Вы здесь

ПО ЛОЖНОМУ СЛЕДУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Мы уже дважды писали о крупнейшей афере, автор которой, по версии следствия, известный зерновой воротила А. Качур и его окружение. С двух элеваторов - Светлоградского и Зеленокумского, где он руководитель, похищено зерна на сумму не менее 1 миллиарда 600 миллионов рублей. В числе пострадавших - 22 сельхозпредприятия. Именно столько эпизодов хищений насчитывается в едином уголовном деле, возбужденном по части 4 статьи 160 УК РФ - растрата.

Есть и еще один эпизод - о растрате 2606 тонн зерна кукурузы, сданного на хранение главой КФХ Э. Алиевым. Однако следствие по какой-то странной причине не только отказывается включить его в громкое уголовное дело о растрате, но и делает все, чтобы объявить самого Алиева виновным.

Когда слишком хорошо - подозрительно

Алиев вырастил в 2017 году в Предгорном районе неплохой урожай кукурузы. На ближних элеваторах места не нашлось, поэтому с сентября по декабрь 146 рейсами завез зерно на хранение на Зеленокумский элеватор, оформил на ООО «Компания Агролайн» и СПССК «Вершина». Так оказалось проще, у них там были открыты лицевые счета как поклажедателей. Через эти фирмы он оплачивал элеватору услуги хранения, сушки и прочее, как и водится в таких случаях. Весной 2018 года Алиев решил зерно продать. Цена стала приемлемой, да и деньги потребовались для закладки нового урожая. 15 марта кукуруза в количестве 2606 тонн переоформляется на его имя. Первый покупатель - ООО «Тозот» - хотя и заключил договор на покупку 1000 тонн, но условия договора не выполнил, предоплату не произвел, и фактически договор в таких случаях считается не заключенным. Соответственно, добро на отгрузку не было дано. Но очень быстро появился второй покупатель - ООО «Грейн-Экспорт» из Москвы. 21 марта Алиев заключает с ним договор купли-продажи, и уже на следующий день более 19 миллионов рублей поступают на его расчетный счет. А 26 марта в присутствии ответственных должностных лиц элеватора и представителя покупателя А. Котло он подписывает необходимые документы. Никто из руководства элеватора, а также сам Котло, не заявляет Алиеву о каких-либо проблемах с хранением зерна на элеваторе и тем более о его отсутствии или плохом качестве.

Сегодня - договор, завтра - деньги... Тот самый случай, когда слишком хорошо. Настолько - что подозрительно. Эта мысль мелькнула в голове Алиева, но и только. Сделка как сделка, каких он совершил немало. Казалось, удачная и на этот раз. Полученными деньгами он сразу же оплатил счета контрагентов - поставщиков семян, удобрений, средств защиты растений, смежников.

Однако через две недели, 5 апреля, тот же Котло приехал с претензией и с требованием вернуть деньги, заявив: что ты мне продал, кукурузы твоей на элеваторе нет!

Алиев поражен. Уверяет, что этого не может быть. Предлагает Котло вместе с ним тотчас же поехать на элеватор и во всем разобраться на месте. Тот отказывается. Алиев все бросает и едет сам. По приезде обнаруживает на элеваторе четыре груженных кукурузой автопоезда общим весом не менее 180 тонн. По документам - для «Грейн-Экспорта», и направляются они в Ейский порт. Вспомнилось и то, что Котло в момент подписания договора купли-продажи не завизировал форму ЗПП-12, по которой зерно передается «Грейн-Экспорту». Как тут было не заподозрить и Котло, и Качура в сговоре с целью обмануть и подставить?

Путь один - в полицию

В тот же вечер 5 апреля Алиев дозвонился до исполнительного директора элеватора А. Калабекова, попросил связать его по телефону с Качуром и самому приехать. Однако Качур так и не перезвонил, а Калабеков - не появился. Алиев заблокировал своей машиной выезд с элеватора и остался там на всю ночь. Не давали покоя слова Котло об отсутствии кукурузы. Когда уже утром 6 апреля Калабеков все же объявился, Алиев попросил его открыть склад, где лежала его кукуруза. Тот открыл, там оказалось... всего тонн 250. Пока Алиев общался с Калабековымв его кабинете, кукурузу с автопоездов выгрузили туда, откуда загрузили. Чтобы не взяли с поличным? Прямо детективная история. Не хватает только погони со стрельбой.

Дозвонились, наконец, до Качура. Тот по громкой связи в ответ на требование Алиева объяснить, где его кукуруза, разрешил дать копии документов по учету весовой отгрузки. Оказалось, что более 2300 тонн примерно в равных долях отгрузили ООО «Тозот» (то самое, которое заключало договор, но не заплатило, так что подозрения, что его продуманно кинули, у Алиева только усилились) и ООО «Агро Ферм» на Астраханский порт. Но тут же Калабеков показывает и договора, подтверждающие якобы хранение кукурузы указанными фирмами. Алиев убежден, что они фиктивные и что составлены они были, чтобы продать принадлежащую ему кукурузу.

Выходило, что его кукуруза никуда не отгружалась. Но ее на элеваторе нет! А зерно других фирм, которого на элеваторе не было, отправили примерно в том же объеме? Прямо чертовщина какая-то! В которой без полиции, похоже, не разобраться.

9 апреля Алиев пишет на имя начальника УБЭП и ПК ГУ МВД России по Ставропольскому краю Ф. Дубривного заявление о привлечении к уголовной ответственности по факту растраты кукурузы руководителей ООО «Зеленокумский элеватор» Качура и Калабекова, директора ООО «Тозот» В. Чеверду, директора ООО «Агро-Ферм» А. Джумабаева и других лиц. 12 апреля с аналогичным заявлением обращается к начальнику ОМВД по Советскому району.

В этот же день, 12 апреля, Качур в присутствии свидетелей дает расписку Алиеву, в которой обязуется в полном объеме восстановить принадлежащее ему зерно за неделю - до 18 апреля. То есть Качур сам этим признает, что совершил растрату чужого вверенного его предприятию имущества.

Вроде все понятно. Взяли на хранение, похитили, не вернули. Растрата во всей ее красе. И полиция должна возбудить уголовное дело именно по части 4 статьи 160 УК РФ за хищение путем растраты кукурузы в особо крупном размере. Но не тут-то было...

Встречная атака

Опять же 9 апреля 2018 года заявление на имя Дубривного пишет и Котло. И просит возбудить уголовное дело в отношении... самого Алиева! По части 4 статьи 159 УК РФ - мошенничество. И кроме него еще в отношении И. Аль-Абдулы, Качура и Калабекова. Якобы все они знали об отсутствии зерна на элеваторе, но предоставили Котло документы с заведомо ложными сведениями, а он, доверчивый, был введен в заблуждение, заплатил более 19 миллионов, которые у него путем мошеннических действий похитили.

Обратите внимание, читатель, как лихо Котло переводит стрелки на Алиева. Фактически из пострадавшего враз делает его мошенником. Но и это еще не все. ООО «Грейн-Экспорт» обращается в Арбитражный суд Москвы и взыскивает с Алиева кроме 19 миллионов рублей, на которые не по его вине сорваны поставки зерна, еще и свыше 7,5 миллиона рублей убытков (а также 2,7 миллиона процентов).

И кукурузу более чем на 19 миллионов по цене начала 2018 года, а по нынешней - реально на сумму значительно большую, у фермера украли, и взыскали еще судом с него сверх своих денег свыше 10 миллионов. Успешная для ее разработчиков операция, не правда ли?

Но и это еще не все. Алиев обращается в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Зеленокумскому элеватору. Хочет взыскать стоимость похищенной «хранителем» кукурузы и хоть как-то компенсировать отсуженное «Грейн-Экспортом». Но в дело в качестве третьего лица вдруг заявляется... сам «Грейн-Экспорт»! Ходатайство подписывает Котло. Высказывает свою позицию по делу: в иске отказать. Казалось бы, зачем и с какого он тут боку? Ведь он уже взыскал в Московском арбитраже свои деньги, и даже с лихвой.

Как же получается? Следствие по заявлению Котло обвиняет Алиева в сговоре с Качуром, а теперь вдруг Котло бросает спасательный круг Качуру? Похоже, Котло лезет в дело, чтобы спасти его. Иного объяснения здесь просто нет.

Как говорится, невооруженным глазом видно, что оба действуют в сговоре против Алиева. Да и наверняка действовали вместе, когда отгружали его пропавшую кукурузу. Как тут не вспомнить, что Котло был в свое время руководителем Буденновского элеватора, так что оба знают, каким образом извлечь свою выгоду от работы с теми, кто привез хранить зерно.

Растрата, которую не хотят видеть

Самое странное, что дальше и полиция идет на поводу у Котло.

Старший следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Ставропольскому краю Р. Сериков первоначально отказывает в возбуждении уголовного дела по заявлениям Алиева и Котло. Одним постановлением в отношении и Качура, и остальных за отсутствием в их действиях состава преступления. Что интересно, не по растрате - ч. 4 ст. 160 УК РФ, а по ч.4 ст. 159 УК РФ - мошенничество. То есть изначально старший следователь не видит хищения путем растраты.

10 мая это постановление отменено руководителем следственного органа Д. Беловым. 15 мая тот же Сериков наконец возбуждает уголовное дело в отношении Качура и других лиц. Но не по факту растраты, а по факту якобы мошеннических действий и завладения денежными средствами в сумме 19 миллионов рублей. При этом в постановлении, как ни странно, указывает, что поводом к возбуждению дела послужило и заявление Алиева.

В этом постановлении явные нелепости. Сделан, например, вывод, что поступившие на расчетный счет Алиева деньги были похищены... Качуром и другими неустановленными лицами! Но как Качур мог похитить их без распорядителя счета, самого Алиева? Вопрос. Тут вину Качура вообще невозможно доказать, поскольку он их не похищал. Не для того ли все нагромождено именно так, чтобы он по ходу следствия отпал и остался именно Алиев?

Казалось бы, какая разница, по какой статье? Лишь бы выявили и наказали виновных. Но это как раз тот случай, когда разница есть, и весьма существенная. Во-первых, такой поворот не дает возможности признать Алиева потерпевшим, а значит, и заявить материальный иск к элеватору. Во-вторых, в заявлениях Котло и Алиева речь идет о двух совершенно разных предметах преступного посягательства и способах их совершения. По версии первого - похищены 19 миллионов путем мошенничества. По версии второго - 2606 тонн зерна кукурузы путем растраты. И в третьих - в статье о мошенничестве реально подозреваемым является сам Алиев, так как, по мнению пострадавшего, изначально не было и нет никаких данных и оснований утверждать, что деньги ООО «Грейн-Экспорт» мог похитить Качур. Сам он выдвинул версию, и как мы дальше увидим, с удовольствием принятую следствием, что зерно Алиева испортилось и пришло в негодность. А это - гражданско-правовые отношения.

Все, как видим, продумано. И кукуруза похищена, и деньги с Алиева взысканы.

Что первично в данном случае? Конечно, товар - кукуруза. Она реально произведена фермером, факт ее выращивания подтверждается и договорами аренды земли, и книгой учета доходов и расходов КФХ, и платежными документами за уборку урожая, перевозку зерна. А также 146 товарно-транспортными накладными с отметкой элеватора о приемке, отчетами, договорами хранения зерна на элеваторе, платежами элеватору за услуги и прочим-прочим. И она же, кукуруза, реально растрачена должностными лицами элеватора. Расследуй, кем растрачена, и примени соответствующую норму закона. И в ходе следствия будет понятна роль каждого в деле о растрате и продаже этой самой кукурузы.

Юристы говорят, что изначально квалификация преступления не только задает, но и определяет предмет доказывания по возбужденному уголовному делу, она во многом определяет и способы доказывания состава преступления. Может, этим и объясняется то обстоятельство, что Сериков на протяжении 11 месяцев не желает проверять заявления Алиева о растрате, изымать документы, проводить ревизии, экспертизы, выполнять иные следственные действия, направленные на установление факта растрата кукурузы? Серикова первичность момента, похоже, не интересует. Он начинает бороться со следствием. Для него самое главное - подтвердить версию Котло, изложенную в постановлении о возбуждении дела, и доказать, что Алиев на момент заключения договора с ООО «Грейн-Экспорт» якобы знал об отсутствии его зерна на элеваторе. А раз знал, но продал, значит - смошенничал. А тот факт, что у Алиева реально украли зерно - будто и не существует в действительности.

 В настоящий момент Алиев, подчеркиваю, не подозреваемый и тем более не обвиняемый. Его процессуальный статус - свидетель по делу. Но реально он - самый настоящий подозреваемый. Потому как следствием проводятся обыски по месту его жительства, очные ставки, оперативно-розыскные мероприятия. На его счета наложен арест. Сейчас самое горячее для селян время, а ему просто связали руки и парализовали работу хозяйства.

А что же Качур с Калабековым и другие, подозреваемые Алиевым в растрате кукурузы? Сегодня они фактически уведены следствием от ответственности. При этом весьма сомнительно, что будет доказана их вина в мошенничестве. Договор купли-продажи они не подписывали, деньгами не распоряжались, так с какого они боку? Складывается впечатление, что следствие в отношении них намеренно пошло по ложному следу. И дальше оно только подтвердится.

И прокуратура следствию не указ

Понятное дело, Алиев и его представитель видят все эти более чем странности в работе следствия. И как могут борются с ними. Следствие же отвечает волокитой, откровенным бездельем и отказом в признании Алиева потерпевшим!

Алиев через своего представителя обращается с жалобой в прокуратуру края. Первый заместитель прокурора Э. Мухаметов отвечает требованием к следствию устранить нарушение закона. Открытым текстом первый заместитель прокурора края требует принять по заявлениям Алиева законное и обоснованное решение, выделив из возбужденного уголовного дела в отдельное производство все необходимые материалы.

Уже упомянутый Белов издает постановление об удовлетворении этого требования. Обязывает следователя выделить в отдельное производство все материалы. Тот вроде как выделяет, проверяет и... опять 6 марта 2019 года отказывает в возбуждении уголовного дела!

А теперь, внимание, основание, которое кладет в основу своего решения Сериков. Цитирую: «Согласно протоколу допроса Качура, завезенная на элеватор кукуруза в количестве 2606 тонн испортилась в связи с ненадлежащими условиями хранения. О чем в декабре 2017 года был уведомлен Аль-Абдула И., который является фактическим собственником кукурузы»(!). То есть еще раз по ложному следу. Зерно пропало, а не украдено, да и не Алиева это зерно. При этом следователь даже не удосуживается привести документальные доказательства. Если пропало - должны быть соответствующие акты, составленные с участием или в присутствии Алиева или Аль-Абдулы, заключения экспертизы. Да и как это - пропало 2606 тонн? Это ведь
46 вагонов, целый состав! Если зерно другого лица - опять же приведи документы, чем это подтверждается. По-хорошему, следствию давно уже пора провести инвентаризацию и документальную ревизию на элеваторе и разобраться, чье, наконец, это зерно и куда оно ушло. А тут - со слов подозреваемого принимается решение не только об уводе от ответственности самого подозреваемого Качура и его компании, но и о перекладывании вины на Алиева.

11 месяцев волокиты

11 марта этого года представитель Алиева опять, уже в четвертый(!) раз, пишет жалобу в надзорный орган, вновь на имя прокурора края А. Богданчикова, обжалуя вынесенное следователем решение от 6 марта об отказе в возбуждении уголовного дела по растрате. Сообщает, что следователем Сериковым намеренно не выделено огромное количество материалов, которые в совокупности содержат достаточные данные, указывающие на признаки состава преступления в действиях Качура и его подельников.

Среди них прежде всего расписка Качура, подтверждающая факт хищения зерна путем растраты с обещанием восстановить объем на лицевом счете Алиева. Затем - копии 49 карантинных сертификатов на кукурузу, подтверждающих факт хищения зерна с вывозом его в Астраханский порт в период с 19 января по 4 апреля 2018 года. То есть именно тогда, когда «испортилось и пришло в негодность» зерно Алиева. Сертификатами полностью опровергаются показания Качура, что кукуруза сгнила, а также подтверждается, что к ее хищению причастны руководители Зеленокумского элеватора, «Тозота», «Агро Фермы» и «Агропартнера». Кстати, эти сертификаты были найдены представителями Алиева, а не следователем. Он же даже не пытался проверить версию Качура о том, что 2606 тонн пришло в негодность. А может, эта версия была удобна не только Котло и Качуру, но и следователю? Из материалов уголовного дела не были выделены также 146 товарно-транспортных накладных, подтверждающих принадлежность зерна Алиеву и перевозки зерна от него на элеватор, договора хранения его зерна и прочая документация.

Похоже, следователь просто не исполнил того, что требовала прокуратура края. Уже на этом основании все его последующие процессуальные решения являются незаконными и необоснованными.

Ответа на эту жалобу пока нет.

Когда следствие 11(!) месяцев упрямо уходит от своих обязанностей, предоставленных ему законом, в упор не замечает самые убедительные доказательства вины Качура и его окружения в растрате, добровольно и сознательно начинает идти по ложному следу, то единственный вывод, который напрашивается - оно делает это в интересах как раз того, кого Алиев подозревает. Самого Качура и его компании.

Если так пойдет дальше, мы станем свидетелями развала и всего основного дела о многочисленных эпизодах хищений зерна на ОАО «Светлоградский» и «Зеленокумский элеватор». И перевода стрелок обвинения на и без того пострадавших руководителей сельхозпредприятий и глав КФХ.

Александр ЕМЦОВ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (6 голосов)

Комментарии

Производителей гнобят, а посредники жируют. Это по-нашему!

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 7 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.