Вы здесь

ПЛАЧУТ ХЛОПЦЫ НАД РЕКОЮ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Владимир Владимирович!

История простая, как дважды два. Кубань моет берег у хутора Керамик, что под станицей Григорополисской. Да так моет, что и чернозем гектарами уносит, и хуторскую улицу, и домам уже реально угрожает. Крутой обрыв метрах в пятидесяти от ближайшей усадьбы. Подойти к берегу страшно. Народ уже лет десять беспокоится, плачет, что поплывет когда-нибудь к Черному морю. Но никто, как говорится, и не чешется.

Иваны, не помнящие родства

На хутор меня позвали сами хуторяне. Они написали письмо с изложением своей беды аж Президенту В. Путину и еще в девять адресов, включая нашу редакцию. Видно вспомнили, что еще 5 декабря 2012 года я печатал статью «Река руку моет» про эту же беду Керамика. Выходит, что за три с половиной года ничего не изменилось. А письмо родилось, когда ранее не такой заметный процесс подмыва берегов резко ускорился. Вода то сейчас из-за дождей большая.

Собрались хуторяне прямо на берегу, у самой кручи. В сердцах, на нервах высказали все, что они думают о власти. Что она, как тот мужик из поговорки, тогда перекрестится, когда гром грянет. И что до нужд маленьких людей ей дела нет. Но знаете, Владимир Владимирович, что меня поразило в ответах представителя этой самой власти Ю. Епанова, также прибывшего сюда по их письму и назвавшегося директором управления строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения министерства природных ресурсов Ставропольского края? То, что они в министерстве об этой проблеме... не знали!

Вообще-то письмо это от хуторян во власть не первое. Они клянутся, что не меньше, чем двум губернаторам, вашим, Владимир Владимирович, предшественникам, писали. Опять же упомянутая статья в газете. Наконец, есть акт обследования русла реки в районе Керамика Кубанским бассейновым управлением еще от 13 ноября 2012 года, где черным по белому записано: за последний год рекой «переработано» 150 метров берега, для ликвидации сложившегося положения нужно отвести воду в старое русло. Подписан руководителем управления В. Долинским. И - не знали? У вас там, Владимир Владимирович, что, в министерствах, каждая новая команда начинает с чистого листа? Иваны, не помнящие родства, сидят? И нужно сигнал в адрес самого Путина, чтобы пошевелились?

Второе, что поразило, это обещание Епанова уже к октябрю этого года проблему решить. Вернуть реку в старое русло, для чего его просто раскопать и пустить по нему воду. Новое же перекрыть. Старое русло значительно в стороне от хутора. Мол, как только большая вода спадет, так и начнем. И стоить это вроде бюджету будет не так дорого, где-то 10 - 12 миллионов рублей. Десять лет не решали, сгубили дорогу, гектаров двадцать кубанского чернозема смыло, и все, оказывается, так просто?

Рукотворная печаль

Давно замечено: чем скорее обещание, тем оно невыполнимее. Поэтому я не очень поверил в нарисованные Епановым радужные перспективы. Мне кажется, Владимир Владимирович, что перед тем, как болячку лечить, надо понять, откуда она взялась. Так сказать, диагноз поставить. А уж потом рецепт рисовать.

На вопрос, почему Кубань моет берег именно у хутора, есть два ответа. Первый абстрактный - потому, что Земля вертится. Мол, при вращении планеты вода давит на правый берег - а он у хутора действительно правый, - и ничего поделать нельзя. И второй предельно конкретный - виной всему хозяйственная деятельность человека. Что он берет гравий из реки, тем самым углубляет ее дно до слоя песка. С песком же вода расправляется быстро.

На первое объяснение я лично не ведусь. Будь так, все реки по планете, во всяком случае, в нашем полушарии, кочевали бы вправо, чего не наблюдается. Мне ближе второе объяснение. Тем более, что его прекрасно иллюстрирует сам обрыв, его геология, послойно представленная как на цветной картинке в учебнике. Сверху пара метров чернозема, затем метров шесть-семь желтой глины. Ниже нее - грязно-серый гравий, и еще ниже темно-серый песок. Как раз на уровне воды. День за днем течение вымывает его, как следствие - обрушение всей массы грунта, снизу доверху. И так раз за разом.

То, что гравий из реки берут как раз выше по течению от хутора, видно по трем огромным кучам прямо на берегу. Сейчас они еще не большие. Прямо-таки огромными, по 5 - 6 тысяч кубометров каждая, будут зимой. Тогда уровень воды маленький, черпать из русла прямо экскаватором удобнее. Вот и стараются. Да и с транспортом для вывоза посвободнее, сельхозработ ведь зимой нет.

Ежу понятно, что восполнить такие объемы гравия на своем дне река не может. Вода вынужденно идет ниже естественного русла, и, как уже было сказано выше, моет берег.

У добычи из реки именно в этом месте есть еще один огромный минус: перевозящие гравий грузовики давят дороги в Григорополисской. Да так давят, что от асфальта, положенного здесь еще в советские годы, сейчас ничего не осталось. По маршруту их прохождения - самые отвратительные дороги в станице. И пыль по улицам такая, что их ни с какими другими не спутаешь. Машины ведь тяжеленные, «Тонары», по 30 - 40 тонн везут, нагрузка на ось еще та, никакое покрытие не выдерживает.

Бился годами с этой напастью муниципалитет, билось руководство местного колхоза-племзавода «Россия». Письма во все инстанции пачками писали, пикеты казачьи выставляли - без толку. Единственное, чего добились - угроз полиции привлечь самих станичников к ответу за самоуправство. Ведь дороги - территория единого экономического пространства страны, никто не имеет права его ограничивать.

И теперь им говорят, что в краевой власти о проблеме Керамика с подмывом берега не знали!

Нам бы эту практику взять и отменить

И вот тут самый главный вопрос, Владимир Владимирович: почему гравий из реки берут. Ведь это категорически запрещено как раз из-за процессов, описанных выше. Законом запрещено. Русло разрушать нельзя, иначе река отомстит. Она, как видим, и мстит, довольно жестоко и, что называется, по полной.

До 1991 года так и было, никто никому брать из рек гравий не разрешал. Тогда в крае действовали три основных промышленных карьера инертных материалов - Малкинский, Солдато-Александровский и Ивановский. Их специально построили для развития стройиндустрии, огромные деньги потратили в том числе и для того, чтобы экологию Кубани спасти.

Но свобода, ударившая по стране, докатилась и до недропользования. Минприроды края стало продавать лицензии. Нет, не прямо на добычу гравия из Кубани, на это они не осмелились, а на расчистку реки от карчей. Но гор карчей я в пойме Кубани не видел, как ни старался. Они как были, так и остаются в русле реки. Создают по нему острова и отмели. Зато горы гравия на вывоз - пожалуйста, вот они. То есть, благим по форме и лицемерным по сути намерением заботы о реке замазали прямое покушение на нее. И длится это покушение, как уже сказано выше, лет десять.

Только в районе Григорополисской с лицензиями «на расчистку карчей» работает три фирмы. Хорошо они устроились, Владимир Владимирович! Обычная добыча инертных, в той же Ивановке, это вскрышные работы с перевалкой тысяч кубометров грунта. Тех самых верхних чернозема и глины, хорошо видных на срезе обрыва реки. После самой добычи - рекультивация площадей. Это же затраты, и немалые. А тут черпай себе из реки, и никаких гвоздей! Чем больше ковш, тем лучше. Не зря с открытием всех этих грабь-карьеров по Кубани финансово-экономическое положение указанных выше трех основных карьеров края значительно ухудшилось. Они не поспевают за такими «конкурентами».

Поэтому, Владимир Владимирович, когда Епанов, а скорее его непосредственный министр Хлопянов придет к вам за этими 10 - 12 миллионами на спасение Керамика, вы поинтересуйтесь этими самыми лицензиями на карчи. Сколько их выдано, кому, на каких условиях. Это же бумажки на кормление, а не на спасение реки. Гляньте, какая выгода от их выдачи попала в бюджет, покрывает ли она эти самые 10-12 миллионов.

И, по-хорошему, подумайте над тем, как такую гиблую практику отменить.

Приди и владей!

Но и это еще не все, Владимир Владимирович. Человек я подозрительный, сдается, что в этой легкости, с какой Епанов обещает решение проблемы, таится некая каверза.

В письме хуторян Путину есть такая фраза: «В настоящее время нами найден спонсор в лице заинтересованной организации, которая готова за свой счет произвести все работы, взамен они просят всего лишь гарантировать им, по завершению работ, сдачу в аренду небольшого участка старого русла реки Кубань для осуществления в дальнейшем на нем предпринимательской деятельности».

Поняли суть замысла? Мы устраним последствия подмыва, но заложим в будущее гарантию подмыва, пусть и в другом месте. Похоже, само письмо не продукт хуторян, оно написано под диктовку этой самой «заинтересованной организации». Предлагает ликвидировать последствия той самой деятельности, индульгенцию на которую просит на будущее? И объем затрат на работы там указан другой - 20 - 25 миллионов рублей. Ровно вдвое больше, чем озвучил Епанов. То есть, названа цифра, которую благодетель хочет заработать. А чего мелочиться? Гулять, так гулять.

В письме эта организация не названа, но на импровизированном митинге на кубанском обрыве фамилия «благодетеля» звучала. Это некий А. Жданов, известный в Новоалександровском районе бизнесмен. Горьковское МУП ЖКХ, которое добывает гравий как раз возле Керамика - его детище.

И ведь как ловко! Не он просит, а его просят. Приди и владей! Спаси нас от разгневанной реки! И при этом разгневай реку еще больше.

Поэтому не исключаю, Владимир Владимирович, что не за деньгами придет к вам Хлопянов. А за благословением на новую, в порядке очередного исключения, лицензию на очистку русла от карчей. Со всеми уже указанными выше последствиями.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 2 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.