Вы здесь
От омнибусов - к автобусам и троллейбусам, но не только
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).От омнибусов - к автобусам и троллейбусам, но не только
Езжу в общественном транспорте нечасто. В часы пик на остановках - не протолкнуться. Но редкие гости - автобусы и троллейбусы - отнюдь не переполнены, толпа «рассасывается» до их подхода, заполняя маршрутные такси и небольшие автобусы. В вечернее время проблема решается только с помощью маршруток и такси. Автобусы-троллейбусы после семи часов - в гаражах. И правильно - зачем гонять их порожнем. Проблем много, их надо решать. А вот пути их решения - разные.
Под словами «общественный транспорт» популисты почему-то подразумевают только тот транспорт, который принадлежит городу, краю, государству. Но это мы уже проходили. Государственные предприятия - Троллейбусный парк, Городское пассажирское автохозяйство пришли в упадок потому, что на них навалили непосильный груз - перевозку армии льготников. Было время, когда в общественном транспорте лишь отдельные индивидуумы платили за проезд. Казна не платила за льготников, что и стало причиной разорения транспортных предприятий. Положение улучшилось после того, как часть пенсионеров отказалась от транспортных льгот. Количество льготников в общественном транспорте, с одной стороны, сократилось (замена льгот на денежную компенсацию), с другой - краевое правительство ввело свои льготы.
Премьер-министр В.В. Путин является инициатором ряда законов в поддержку частных предпринимателей. Президент Д.А. Медведев не раз подтверждал приверженность государства рыночной экономике: «Нам не нужно огосударствление экономики». Краевые и городские власти, вряд ли по незнанию, подменяют понятия. Слово «общественный» применительно к транспорту означает, что он предназначен для всех, в отличие от того, который обслуживает только его владельцев. К примеру, мальчик Лермонтов первый раз прибыл на Кавказ с бабушкой, учителями, слугами в обозе, который снарядили специально для этого путешествия (личный транспорт). Военнослужащий Лермонтов в поездках на Кавказ передвигался по Большому Черкасскому тракту «на перекладных» (общественный транспорт). Лошади, экипажи для этого общественного транспорта предоставлялись сельскими жителями, в порядке обязательной повинности.
К слову сказать, первый вид общественного городского транспорта - омнибус (от латинского omnibus - для всех) появился в Европе в ХIX веке. Это был большой крытый экипаж для регулярной перевозки почты, багажа, запряженный лошадьми, с платными местами для пассажиров. Предприниматели Ставропольской губернии проявили инициативу в создании городского общественного транспорта в ХIХ - начале ХХ века. Омнибусы стали курсировать по улицам городов-курортов Кавказских Минеральных Вод с 1849 года. Трамвай - достопримечательность Пятигорска - побежал по улицам города с 1903 года. Трамвайное хозяйство и омнибусы принадлежали акционерным обществам и частным лицам, что не мешало им именоваться общественным транспортом. Построенная на КМВ в начале ХХ века акционерным обществом(!) электрифицированная железная дорога (общественный транспорт) вытеснила омнибусы. Во Франции и в наши дни пассажирские поезда (в отличие от экспрессов и скорых) именуют «омнибусами». Окончание «бус» вошло в состав слов «автобус», «троллейбус» - самых распространенных видов общественного транспорта.
Кому должен принадлежать общественный транспорт в городе Ставрополе? Кто лучше обеспечит потребности горожан-«частник» (индивидуальное частное предприятие, акционерное общество и т.п.) или назначенный чиновник - вопрос не праздный. Замечено, что маршрутки и частные автобусы внешне выглядят опрятнее. Чистота внутри салона, занавески на окнах (последнее, на мой взгляд, лишнее) сами говорят об отношении к делу. В Ставрополе «перекрыли кислород» частным инвесторам в пассажирское автохозяйство и ставят палки в колеса владельцам маршруток лица, на словах ратующие за бесперебойную работу общественного транспорта. Результат этого, увы, предсказуем.
Конкурируя между собой, частные предприятия сами заполнят ниши в обеспечении общественным транспортом расползшегося на десятки километров небольшого по количеству населения города Ставрополя. И сделают это лучше, чем муниципальные предприятия. Монорельсовый транспорт, фуникулер или канатная дорога - решать владельцам капиталов, а не чиновникам. Задача руководителей города - обеспечить для этого благоприятные условия.
Владимир ИВАНОВСКИЙ.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru