Вы здесь
НЕ НУЖНА НАМ ОБНАЖЕНКА, НАМ ПО ВКУСУ РАСЧЛЕНЕНКА?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Две столицы полыхают. В культурной - Питере - требуют запретить обнаженку. В Москве протестуют против расчлененки. И снова общество само себе задает вопросы о том, где та самая граница между эстетикой и мракобесием, когда заканчивается созидание и начинается хайп? Тогда как оказавшиеся в центре скандала две выставки показали, что контуры здесь весьма условны и очерчены лишь личным воспитанием и пониманием нравственности.
Морг приехал! Морг приехал! - все ребята говорят
«Азазелло просил не беспокоиться, уверял, что он видел не только голых женщин, но даже женщин с начисто содранной кожей...» Раньше это были лишь строчки из произведения Михаила Булгакова. А теперь еще из жизни тысяч россиян, посетивших открывшуюся в Москве выставку «Миры тела», привезенную в нашу страну немецким патологоанатомом Гюнтером фон Хагенсом. Еще до начало сего, хм, «культурного» события россиян оглушили цифрами. «За 26 лет существования BODY WORLDS посетило более 51 миллиона человек в 35 странах мира. Всего было проведено 223 выставки. В некоторых городах аншлаги были такие, что выставлялись по 2-3 раза», - отмечалось в официальном пресс-релизе. И в нем же скромно умалчивалось о сотнях протестов против подобного «просвещения» и десятках стран, где выставка запрещена. Уж больно шокируют ее экспонаты - тела умерших людей. Да, настоящих людей, которые когда-то жили, дышали, ходили по земле, чувствовали и любили, а теперь вот в раскоряченных позах висят на потребу публики. Без всякого уважения к мертвым. Да и к живым тоже.
Да и причем здесь вообще деликатное отношение к сакральному? Когда сам господин Хагенс видит свою миссию в другом. «Моя цель экспонирования тел и отдельных человеческих органов - в сохранении и укреплении здоровья людей, - говорит он. - А также в повышении уровня их знаний о методах достижения благополучного долголетия». Ни больше и ни меньше. То самое - пришел, увидел и... Застрял в туалете, скорчившись в три погибели. Ибо лучше бы не видел. Потому что мерзко. Потому что тошно. Потому что каким же извращенным должно быть представление о гармонии и счастье, чтобы на полном серьезе уверять, что «чем больше люди узнают об устройстве собственного тела, тем больше у них будет возможностей жить в гармонии с собой и, следовательно, быть счастливыми»?!
Вот уж действительно, какие семейные ценности, какой просмотр хорошего фильма, спонтанная встреча с друзьями и вылазка на природу, любимая работа, хобби, занятия спортом или удовлетворенность от того, что смог помочь попавшему в беду человеку? Счастье-то на самом деле в другом. В десятках и сотнях развороченных, распиленных циркулярной пилой вдоль и поперек тел. В распотрошенной мертвечине с содранной кожей, выпущенными наружу кишками, вскрытыми черепными коробками, нерожденными крохами на разных сроках беременности... Право, ну разве не прелесть? Разве не наполняют вашу душу щемящим восторгом забальзамированные тела? Разве не хочется все потрогать и пощупать, сфотографироваться на фоне балерины, которая, обнажив все свои сухожилия, встала на носочек в пуантах? А слабо помочь одному телу со снесенной черепной коробкой сделать искусственное дыхание другому с пробитым легким? А может, вам по нраву господин со вскрытой грудной клеткой, который усердно дует в саксофон?
Это кто там в ужасе пятится обратно?! Ба! Да вы, батенька, извращенец! Коль не понимаете и не принимаете чувства прекрасного! Коль бубните про себя Пушкина, что чувства добрые я лирой пробуждал и милость к падшим призывал. Здесь это не работает еще и потому, что, как уверяют организаторы выставки, сами «падшие» добровольно завещали свои тела на благо человечества и для участия в «просветительском» проекте. Знали ли они, что это «благо» обернется палкой в пятой точке, чтобы экспонат не сползал; а раскрывать особенности анатомического строения человека их тела будут не студентам-медикам, а скучающей публике? Остается тайной. Единственной тайной, когда других не осталось.
«Ой, мам, смотри, а у того человека татуха на руке была», - тычет пальцем в стеклянную витрину и задорно комментирует увиденное девчушка лет двенадцати. Пока мама делает селфи с «Фехтовальщиком». Помимо характерной позы, тот был буквально распилен надвое, плюс внутри виднеются органы - сердце, печень, селезенка. Это кадры одного из видео с выставки. Есть и другие. Много других. С детьми и взрослыми, проводящими семейный досуг в одном из павильонов ВДХН. В главном выставочном комплексе страны, на территории которого расположено множество шедевров архитектуры. Да и сама аббревиатура ВДХН расшифровывается не иначе как выставка достижений народного хозяйства. И вот теперь «достижением», достойным народного внимания, стал огромный передвижной морг, расположившийся не где-то на окраине города или вовсе за его пределами в чистом поле, а рядышком с 49 памятниками культурного наследия! Так, чтобы все могли увидеть, насколько мы либеральны и лояльно относимся к разным проявлениям искусства, готовы впитывать все прогрессивное и передовое.
Но прогрессивное ли? Передовое ли? Прогресс - это поступательное развитие вверх, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. То есть по идее мы должны становиться лучше, добрее, умнее, милосерднее. А мы... Фильмы про Чикатило снимаем, интервью у скопинского маньяка берем, семейный досуг в трупохранилище организовываем. А почему нет? Это же жуть как любопытненько - посмотреть на разыгрывающих целые сценки мертвяков, заселфиться на фоне чуть ли не порубленного в капусту человека, чтобы потом... И вот теперь вопрос на засыпку: а что потом? Что полезного несет в мир эта экскурсия в Преисподнюю?
Ведь одно дело, если бы выставка носила узкоспециализированный характер и была направлена на обучение студентов-медиков, ведь ни один учебник и макет не дадут такого полного и всеисчерпывающего представления о строении нашего организма, как наглядная демонстрация на почившем теле. Собственно, почему в каждом университете и есть анатомические музеи. Вот только заходят туда не все кому не лень, а обладатели белых халатов. Да и трупы там не парят в воздухе, не играют в футбол и в шахматы, не протягивают посетителям свое вырванное сердце. Ибо смерть здесь не шоу. Не коммерческий проект. И уж тем более не цирк шапито, где вместо животных на манеже выступают трупы. Смерть здесь - естественный жизненный цикл, который никогда не бывает красивым, но всегда является трагедией для родственников усопшего. Смерть - это то, что нельзя опошлять. То, к чему нужно подходить с уважением. Про мертвых либо ничего, либо только хорошее! Потому как это и есть культура, внутренняя норма каждого человека, те моральные метки недопустимости и понимания аномальности происходящего, за которые он никогда не заплывал. А теперь вот кружит в опасной близости.
Где по всем фронтам идет целенаправленное приучение общества к спокойному восприятию того, что еще вчера вызывало в нас в отвращение и наказывалось статьей 224 Уголовного кодекса РФ, запрещающей надругательство над телами умерших и местами их захоронения. К слову, срок за глумление над погибшими группой лиц и по предварительному сговору нормально так тянет - до 5 лет. Хотя, пардон, это же теперь не глумление, не издевательство над мертвыми, а «образовательный процесс» называется. За которым, того и гляди, образовательные мастер-классы последуют. Ведь что есть теория без практики? Ну стоит вон подросток с отцом, изучают вместе «инсталляцию» из пяти частей тела одного человека, разрезанного пластинками. « Это че, правда реальный человек»? - задумчиво почесывает младшенький затылок. И ведь, судя по видеокадрам, на лице нет ни грамма ужаса, ни грамма сострадания - только неприкрытый интерес. И кто знает, если завтра посетителям выставки предложат «почувствовать себя Джеком Потрошителем», какой аншлаг соберется возле «аттракциона» развлечений.
Оно ж необычненько! Подобная декларация варварства для нас в диковинку. Пусть душа в это время умирает и съеживается, пусть здравый смысл и совесть тянут обратно, но мы же в это болото мерзости всего на чуть-чуть? Чтобы только одним глазком и через щелочку посмотреть. Но в том-то все и дело, что щелочка имеет свойство со временем расползаться, делая границы приемлемого все шире. Потому как если прокатило один раз, почему не должно прокатить во второй? И совсем не обязательно, что снаряд невежества упадет на освоенный полигон. Можно же транслировать свои взгляды на жизнь и в других областях, расшатывая культурные скрепы и традиции дальше?
Оденьте Амура!
Например, тоже потребовать легализацию брака между представителями сексуальных меньшинств? Или выйти с транспарантами в поддержку демократов в конгрессе США, предложивших установить в законодательном органе новые правила обращения друг к другу. В частности, исключить такие понятия, как «мать» и «отец», заменив их на «родителей номер один и два», а слова «брат», «сестра», «тетя», «дядя» на бесполое «родственник», исключив таким образом любое упоминание о гендерной принадлежности. Равно как и поддержать инициативу нашей соотечественницы, недавно обнаружившей такое непотребство в Эрмитаже, что пришлось официальную жалобу в адрес администрации города писать с просьбой повлиять, пристыдить, воззвать к совести и что-то сделать с обнаженкой, которой заполонен музей.
Ибо ладно она, взрослая дама, пошла накануне за высоким искусством в музей, а наткнулась на низменные порывы! Когда куда ни посмотри, сплошной бордель развели! Там голая Венера, тут голая Психея, Ариадна авторства Андреа Трискорни и та спит в чем мать родила! Не говоря уже о «Вакханке» Луиджи Бьенеме, пьянствующей в кровати! Право, ну вот чему эти бестыжие девы могут научить современную молодежь?! Хорошо хоть богиня мудрости Афина прилично одета - платье в пол и складочками задрапировано. А мужики?
Ммммм, мужики. Ух, мужики. Ах, мужики. Ого-го, мужики! Тьфу, срам один, в общем. Точнее, даже не один! А как минимум три! Геракл обнажен, Сатир лишь плечи плащиком прикрыл... А Марк Аврелий? Вот, казалось бы, сам целый император, важное государственное лицо, плюс бога войны Марса изображает. Тут бы нужно имидж власти поддержать, показать, как она близка к народу, открыта ему. Но открыта не а ля натурель! И не отсюда ли родом секс-скандалы и игры в «приличных принцесс» современных политиков? Было с кого брать пример! Тогда как мы в эту обитель разврата еще и детей водим! Выдаем «аморальщину» за мировые шедевры, восхищаемся тонкостью линий и одухотворенностью фигур вместо того, чтобы собрать все эти статУи и закрыть в отдельном кабинете с возрастным цензом 18+. Ну и еще не мешало бы Пушкинский музей и Третьяковку на благонадежность контента проверить, чтобы окончательно не разрушить детскую психику.
Мда.. Ну что тут скажешь, весна сказывается на всех по-разному. А может, и не весна. А банальное невежество и пробелы в образовании. Когда искусство можно не понимать, не принимать, быть к нему абсолютно равнодушным, но при этом уметь читать между строк и видеть в музее не обнаженного мужика с гениталиями, а эпоху, стиль, историю, которая стоит за созданием скульптуры. То есть великое наследие мастеров, бросивших в свое время вызов обществу, безгранично талантливых, ищущих красоту в разных ее проявлениях и желающих подарить миру. И это отнюдь не те же самые ...опы, выставленные на обозрение в Инстаграм. И чтобы это понимать, видеть разницу, как раз и важно водить ребят в музеи, галереи, на выставки, рассказывать, пояснять, а не прятать шедевры по углам, не делать мир искусства выхолощенным и безликим. Что как раз сейчас и происходит и звучит тревожный звонок, что не все в порядке у нас со здоровьем общества.
И это «не в порядке» началось не сегодня и не вчера. Однако нарастает подобное мракобесие с каждым днем. Право, ведь сегодня любой диванный эксперт может объявить себя поборником нравственности, соорудить кампанию против чего-то и собрать под свои знамена таких же Митрофанушек из разряда «не читал, но осуждаю». Ведь примитивизм так заразителен в своей простоте. Не нужно думать, размышлять, анализировать культурные явления через призму истории. Достаточно просто крикнуть: «Баба Яга против!», и кто знает, что следующим попадет под опалу этой дикой стаи, представляющей «общественное мнение». Фильмы о войне как пропагандирующие жестокость? Классическая и лирическая проза о любви как содержащая сцены сексуального характера? Помнится, что попытки навесить маркировку «18+» на шедевры мировой классики уже были. Но прошли. Однако не до поры ли до времени? Ведь, повторюсь, раньше и выставки расчлененки, фильмы про маньяков считались показателем патологии человека, когда никому из нас, находящемуся в здравом уме и трезвой памяти, в голову не придет за такое взяться. А теперь это новый взгляд на мир. Взгляд, от которого выворачивает наизнанку. Потому как нет в этом взгляде ни морали, ни культуры, ни созидательного посыла. Да и мира как такового нет. Есть хайп, жажда денег да трупный яд разложения. Разложения души.
Марина Кандрашкина.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Добавить комментарий