Вы здесь
Ахиллесова пята
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).06.11.2013
Ахиллесова пята
Галина СЕРГУШИНА.
Когда хлопцы подерутся, чубы будут трещать у чиновников.
Наши чиновники пока молчат. Видимо, по принципу: не буди лихо, пока оно тихо. А отреагировать на подписанный президентом России закон об ответственности региональных и местных органов власти за межнациональные конфликты решил Совет старейшин при председателе краевой Думы.
За круглый стол пригласили руководителей диаспор, представителей вузов, молодежных сообществ и предложили обсудить вопрос о роли этнокультурных объединений в воспитании и развитии межнационального общения молодежи на территории Ставропольского края. Честно говоря, сама постановка темы несколько смутила. В течение долгого времени власти привычно взваливали вину за непредупреждение межнациональных стычек на правоохранительные органы: плохо, мол, профилактикой занимаются. Хотя бедные наши правоохранители теперь уже не только в праздники, но и в будни работают «на усилении». Теперь, похоже, «к ответственности» решили привлечь этнокультурные объединения. Их у нас на Ставрополье - 94. Однако на слуху у всех - 5-6, чьи молодые соплеменники то лезгинку ночью на улицах танцуют, то рвут уши спящим горожанам громкой музыкой из автомашин, то стрелки устраивают с поножовщиной, то палят из травматики. Кому это понравится? Оно не нравится и самим руководителям диаспор, только поделать они с неуправляемой молодежью ничего не могут. Так и признавались на круглом столе. Хотя на всякие дебоширства реагируют и по просьбам полиции, и по просьбам руководства вузов.
Глава законодательной ветви Юрий Белый, выступая на круглом столе, заметил, что в межнациональных вопросах молодежь является лакмусовой бумажкой, которая передает настроения общества. Какие это настроения, реально показал погром в Бирюлеве. У нас, на Ставрополье, погромов, к счастью, не случалось. Но местное население напрягает хамское поведение приезжих, драки и поножовщина. Никто ведь не гарантирован, что, проходя случайно мимо, не попадет под раздачу. И ведь дерутся нередко не русский с кавказцем, а, к примеру, карачаевец с дагестанцем или ингуш с осетином. Что у нас тут в Ставрополе, общий северокавказский ринг для демонстрации их горячих темпераментов? Если законфликтовали, решили выяснять отношения на кулаках или ножах, то, пожалуйста, устраивайте дуэли на земле своих республик, коль у вас такие национальные традиции и обычаи. Мы, местные жители, при чем? У нас отроду таких обычаев и традиций не было.
На круглом столе, конечно, таких резкостей никто не говорил. Он ведь проходил под эгидой законодательной власти, а власть у нас политкорректна. Многоуважаемые депутаты Думы края, входящие в Совет старейшин, говорили опять о том, что нужно видеть проблемы каждой нации, как будто два хулигана, решившие драться на ножах из-за того, что один другого не пропустил в дверях учебного корпуса вуза, были озабочены межправительственными, межгосударственными отношениями. Не обошлось без ностальгии по советскому интернационализму. Хотя и было отмечено, что «это для нас, а для них надо искать новые формы». Имеется в виду для них - для молодежи.
Врио председателя комитета по делам национальностей и казачеству Александр Якушев сообщил, что создана диалоговая система между всеми организациями, которые представляют народы, проживающие в Ставропольском крае. Диалоговая система - это различные общественные советы от уровня правительства до поселений. Есть нормативная база и федеральная, и региональная. Вроде делается много. Но сами же участники круглого стола говорили, что весь вопрос упирается в проблему формирования общегражданской идентичности. Социологические опросы демонстрируют тревожную тенденцию: одна часть жителей идентифицирует себя как россияне, а другая - по национальному признаку. И эта другая - преимущественно молодежь.
У известно психолога Леви есть книга «Нестандартный ребенок», в которой он объясняет взрослым, в чем особенности такого ребенка, как его понимать и как воздействовать на его сознание в целях правильного воспитания. Вот так члены Совета старейшин каждый со своей точки зрения предлагали пути гармонизации межнациональных отношений на Ставрополье.
Было заявлено, что мы сами закладываем конфликт в термины, обозначающие различные аспекты межнациональных отношений. Что же это за термины? Прозвучала ссылка на якобы имевшее место быть недоумение европейского ученого-этноконфликтолога, который поинтересовался: если Ставрополье - форпост России на южных рубежах, как принято говорить, то, получается, что дальше уже не Россия? Далее - почему национально-культурные автономии называются диаспорами, ведь диаспоры - это уже не россияне, это этносы, объединяющиеся в анклавы внутри чужой для них страны. Подвергся обструкции и термин «мигранты» применительно к людям, которые по 40-50 лет живут на территории края уже не в первом поколении. Со всем этим можно согласиться. Однако не терминология служит почвой для возникновения конфликтов.
О том, какие пустяки могут стать толчком для этого в студенческой среде, уже говорилось. Среди тех, кто постарше, причиной может быть нарушение баланса интересов. К примеру, в Степновском районе власти не так давно разруливали конфликт между дагестанцами и казаками, возникший из-за земли. Земельные споры нередки и в других районах. Зреют они исподволь, и если власть делает вид, что не замечает, как кто-то внаглую залазит на фермерскую землю или использует общестаничные пастбища для выпаса собственного гурта скота, лишая такой возможности других, дело доходит до самых печальных последствий.
- Ставропольский край - ахиллесова пята России - так много проблем здесь, - заметил полпред Республики Дагестан в крае Абдула Омаров.
Если смотреть по перечню разных проводимых мероприятий, нацеленных на гармонизацию межнационального общения, по которым отчитываются чиновники, работа буквально бурлит. Акции, межэтнические маршруты для молодежи, спортивные соревнования, фестивали, форум «Машук» и многое другое. Но ведь во всех этих мероприятиях принимает участие та активная часть молодежи, которая не пойдет на улицу танцевать ночью лезгинку или драться на ножах. Это студенческие лидеры, креативщики, ищущие себя в будущей профессии. А различные стычки провоцируют и участвуют в них совсем другие. Был приведен пример, как в том же Степновском районе две чеченки и одна русская девушка на машине подъехали к православному храму и включили громкую музыку. Это возмутило молодых казаков. Те быстренько переоделись, нацепили маски и решили побить брата чеченских девушек. Очевидно, что ни логика, ни разум тут даже и не ночевали. Можно ли считать это межнациональным конфликтом? Скорее, одна дурость, что у девиц, что у парней.
- Я вырос в этом селе, у нас жили сосланные немцы, и никто из нас, подростков, после войны и помыслить не мог, чтобы обидеть словом их детей, хотя злость послевоенная была, - делился председатель Думы Юрий Белый. Полпред Карачаево-Черкесской Республики в Ставропольском крае Магомед Батчаев рассказал, что на днях его среди ночи подняла полиция Ленинского района Ставрополя. Молодые выходцы из КЧР подрались с дагестанцем.
- Молодежь неуправляемая. Их отцы-матери учиться посылают в Ставропольский край, а они драки устраивают, - с огорчением поведал полпред. Батчаев убежден, что вся культура наружная и внутренняя идет из семьи. Его поддержал член Совета старейшин, академик Василий Мороз, заметивший, что воспитывать ребенка нужно, когда он еще лежит поперек кровати, когда вытянется вдоль, воспитывать поздно. Все это, конечно, правильные речи, но что делать, когда сегодня треть населения Ставрополья составляет молодежь, давно уже вышедшая из возраста, когда лежат поперек кровати?
Никто из участников круглого стола не отважился сказать, что проблемы усугубились с увеличением количества студентов в крае, т.е с созданием Северо-Кавказского федерального университета. И не только потому, что стало больше северокавказской молодежи, а потому, что стало больше молодежи вообще.
- Нужно говорить о формировании культуры межнационального общения в студенческой среде, - заметила доцент кафедры социальной философии Северо-Кавказского федерального университета Анна Багдасарова. Она предложила и механизмы, которые необходимо реализовать. Это формирование общероссийской идентичности, потому что пока ребята не осознают, что они один народ. Второе - формирование культуры межнационального общения. Ребята должны знать, какова этническая картина региона, уважительно относиться как к культуре своего народа, так и соседних.
По словам Багдасаровой, сколько бы конференций и круглых столов ни проводили, в них - практически одни и те же участники. «Нужно активнее подключать молодых. Они могли бы поделиться своими проблемами», - убеждена преподаватель вуза.
Вот сколько приходится читать про английские, американские университеты, колледжи, главное, что удивляет - массовая вовлеченность студентов не только в учебу, но и в спорт, каждый - член какой-нибудь спортивной команды - это престижно, в клубы - каждый член какого-нибудь клуба, иначе он просто белая ворона. У нас студенты кучкуются по землячествам. Вспоминается, как несколько лет назад знакомая студентка рассказывала, что ее подружка-карачаевка сетовала: «Как жаль, что ты русская». Подружка сожалела, что в силу этой русскости она не может приглашать ее в гости к своим землякам. Случай, может быть, и не характерный, но и не исключительный.
Сегодня, насколько мне представляется, у нас очень много организованных мероприятий для молодежи, но мало тех, где сама молодежь проявляет себя в плане самоуправления, самоопределения, где ее голос становится решающим. Характерно, что на круглом столе, организованном Советом старейшин, голос молодых был слабо слышен. Елена Зозуля - председатель Молодежного правительства Ставропольского края сказала, что молодым недостает мест для проведения досуга. Студент Аграрного университета высказался в том плане, что напрасно упразднили комитет по делам молодежи, а лучше бы его, напротив, расширить и придать статус министерства.
Эти дети выступили очень коротко не в пример взрослым, которые подчас просто пиарились на актуальной проблеме, не внося никаких конкретных предложений. Но можно было понять, что молодежи нужно заботливое мощное крыло на правительственном уровне. Нужны клубы, которые позволили бы собираться не по национальным квартирам, а по интересам. Сегодня вместо клубов - рестораны и кафешки с последующими уличной лезгинкой и стрельбой. Хотя не могу не отметить, что сегодня молодые мусульмане, мальчики и девочки, показывают зачастую образцы куда большего уважения к старшим в Ставрополе в тех же маршрутках, на улице, чем их русские ровесники. Почему бы не провести уроки межкультурного общения, где не только приезжую молодежь из республик Северного Кавказа учить уважению к местным традициям, но и наших, местных, мальчиков и девочек поучить кавказским обычаям и традициям уважения к старшему поколению.
Наверное, можно было бы и Совет старейшин провести не в привычном формате, когда старики рассказывают друг другу, как надо молодежь воспитывать, а пригласить эту молодежь и послушать ее, что она думает о сегодняшней жизни, чего хочет от старших, что ее не устраивает. Мог бы получиться интересный обмен мнениями, если бы присутствующих молодых было бы столько же, сколько стариков. Понятно, что старейшие - мудрее, у них - много дельных мыслей. Много предложений, которые могут быть востребованы. К примеру, предлагалось увеличить количество часов на уроки истории в школе в целях воспитания патриотизма. Или создать интернациональные молодежные дружины для охраны общественного порядка. Было даже предложение под эгидой четырех парламентских партий возродить пионерскую организацию и повязывать детям галстук - триколор в цветах российского флага.
Короче, инициатива бурлила. Но это инициатива старших. Что думает об этом молодежь, никто не спросил. Говорили о происках Запада, который хочет взорвать Кавказ, воздействуя на неокрепшие умы молодежи, выросшей в годы войны и контртеррористических операций.
Сами старейшие признавали, что сегодняшнюю молодежь невозможно воспитывать теми методами, какими воспитывали их самих в дни молодости. На Северном Кавказе в целом не найдено каких-либо эффективных решений и инструментов, позволяющих рассчитывать на реальный успех в борьбе с коррупцией. Крупные экономические проекты, заявленные в Стратегии развития СКФО до 2025 года, пока являются лишь предметом чиновничьего обсуждения, хотя многократные упоминания в СМИ о значительных объемах планируемых инвестиций создали определенные ожидания. Эти ожидания касаются и создания рабочих мест, и легальных экономических возможностей для жителей округа. А пока северокавказская молодежь, как сообщают федеральные СМИ со ссылкой на загсы республик, нередко меняет свои характерные имена и фамилии на «более русские», полагая, что так будет легче трудоустроиться в каком-то другом российском регионе.
Одна из главных тревог населения СКФО и нашего Ставропольского края связана с человеческой безопасностью. Деятельность экстремистов все более явно выходит за рамки противостояния с правоохранительными органами. Теракт в Волгограде в очередной раз напомнил о том, что терроризм и экстремизм, к сожалению, по-прежнему угрожают каждому российскому городу. И сколько ни тверди, что преступник национальности не имеет, местные жители будут ежиться и сторониться при виде женщины в черном хиджабе, при звуках чужой речи, демонстративно громкой. когда общаются на улице или в транспорте несколько молодых соплеменников. Есть напряжение. Есть. И пока от этого никуда не деться.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru