– базовое – от 4 до 6 лет, магистратура – от 1 до 3 лет (в зависимости от направления подготовки, от конкретной квалификации, отрасли экономики и пр);
– обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим;
– аспирантура выделена в отдельный уровень профессионального образования.
В будущем изменится и сам диплом. Сейчас в нем есть лишь уровень образования, например, «бакалавр», и направление подготовки, без сроков обучения. По-новому в дипломе необходимо будет указывать количество лет обучения студента, направление, а также присвоенную основную квалификацию. Будет место и для информации о дополнительной квалификации. Все это сделает диплом документом, более понятным и полезным для работодателя.
Вузы-пилоты будут обучать по новым принципам на основании имеющихся у них лицензий на ведение образовательной деятельности и госаккредитации. До 30 июня 2023 года они должны разработать и утвердить стандарты и требования по новым уровням образования и соответствующие образовательные программы.
Важно: на студентов, которые будут обучаться по новым уровням образования, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность, предусмотренные для обучающихся, осваивающих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры.
В тему
Профориентация для  школьников
С 1 сентября 2024 года во всех школах страны внедрят единую модель профориентации.
На встрече с членами Правительства РФ министр просвещения России Сергей Кравцов доложил Владимиру Путину о готовности к внедрению во всех школах страны единой модели профориентации:
– Будем заниматься этим важнейшим вопросом системно и комплексно. Уже с 1 сентября следующего года во всех школах страны, начиная уже с 6-го класса, внедрим единую модель профориентации.
В частности, речь идет о создании профильных предпрофессиональных классов, организации профориентации на основных уроках, во внеурочной деятельности, экскурсий на производства, широкой сети кружков в системе дополнительного образования (технопарках «Кванториум», центрах «Точки роста», «IT‑кубах»), профессионального обучения по образцу прежних учебно-производственных комбинатов, целенаправленного взаимодействия с родителями.
Кроме того, утвержден комплексный план по развитию инженерного образования. Качественно обновляются подходы к подготовке студентов учреждений профообразования по профильным специальностям. Меняется методическая поддержка и повышение квалификации педагогов.
– В основе суверенитета страны лежит самодостаточность во всех ключевых областях: экономике, сфере обороноспособности. Но запрос на эту самодостаточность и суверенитет формируется, конечно, прежде всего, в сфере образования. Все взаимосвязано, и рынок труда тоже должен быть обеспечен в тех сферах, которые являются ключевыми, – подчеркнул глава государства.
Готово к внедрению единой модели профориентации школьников и Ставрополье – родина ученических бригад, где наработан большой опыт. По данным регионального министерства образования, в регионе ежегодно проводится цикл открытых профориентационных уроков «ПроеКТОрия», в которых в 2022 году приняли участие более 90 тыс. обучающихся общеобразовательных организаций.
В прошлом году в рамках федерального проекта «Профессионалитет» на базе Ставропольского государственного аграрного университета был создан краевой образовательно-производственный центр сельского хозяйства. Его сетевыми партнерами выступили семь профессиональных образовательных организаций. В 2022–2023 учебном году в центре начали обучение 688 человек по четырем специальностям.
Также в рамках федерального проекта реализуется утвержденная правительством края программа  популяризации «Профессионалитета» и поддержки приемной кампании в учреждения среднего профессионального образования СК.
Кроме того, в настоящее время Центром опережающей профессиональной подготовки организована работа по обучению школьников 6–11 классов первой профессии. В 2023 году планируется обучить первой профессии порядка 900 школьников по 20 программам.
Ранее Президент Владимир Путин в числе базовых направлений развития отечественной промышленности в современных условиях назвал подготовку квалифицированных инженерных, технических и рабочих кадров.
– В настоящее время существует дефицит квалифицированных рабочих кадров, и здесь нам нужны действительно кардинальные перемены, ощутимые результаты. Цели, которые стоят перед промышленностью, перед экономикой в целом, сами не реализуются, их достигают люди – специалисты, работающие на предприятиях, – подчеркнул глава государства.
На Ставрополье подготовкой рабочих кадров, в том числе для промышленности, занимаются 6 вузов, 44 профессиональных образовательных организации. Так, например, в учреждениях высшего профобразования готовят строителей, электриков, специалистов в области нефтегазового дела, наноинженерии.
В учреждениях СПО идет подготовка рабочих кадров по направлениям: сварочное производство, строительство и эксплуатация зданий и сооружений, управление качеством продукции, процессов и услуг, бурение нефтяных и газовых скважин, конструирование, моделирование и технология изготовления изделий легкой промышленности. Кроме того, по программе «Профессионалитет», инициированной Президентом, планируется обучение по таким отраслям промышленности, как машиностроение, металлургия, атомная, химическая, лесная, электротехническая отрасли, топливно-энергетический комплекс, радиоэлектроника.
Способствует профессиональной ориентации и мотивации в сфере промышленного производства и чемпионатное движение профмастерства, в которое активно включилось Ставрополье. Среди конкурсных направлений – инженерия космических систем, инженерный дизайн, интернет-маркетинг, it‑решения для бизнеса, сварочные технологии, управление перевозочным процессом, кузовной ремонт, реверсивный инжиниринг и аддитивное производство, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, сельскохозяйственные биотехнологии, сухое строительство, электромонтаж.
Повысить свою квалификацию или пройти переобучение можно по специальностям: оператор ЭВМ, цифровой куратор, горничная, повар, парикмахер, сварщик, слесарь по ремонту автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования, каменщик, электромонтажник-схемщик и др.
Кстати, по результатам опросов большинство выпускников школ в этом году пойдут учиться на программистов и врачей. Так, информационные технологии выбрали для себя 28 процентов детей, а о том, что хотят стать врачами, заявили 13 процентов выпускников школ. Еще 9 процентов опрошенных планируют поступать в инженерные вузы, а 4 процента решили, что будут экономистами. По 4 процента хотят учиться на юриста, дизайнера, архитектора и тренера.
IT‑специальности сегодня чаще выбирают и те, кто планирует поступать в колледжи после девятого класса, а именно – каждый четвертый ребенок. Каждый девятый выпускник девятого класса пойдет учиться на медсестру, медбрата или фельдшера, по 7 процентов сообщили о планах получить специальность учителя, строителя, автомеханика и квалифицированного рабочего.
Из опроса также следует, что дети стали чаще прощаться со школой после 9 класса и уходить в колледжи. Такое решение принимает почти каждый третий ребенок.
 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.