Вы здесь

НАБЛЮДАЮЩИМ - ВЕСЕЛО, КАТАЮЩИМСЯ - ТОШНО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Несправедливо это, когда родившийся в России аттракцион «Русские горки» именуют как «Американские горки». Еще более несправедливо потому, что явление это - русские горки, широко распространено у нас не только в аттракционном деле. Например - в беспощадной борьбе за собственность оно прямо пышно цветет. И где всем «катающимся» тошно, при заинтересованном, а то и веселом отношении наблюдающих.

То вверх, то вниз

Именно «Русские горки» в бизнесе все больше напоминает так и продолжающаяся борьба за автосалоны группы компаний «ДримКар», о которой мы писали уже трижды (статьи «Оптимистическая трагедия» за 2 декабря, «Бесславный набег» за 15 декабря» и «Привокзальное правосудие» за 5 апреля с. г.). Соответственно, и надежда у клиентов - а их таких еще осталось около двухсот - вернуть свои деньги или получить долгожданные машины то появляется, то снова пропадает.

Вниз «горки» понеслись, когда в период кризиса Сбербанк не пошел на реструктуризацию кредитов и начались задержки с поставками машин. Тогда собственник безуспешно пытался продать часть салонов и рассчитаться с долгами. На что банк, державший салоны под обременением, странным образом так и не пошел.

Вверх - когда долг компаний в размере 4,4 миллиарда рублей необъяснимым образом был продан Сбербанком ООО «Южный» - компании члена Совета Федерации А. Канокова за полцены. Была надежда, что новый собственник долга не будет вести себя подобно банку, как собака на сене, позволит продать часть салонов и рассчитаться с клиентами (Подробно об этом в статье «Оптимистическая трагедия»).

Вниз - когда он на такой шаг, как и банк, не пошел, оставив проблему в подвешенном состоянии. Теперь видно, что намеренно. Именно тогда он начал строить свою комбинацию по отъему бизнеса.

Вверх - когда собственник компаний «ДимКар» и каноковская «Синдика» договорились создать совместный бизнес по продаже автомобилей, восстановить продажи и опять же решить на этой основе проблему с пострадавшими клиентами.

Вниз - когда совместный бизнес после полугода безуспешных попыток так и не пошел. И опять же по вине Канокова, старавшегося начать продавать машины новым клиентам, не расплатившись со старыми, как обещал. Чего автопроизводители и старый собственник не могли допустить.

Вверх - когда прежний собственник продал Канокову свою долю в совместных предприятиях всего лишь за 740 миллионов рублей. Фактически весь огромный бизнес отдал с тем, чтобы сохранить лицо и полученными деньгами полностью расплатиться с клиентами и налоговой службой.

Вниз - когда Каноков, заплатив половину этой суммы, прекратил платежи и не выполнил свои обязательства.

Вверх - когда предприятия компании «ДримКар» были признаны судом банкротами и конкурсные управляющие получили возможность путем признания сделок о переходе прав собственности на автосалоны «Южному» недействительными вернуть их в конкурсную массу компаний, распродать и за этот счет погасить в том числе и долги перед клиентами автосалонов. На этом пути конкурсным управляющим уже удалось признать недействительными ряд крупных сделок.

Вниз - когда компания Канокова ООО «Южный», на которую он как раз и оформил все автосалоны, подала апелляции, и Шестнадцатый апелляционный арбитражный суд в Ессентуках без всякого на то основания удовлетворил первую из них: постановлением коллегии под председательством И. Луговой отменил решение Ставропольского арбитражного суда по компании «Локо Моторс». Более того, сразу же было принято новое решение, которым автосалон компании по Кулакова, 33а в Ставрополе вернулся «Южному», то есть Канокову. Поскольку все эти дела похожи, появилась опасность, что подобные решения будут буквально проштампованы по другим делам. И тогда наша ставропольская «Русская горка» окончательно остановится в положении «тошно», тогда прощай надежды, клиенты из категории пострадавших раз и навсегда перейдут в категорию обманутых. Прощай, по большому счету, справедливость.

И, наконец, вверх понеслись наши горки, когда 13 мая определением Северо-Кавказского кассационного суда в Краснодаре постановление Шестнадцатого апелляционного суда по автосалону «Локо Моторс» было полностью отменено. Оставлено в силе решение арбитражного суда Ставропольского края. То есть, конкурсные управляющие опять получили возможность продать автосалон и рассчитаться с клиентами. И обрели уверенность, что оставшиеся дела уже на стадии апелляции будут пересмотрены с учетом позиции вышестоящей кассационной инстанции.

Десять раз туда-сюда! Вас еще не укачало, вам не тошно, уважаемый читатель? Клиентам автосалонов давно уже тошно.

Остановка на позитиве для клиентов

Сейчас есть уверенность, что аттракцион рейдерского захвата и передела бизнеса, наконец, остановится, и останется в положении вверх. То есть в позитиве для пострадавших клиентов. И вот почему.

Определение Северо-Кавказского кассационного суда камня на камне не оставляет от постановления Шестнадцатого апелляционного. Чуть ли не в каждом абзаце там написано, что суд первой инстанции сделал правильные выводы, а апелляционный - ошибочные. Хотя по-другому, наверное, и быть не могло. Уж очень очевидная юридическая коллизия в банкротном производстве - признание сделки недействительной. Которая обычно разрешается в пользу истцов, то есть конкурсных управляющих и кредиторов. А в нашем случае необъяснимым образом повернулась к ним спиной.

Напомним суть юридического спора, о чем подробно рассказывалось в предыдущей статье «Привокзальное правосудие". В Законе о банкротстве (статьи 61.2 и 61.3) указано, что сделка, совершенная в течение трех лет до принятия судом заявления о признании должника банкротом, может быть признана судом же недействительной с последствиями недействительности сделки. То есть с возвращением в то исходное положение, которое было до ее заключения.

Условий для этого в законе прописано всего три. Во-первых, если сделка совершена с намерением причинить ущерб имущественным правам кредиторов. Во-вторых, если в результате нее был причинен имущественный вред кредиторам. И в-третьих, если другая сторона знала или должна была знать об указанной дурной цели должника (подозрительная сделка). При этом в суде должны быть доказаны все три обстоятельства, если хотя бы одно не доказано - суд отказывает в признании сделки недействительной.

Так вот, Ставропольский суд признал наличие у должника, то есть «Локо Моторс», на момент заключения сделки признаков неплатежеспособности и недостаточности имущества. Доказательств этого в деле, как говорится, выше крыши: и задолженность перед кредиторами 282 миллиона рублей, и убыток почти такой же, и обеспеченность долгосрочных обязательств на сумму 262 миллиона исключительно заемными средствами. И в этих условиях буквально за месяц(!) до подачи в суд заявления о признании должника банкротом между ним и «Южным» заключается договор купли продажи автосалона за 204 миллиона рублей. При этом денег от продажи должник не получает ни копейки, все оформляется взаимозачетом. Кстати, вспомним как «Синдика» еще в 2013 году сорвала «ДримКару» сделку по продаже автосалонов в Минеральных Водах за хорошую цену. Уже тогда можно было закрыть долги клиентам. Поскольку на тот момент долг «Локо Моторс» перед «Южным» всего 53 миллиона, ему через договора уступки права требования с другого предприятия навешивается недостающая сумма 151 миллион рублей. Фактически таким хитрым способом забирается единственный стоящий актив предприятия - автосалон, составляющий 74,2(!) процента от стоимости всего имущества, остальные кредиторы остаются буквально с носом. Не исключая государство, ему компания должна несколько миллионов рублей налогов, и уполномоченный орган ФНС также обжаловал в кассационной инстанции постановление апелляционной. Неужели тут не просматривается и намерение сторон причинить ущерб имущественным правам кредиторов, и реально причиненный ущерб? Ведь получилось, что Канокову - все, а остальным - дырка от бублика.

И как можно было не увидеть осведомленность каноковского «Южного» о неплатежеспособности должника? В судебном заседании установлено, что платежи по займам тому же «Южному», причем не всегда своевременно, за «Локо Моторс» перечисляли другие организации. Миллионы приходили от других предприятий, и не вовремя! Какая же тут «неосведомленность» покупателя, когда буквально каждым платежом подтверждается, что дела у партнера идут из рук вон плохо? Тут, скорее, полная осведомленность, ситуацию преднамеренно довели, как в таких случаях говорят, до ручки.

Суд первой инстанции все эти три обстоятельства прекрасно разглядел, вынес правильное решение в пользу конкурсных управляющих, и в итоге - в пользу пострадавших клиентов автосалонов и государственных органов, которые тоже в числе истцов. Суд второй инстанции под председательством Луговой - в упор не увидел. По сути, он даже не рассмотрел дело с позиций статьи 61.3 закона о несостоятельности (банкротстве). Кассационный суд в этой, по большому счету, очевидной ситуации согласился с позицией суда первой инстанции. Признал его решение полностью законным и выставил тем самым суду в Ессентуках жирный «неуд».

Такое «внутреннее убеждение» должно быть наказуемо

Правда и справедливость восторжествовали. Но не только. Это значит, что и остальные решения первой инстанции в пользу конкурсных управляющих группы компаний «ДримКар», - читай, кредиторов, и в том числе пострадавших клиентов, устоят. Ну, а если будут отменены, как говорится, по беспределу в Ессентуках, то в Краснодаре точно уж будут возвращены в законное поле. Единообразие принимаемых решений еще никто не отменял.

При равности всех перед законом, как не отметить, что данное и последующие дела - в какой-то мере особые. Есть два обстоятельства, которые создают им эту самую особость. Первое - касается оно материальных интересов более чем двух сотен граждан, не получивших то, за что заплатили большие деньги. (Старый собственник уже закрыл долги более 700 клиентов). Фактически пострадавших от обстоятельств, в большой степени им не подвластных. Случайно заплативших за свое авто в период рейдерства. И момент второй - стороной спора является чиновник, член Совета Федерации страны А. Каноков.

Казалось бы, при таких обстоятельствах закон должен применяться особенно тщательно. Интересы многих безвинно пострадавших людей на кону и авторитет государственной власти самого высокого уровня там же. Однако, что мы видим на стадии апелляции? Скорее не тщательное, а небрежное применение закона. Как тут не сделать вывод, что решение подогнано под нужный сильному мира сего результат? При этом абсолютно проигнорированы интересы слабых сего мира - клиентов автосалонов.

Кто-то ответит за это? Хорошо бы, чтобы ответил. Да, суды у нас независимы. Да, судьи защищены законом от какого-либо давления, призваны выносить решения, руководствуясь внутренними убеждениями и на основании норм права. Бывает, что эти убеждения судей, а соответственно и решения судов разных уровней, не совпадают. Немалый процент дел пересматривается частично или полностью. И большой трагедии в этом нет. Как раз многоуровневость правосудия - гарантия его справедливости. Но как-то не вяжутся эти вроде правильные рассуждения с тем, что продемонстрировала судебная коллегия под председательством Луговой.

А продемонстрировала она нечто противоположное правосудию. Нет ли тут основания для проверки Квалификационной коллегией судей при Верховном Суде РФ о наличии профпригодности?

Скупой платит дважды

До последнего времени Каноков, как можно было понять из того, что происходит вокруг автосалонов, находился в положении крутого наблюдающего за аттракционом взлетов и падений, который сам же и устроил. Весело наблюдающего. А вел себя даже лихо. До такой степени лихо, что брал обязательства и тут же срывал их, слушал про пострадавших клиентов и не слышал их боли. Хотя по соглашению обязан был безусловно закрыть долг в счет расчетов со старым собственником.

Теперь его положение кардинально изменилось. Он оказался в самой незавидной ситуации после вердикта кассационной инстанции и уже начавшихся банкротств. Пожалуй, даже более незавидной, чем иные из пострадавших клиентов.

После распродажи имущества предприятий банкротов, тех же автосалонов, что случится уже вскорости, Каноков очень много потеряет. Потому что теперь стоит в очереди таких же кредиторов, и далеко не первым. Получать будет пропорционально долгу. Уж свои полмиллиарда точно не получит в порядке общей очереди. Дай Бог, что половина достанется.

А ведь мог еще год назад решить проблему, выполнив свои обязательства и заплатив 330 миллионов рублей по договору, которые ушли бы на возврат долгов клиентам и налоговой службе.

Скупой и необязательный платит дважды? Похоже, трижды заплатит. Хотя в данном случае - явно в несколько раз больше...

И последнее. Соглашение Каноков заключил, недвижимость и оборудование забрал. Но обязательства свои до конца не выполнил, с половиной клиентов не расплатился. Более того, сейчас пытается судом взыскать со старого собственника уже выплаченные средства, ушедшие на погашение долгов клиентам. Все признаки мошенничества, главные из которых обман и присвоение чужого имущества, налицо. История о пострадавших клиентах автосалонов резонансная, на контроле вроде у всех. Пострадавших около двухсот человек, а также государство, прежний собственник. Почему же полицией не возбуждается уголовное дело?

Ведь оно должно было быть возбуждено еще более года назад. Против стороны, взявшей на себя обязательство и не выполнившей его.

Ждем развития событий. Таковых, чувствуется, будет еще очень много.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (173 голоса)

Комментарии

С не поддельным интересом читаю внимательно все Ваши статьи по данной теме, т.к. являюсь бывшим сотрудником компаний группы Дримкар, и удивляюсь. Вы так подробно описываете про страдания покупателей и то что им ещё есть на что питать надежду. Но не упоминаете ни слова про долги господина Гашимова перед сотрудниками. А ведь эти долги достигали 40 миллионов (за пол года перед всеми сотрудниками), затем их частично погасили, но так и остались должны людям за 4-5 месяца. Им же что не стоит ни на что надеется? Или судя по Вашим статьям у собственника Дримкар нет и мыслей рассчитаться и с этими долгами? Или же полтысячи обманутых людей, до последнего работавших и надеявшихся на то что Дримкар все таки выкарабкается, не заслуживают упоминания в Ваших статьях?

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
9 + 10 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.