Вы здесь

Продавцам впору вешаться

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Продавцам впору вешаться

С 12 декабря 2007 года вступили в силу поправки к Закону РФ «О защите прав потребителей». Теперь мы с вами защищены гораздо лучше, чем раньше. Уточнены некоторые пункты, ранее вызывавшие двоякое толкование и проволочки в судах и, как следствие, давали меньше шансов потребителям почувствовать себя людьми.

Поправки касаются не только продавцов товара (теперь к ним приравнены импортеры и изготовители), а также потребительских кредитов, модифицированных продуктов питания и возможностей обмена-возврата товаров с недостатками. Теперь закон обретает человеческое лицо. Главное, чтобы он работал на практике.
Изменения в законе прокомментировал председатель Ставропольского краевого Союза по защите прав потребителей и налогоплательщиков Дмитрий Лотвин. Уже десять лет Союз отстаивает права потребителей, ежегодно к его специалистам обращаются около тысячи человек, подаются в суд примерно 20 исков и выигрывается не менее 80 процентов из них. С этими изменениями в законодательстве, считает Дмитрий Иванович, станет значительно легче защищать потребителя.
- В новом варианте Закона «О защите прав потребителей» усилены требования к информированности покупателей. Во-первых, это касается продуктов питания. Сейчас обязательно на упаковке должна стоять маркировка, если в продукте содержатся генно-инженерно модифицированные вещества, и их содержание превышает 0,9 %.
Следующий момент – это товары в кредит. В рекламных объявлениях часто заявлено – 0%, а когда человек оформит бумаги, обнаруживает, что общая сумма больше, чем стоит товар. Какие-то страховки всплывают, какие-то проценты. Теперь закон обязывает раскрывать перед покупателем заранее все выплаты и предоставлять график платежей. Этот график – очень важный момент, это то новое, что есть в законе. Раньше Союз потребителей не имел оснований связываться с банками, теперь вот конкретное дело у нас: женщина взяла в кредит телефон, в тот же день обнаружила, что он не работает и вернула его в магазин. Там телефон приняли, но потом стали поступать звонки из банка. Оказалось, что женщина осталась должна сумму страховки. По стоимости товара банк и магазин между собой договорились, а страховкой теперь занимаемся мы. Может быть, до суда дойдет. Но закон гласит: все расходы, понесенные покупателем, оплачивает продавец.
Существенные изменения внесены в статью 18 Закона «О защите прав потребителей». Даже название теперь звучит иначе: раньше было «последствия продажи товара ненадлежащего качества», теперь - «права потребителя при обнаружении в товаре недостатков» (*). Именно с этой статьей мы и работаем чаще всего. В старом варианте Закона потребителю предоставлялась возможность бесплатного ремонта и дальше по нарастающей. В новом законе на первое место ставится право потребителя на замену такого товара. Сейчас покупатель не обязан сдавать в ремонт вещь, которая не работает или работает не в полной мере, ему обязаны заменить товар на новый при первом же обращении. При этом он не обязательно будет той же марки, в законе есть термин «аналогичный», причем при более низкой цене товара, предложенного взамен купленного с недостатками. Потребителю делают перерасчет и возвращают разницу стоимости.
Изменение коснулось и фразы «технически сложных и дорогостоящих товаров», осталось только определение «технически сложных», потому что определение «дорогостоящие» слишком расплывчато, для многих и тысяча много, да и товары ведь разные бывают. А список сложных товаров оговорен в Правилах продажи отдельных видов товаров (**). Потребитель вправе отказаться от товара и потребовать возврата денег при любом недостатке товара, но только в течение 15 суток после покупки. А далее - только при существенном недостатке, но так же - или вернуть деньги, или поменять на аналогичный товар.
Еще одно новое правило: товар можно поменять или полностью вернуть деньги, если в течение года он не менее 30 дней (в общей сложности) находился в ремонте. То есть, купили стиральную машину, через месяц одно починили, через какое-то время - другое, здесь десять дней, там пятнадцать. За год набрался месяц ремонта, можно обращаться за заменой на новую аналогичную. По-прежнему действует правило, по которому на время ремонта вашего товара вам предоставляется бесплатно аналогичный. Как правило, заменные фонды есть у всех, так что эта часть закона работает.
Основное, о чем хочется предупредить всех покупателей, надо все оформлять на бумаге. Дата покупки, дата поступления в гарантийный ремонт и возврата из ремонта. Обязательно - какие недостатки были устранены (регулируется пунктом 3 статьи 25). В статье 20 оговорен максимальный срок ремонта - 45 суток, но он должен быть оформлен письменно, если такой договор сторонами не подписан, срок ремонта не должен быть более пяти дней. За каждый просроченный день в пользу потребителя может быть взыскана пеня. Отговорки типа «у нас в наличии нет деталей» действуют только в том случае, если потребитель даст письменное согласие ждать определенное количество дней. Доставка, ремонт и все сопутствующие расходы оплачивает продавец.
В случае отказа магазинов выполнить замену товара или возвратить деньги, обязательно напишите претензию (см. образец ***). Если продавец отказывается поставить свою подпись и число принятия претензии, отправьте ее заказным письмом с уведомлением. Для суда будет достаточно почтового квитка. Только при наличии всех бумаг в спорных случаях дело будет рассматриваться в суде, и тогда большая вероятность, что решение будет в пользу потребителя - новый закон очень внимателен к покупателям.
Есть и система контроля: то, что раньше называлось книгой жалоб, теперь книга заявлений и предложений. Она находится на жестком контроле администрации города, обязательно регистрируется в Комитете экономического развития и торговли, ей присваивается номер, и через год она сдается на проверку. Если по факту, заявленному в книге, ничего предпринято не было, продавца оштрафуют. И для покупателя запись в книге предложений - лишнее доказательство в суде.
В закон введена совсем новая статья 23.1, в которой говорится о предварительно оплаченном товаре. Сейчас очень часто продают товар по образцам, то есть он выставлен только на витрине и покупателю его доставят, скажем, со склада в другом городе. После предварительной полной или частичной оплаты. Срок передачи товара потребителю должен быть письменно заверен и продавцом, и покупателем. Если товар не доставлен вовремя, покупатель вправе требовать возврата денег и полного возмещения убытков (требования подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления).
Последние изменения в законе усиливают ответственность продавца за нарушение прав потребителя и более эффективно защищают права потребителя.
Любой человек, который считает, что его права потребителя были нарушены, может бесплатно проконсультироваться в Союзе по защите прав потребителей и налогоплательщиков по адресу:
г. Ставрополь, ул. Советская, 5 или по тел. 26-43-92.
(*) Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
(**) Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные; бытовое газовое оборудование и устройства.
(***) Претензия на имя директора магазина (образец).
В Вашем магазине (название, дата покупки) мною был куплен товар (наименование) за (стоимость) рублей. Товарный чек и техпаспорт с отметкой находится у меня. Руководствуясь ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», требую (указать один из вариантов):
Безвозмездного устранения недостатков товара (замены на другой товар, на аналогичный товар такой или другой марки или возврат денег в течение 7 дней).
При этом доставка для ремонта и возврата товара осуществляется безвозмездно силами Вашего магазина. На время ремонта требую предоставить мне силами Вашего магазина аналогичный товар. Основание: ст. 20, п.2. Закона «О защите прав потребителей».
Предупреждаю, что за каждый день просрочки исполнения моих требований свыше 10 дней со дня предъявленной Вам претензии, Вы должны выплатить мне неустойку в размере 1 % от стоимости товара. Основание: ст. 23, п. 1, Закона «О защите прав потребителей».
Если Вы откажетесь выполнить мои требования в добровольном порядке, я буду вынужден обратиться в суд, где буду добиваться не только выполнения своих требований, но и компенсации морального вреда (ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»).
Предупреждаю Вас также о том, что в случае отказа Вами выполнить мои требования добровольно, при рассмотрении моего иска в суде с Вас будет взыскан еще и штраф в размере 50 % иска (ст. 13, п. 6), за неуважение к Закону и потребителям (число, подпись).

Виктория ХВОРОСТЬЯНОВА.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет