Вы здесь
Спину ровно и стебай!
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Спину ровно и стебай!
- И вы готовы за четыре часа разработать новый урок?
- Да.
- Тогда примите заверения в моем искреннем уважении...
И она вошла в незнакомый класс, помня, что за ней – целый край, и так преподнесла произведения Куприна, что взыскательное жюри начислило высокий балл.
Это было второе задание конкурса «Лучший учитель России – 2006», завершившегося в начале октября в Челябинске. Ставрополье представляла учитель русского языка и литературы лицея №14 Любовь Петровна Бутенко. «Это было очень интересно и, действительно, сложно, - пройдя через все перипетии, признается Любовь Петровна, - мы приехали в Челябинск и сразу вошли в жесткий ритм конкурса. Ночами готовились к выступлениям, целый день соревновались. Но усталости не было, я понимала, что должна показать лучшее, на что способна. И, думаю, у меня получилось».
Действительно, получилось – так сочло и жюри, и коллеги, пораженные педагогическим мастерством ставропольского учителя.
Кто-то из великих сказал, что педагог – это прежде всего артист, заходя в класс, он должен Играть. Возможно, поэтому первый этап конкурса «Учитель года» начался с «Визитной карточки». Нужно было представить себя так, чтобы узнавался регион и прочитывалась педагогическая концепция. Любовь Петровна вышла одной из последних на сцену (с жеребьевкой выступлений не фартило потом в течение всего конкурса) и «разбудила» уставших членов жюри, одетая казачкой, представив сценку «О том, как полоть бурак». Через опыт бурачного поля (рассказ о том, как свекровь учила ее полоть свеклу) Любовь Петровна легко и нестандартно преподнесла свое понимание педагогической истины. Заключалась она во фразе: «Бегом, не зевай, держи спину ровно и стебай!» Эти слова позже неоднократно повторялись всеми участниками конкурса.
Но, естественно, основными критериями конкурса были умения педагога, его понимание назначения своего предмета, способности донести его до ребенка. Среди пятнадцати победителей Любовь Петровна оказалась самой старшей. Ее лидерство – результат опыта и постоянного совершенствования, стремления к новым знаниям. «Когда-то я не могла прочесть «Мастера и Маргариту», останавливалась на первом десятке страниц, - рассказывает Любовь Бутенко, - но сегодня это мое любимое произведение. Я рассказываю детям о нравственном выборе между добром и злом, который однажды приходится делать каждому человеку».
УВЛЕЧЬ ЖИЗНЬЮ
На первый взгляд это кажется удивительным, тем не менее, факт – восемь из пятнадцати лидеров «Учитель года – 2006» – филологи, люди, в сути профессии которых – творчество. Поэтому, можно сказать, основной конкурс шел между учителями литературы.
Наверное, это самый трудный предмет для преподавания, особенно в современной школе. Нужно не только научить, но и не оттолкнуть ребенка. Среди моих друзей, без преувеличения, половина когда-то дали себе зарок после окончания школы не открывать книгу. Сколько авторов и произведений молодежь не только не читает, но более того – ненавидит: после двоек за непрочитанный текст, за прогулянный урок, за ненаписанное сочинение.
Можно мотивировать детям изучение химии и математики (хотя бы банальное – посчитать сдачу в магазине), но попробуйте объяснить, почему нужно читать. Мало какой взрослый ответит на этот вопрос. Еще сложнее решить – как читать: искать ли специальные приемы построения текста, разбирать ли сюжет произведения или обсуждать поступки героев, анализировать их с позиции современной жизни.
По словам Любови Петровны, главное – увлечь ребенка с первых минут урока, а для этого ему должно быть интересно. Отсюда – обязательное вовлечение в контекст занятия современных отношений, личностной позиции ученика. «Мы обсуждаем мотивы поведения персонажей, результаты их действий. Я предлагаю детям прожить вместе с героем различные ситуации и не совершать его ошибок в своей жизни», - объясняет Любовь Бутенко. Отсюда – балансировка на тонкой грани между чистым литературоведением и психологией в литературе.
А что делать, если ребенок не прочитал текст? Именно с этим все чаще приходится сталкиваться современным учителям. Именно такой вопрос задало жюри Любови Петровне. Именно с такой ситуацией она столкнулась на конкурсном уроке, к которому в силу объективных причин пришлось готовиться за четыре часа. Школьники вместе с педагогом прочитывали повести Куприна, и открывали в них такую разную любовь. «Не пройдите в своей жизни мимо этого чувства, ведь не каждому дано с ним столкнуться, и еще меньше людей, кто может его разглядеть за повседневностью», - вот что усвоили дети за сорок стандартных минут урока. Согласитесь, немало. Особенно для поколения, привыкшего к кровавым боевикам на экране и в жизни.
КЗОТ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Семь утра. Купе поезда. Любовь Бутенко с наградами и дипломами возвращается в Ставрополь. Звонок организатора конкурса прозвучал как гром среди ясного неба: «Срочно выходите из поезда и садитесь на самолет до Москвы. Завтра вас ждут на приеме у президента». Недоумение, переполох, советы попутчиков, как лучше добраться. И наконец автобус до столицы и ...приемы, приемы, приемы. С учителями встретились и министр образования, и начальник управления департаментов образования. Но, конечно, главная встреча прошла в Кремле с президентом РФ.
Конкурс «Лучший учитель России - 2006» собрал более пятидесяти педагогов со всей страны. Естественно, они делились проблемами, обсуждали трудности современной школы. Основные вопросы были подняты и на встрече с Владимиром Путиным.
Дети зачастую возвращаются из школы зелеными, уставшими, а утром опять идут на занятия, не успев как следует отдохнуть. «Для взрослых-то существует КЗоТ, а кто позаботится о детях», -заметил один преподаватель, и президент, подхватив его мысль, дал поручение министру образования углубиться в проблему охраны здоровья школьников. Говорили и о закрытии малокомплектных сельских школ, в которых почти не осталось учащихся. Здесь мнения педагогов разошлись с президентским: «Школа в селе была центром образования и культуры, пока она существует, существует сам населенный пункт. Да, дети должны иметь возможность учиться и полноценно развиваться, но отправлять их в интернаты при живых родителях (один из путей решения проблемы) - не выход». Последнее Владимир Путин не мог отрицать.
На встрече обсудили и особенности подготовки педагогических кадров. «Молодежь приходит в школу неготовой к общению с детьми, - говорит Любовь Бутенко, - в университетах учат общей педагогике, но нужна практика, при том - не на детях. Они не материал для экспериментов. В класс должен входить уже сложившийся педагог». Сегодня в вузах не уделяют достаточного внимания психологии; по замечанию многих конкурсантов, при подготовки учителей нужно делать акцент не на предмет, но именно - на педагогическое мастерство. Президент РФ обещал уделить внимание всем прозвучавшим проблемам.
Подобная встреча педагогов с главой государства - лишь четвертая за последние семнадцать лет. Последний раз Путин четыре года назад принимал победителей педагогического конкурса, что до него делали и два его предшественника. Эта встреча президента с сильнейшими педагогами страны стала закономерным моментом сегодняшней политики в области образования, поворота государства к школе. Хотя поворот этот трудно назвать полным. На замечания учителей, что нельзя точечно поднимать отдельные учебные заведения, выделять средства на какие-то частные мероприятия сильнейшим школам, когда нужна массированная атака, направленная на поднятие Школы - не как конкретного заведения, но как важнейшей социальной области, министр образования объяснил, что на всех сегодня денег не хватает.
ШКОЛА ИДЕТ ВПЕРЕД
Сегодня уже улеглась шумиха, связанная с возвращением прославившего наш край учителя, затихли слова поздравлений от близких, коллег, руководства города. Любовь Бутенко вошла в привычный ритм школьных уроков: «Все, что я приобрела в Челябинске: новый опыт, знания, я хочу передать своим ученикам. При подготовке к конкурсным заданиям у меня было много идей, опробовать их все не было возможности. Но у меня огромное поле деятельности, где я могу реализовать начинания, которые, уверена, будут интересны детям». Действительно, главное - увлечь. После встречи с Любовью Петровной захотелось перечитать классику, побывать на ее уроках, чтобы услышать о переплетении добра и зла, о запахе яблок, символизирующих нашу неустойчивую Вселенную, поговорить о чем-то вечном, что мы должны знать, и можем постигнуть лишь из литературы. Качественной. Которую сегодня читать не принято. А жаль...
Но новое поколение, возможно, будет умнее. По словам Любови Петровны, современные дети растут прагматичными и «устойчивыми»: их трудно сбить с истинного пути пустыми лозунгами, необдуманными призывами. «Школа идет вперед» - говорит лучший учитель-2006. И поэтому мы верим в будущее.
Кстати, основная интрига конкурса - кто же из лауреатов первый - сохранена до сих пор. Имя «главного» победителя будет названо 22 ноября, когда в рамках праздника, посвященного Приоритетному национальному проекту «Образование» будет названо имя лучшего из лучших.
Ольга ТЫШЛЯР.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru