Вы здесь

Нужен ли батюшка курсанту?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В советские времена военные училища целенаправленно готовили не просто офицеров, но убежденных атеистов. Чтобы затем в казармах они клеймили позором солдат, надевших «по неразумью и отсталости» православные крестики...

С развалом Советского Союза ситуация с отношением к религии резко изменилась. Священников (любой из основных конфессий) стали приглашать в воинские части. Особенно, когда среди солдат происходили суициды либо другие громкие ЧП. Ведь все понимали, что слово пастыря намного сильнее слов командования. Зачастую лишь это слово способно предотвратить новое происшествие.
Именно поэтому недавно в Ставропольском военном институте имени маршала авиации Судца состоялась встреча курсантов с представителями православия и ислама.
- Сделано это не для галочки, - говорит заместитель начальника факультета по воспитательной работе подполковник Алексей Чивильдеев, - и направлено на всестороннее воспитание и обучение курсантов, предотвращение негативных моментов.
И действительно, курсантов заинтересовали слова духовного лидера мусульман Ставрополя имама Расул - Хаджи Ижаева:
- В советские времена нам целых 70 лет твердили, что Бога нет. Говорили, что религия - это опиум для народа. Сколько людей было уничтожено, сколько храмов разрушено! Мы считаем, это и есть основная причина развала СССР.
Очень оригинально имам Расул-Хаджи пояснил необходимость религии для самих курсантов:
- Пророк сказал: «Любовь к Отчизне - это от веры». То есть верующий человек должен быть патриотом своей страны. Кроме того, в исламе большое внимание уделяется грамотности. Первым словом священного Корана было «икрам», то есть «читай, познавай». Это - прямое указание на учебу: «Учите, учите, учите!» И коммунисты именно оттуда заимствовали свой знаменитый постулат.
Учитывая многонациональность курсантского коллектива, имам сказал:
- По канонам ислама и христиане, и иудеи являются людьми Священного писания. И долг мусульман - обращаться к ним как к своим братьям!
На эти слова кто - то из курсантов высказал сомнение. Мол, только недавно по телевизору показали хронику: сидит в лесу до зубов вооруженный бородач и орет, что надо уничтожать неверных, мешающих созданию правильного государства...
- То, что по телевизору показали, - ответил имам, - борода до бедра, в руке автомат, крики «Аллах акбар!», призывы убивать - к исламу никакого отношения не имеет. От верующего человека должно исходить добро. И не только к людям любой конфессии, любой национальности, но даже к растениям. Никто не имеет права напрасно листок с дерева сорвать! Само слово «ислам» означает «мир», «распространяющий мир». И если от верующего человека не исходит мир к окружающему, то он далек от религии, не имеет к исламу никакого отношения.
Интересный пример, касающийся эгоцентризма и смысла жизни, привел председатель Комиссии по взаимодействию с силовыми структурами Ставропольской и Владикавказской епархии иерей Сергий (Чулков):
- Один старец обратился к Богу с просьбой показать рай и ад. И явился ему ангел Господень. И открылась дверь в огромный зал, где вдоль столов с яствами сидели люди. Ешь, пей, веселись! Но все люди были измождены. Потому что руки их были негнущимися в локтях. И сами они не могли наклониться, потому что спины их не сгибались. И они, видя все изобилие, были голодны и жаждали пить. И сказал ангел: «Это вот ад!» И повел его в другое помещение, где такие же люди сидели вдоль столов, уставленных едой и питьем. И так же у них ни руки не сгибались, ни спины. Но все были сыты и довольны. Просто они поступали так, как привыкли на Земле: брали из своей тарелки и отдавали ближнему своему. «Это и есть рай!» - пояснил ангел...
Курсанты с большим вниманием слушали священника, задавали вопросы. И было видно, что батюшка им просто необходим для разрешения многих жизненных ситуаций.
- В такой среде священник нужен позарез, - сказал нам после встречи иерей Сергий. - Потому что только он может многое предотвратить. Он - как индикатор.
Причем священник нужен военному институту не единовременно, а постоянно, для воспитания православного офицера:
- Тогда офицер во всем поступает по совести. Он знает, что Бог все видит. И никогда не украдет из солдатского котла, не унизит никого. Кроме того, есть вещи более глобальные. Если офицер будет носителем православного духа, то и все подразделение будет православным. И солдаты в будущем воспитают в том же духе своих детей. Стало быть, и Россия будет православной!..
В общем - то вопрос о возрождении института полковых священников в Российской армии ставится давно. Но все понимают трудности этого, безусловно, важного дела.
- Мешает, во-первых, отсутствие кадров, - говорит иерей Сергий. - Во все части мы батюшек не поставим. А вот в вузах это вполне возможно. Но этот вопрос, конечно, должен быть решен на высшем уровне. Потому что это - история России, история ее армии. Ведь русские святые - это еще и русские воины Александр Невский, Дмитрий Донской и все остальные...
Наверное, высшему руководству армии пора бы, наконец, всерьез задуматься о введении в штат высших учебных заведений войсковых священников. Очевидно, что тогда пойдет на убыль тот негатив, что имеется пока в нашей армии - и дедовщина, и воровство, и хамство.
Не зря ведь пословица гласит о рыбе, гниющей с головы. И та же дедовщина во многом начинается не в солдатской среде. У хорошего командира ее не бывает. А религия позволяет быть хорошим и честным командиром.
Петр ИЛЮШКИН.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет