Вы здесь
ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ...
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).Прихожу я тут намедни в библиотеку. «Дайте «Капитал» Карла Маркса, - прошу. - Из дочки поздно, хоть из сына человека сделаю».
- А сколько лет мальчонке-то? - интересуется та самая в очках.
- Пятый год идет.
- А может, лучше с «Золотой рыбки» А. С Пушкина начнете? - ошарашенно смотрят на меня очки.
Э, думаю, не проведете. Знаю я эти ваши коварные штучки. Купилась однажды. И что на выходе имею? Вон, старшая дочка бабушек через дорогу переводит, всех дворовых собак и котов в дом тащит, верит в справедливость и даже, вымолвить страшно, хочет стать... учителем.
- Так не прибыльно ж, - изумляются очки.
- Вот и я о том, - вздыхаю в ответ. - Пытались, конечно, на семейном совете наставить на путь истинный, мол, на что жить-то будешь, с одной педагогикой каши не сваришь, а дочка в ответ про призвание бормочет, что работа должна приносить удовольствие и вообще не в деньгах счастье. В общем, упустили девку, не получится из нее Человека, вырастет очередная загадочная русская душа.
- Беда, - сочувствуют очки и неуклюже пятятся назад. Потому как понимают, что тоже несут ответственность за сломленную жизнь. Ибо не они ли десять лет назад вручали мне ту самую «пагубную» литературу, как «Аленький цветочек», «Волшебник Изумрудного города», «Приключения Незнайки», «Золушка», «Айболит», «Морозко», которая столь негативно повлияла на мировоззрение ребенка.
- Что тут скажешь, недосмотрели. И ваших детей испортили, и своих, - чуть не плачет библиотекарь.
И так жалко ее становится, что уже я бросаюсь утешать старушку. Дескать, разве мы виноваты, что в свое время не встретился на нашем пути первый заместитель председателя Центрального банка России Сергей Швецов, который бы по полочкам разложил, что можно читать детям, а чего не стоит, дабы сорвать джек-пот в этой жизни. Поэтому и бродили, как слепые котята, среди стеллажей с общепризнанной российской и зарубежной классикой, хватали все подряд и проглатывали залпом, не задумываясь о том, как сказки «О золотой рыбке» и «По щучьему велению» скажутся на наших жизненных приоритетах и в какую финансовую пропасть нас заведут.
А чиновник подумал и результат своих умственных усилий выложил недавно на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку.
- Мы детям рассказываем про золотую рыбку, про говорящую щуку. Вот смотрите: старший брат работает - он дурак, средний брат работает - дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку - у него все хорошо. С детства это переходит с возрастом в плоскость отношений с финансовым рынком. Поэтому надо сказки менять. Мы должны отказаться от этого бэкграунда - перестать обучать детей халяве, - пояснил Сергей Швецов.
Хотя какой-там пояснил! Открыл глаза на очевидное! Я-то по своей наивности думала, что такая бешеная разница в доходах между элитой страны и простым населением кроется в крайне неэффективном управлении государством, а оказывается, все куда прозаичнее. Виноваты не политики с грабительскими законами и закачиванием денег в банковские структуры, газовые и нефтяные монополии, а те самые вечерние позывные «В гостях у сказки», льющиеся из каждого телевизора и приглашающие «покататься на Луне и по радуге промчаться на коне, со слоненком подружиться и поймать перо Жар-птицы...».
Вот и докатались, а после докатились до патологической любви к халяве, которая зачастую переходит все грани разумного. Недавно вон и председателю Совета при губернаторе Московской области по развитию гражданского общества и правам человека Марине Юденич пришлось вместо волшебной палочки достать административную дубину, когда на встрече с жителями подмосковного Королева прозвучало предложение восстановить исторический квартал города, а деньги на это взять из федерального бюджета. «Ребят, вы так легко говорите: «А давайте из бюджета возьмем столько, а давайте возьмем столько...». Вы в этот бюджет что-то вложили, чтобы из него брать?» - охладила пыл собравшихся чиновница.
Грубо, конечно, но что делать, коль не понимают намеков, что «государство вам ничего не должно»? Поэтому как там в «Смешариках», Бараш, ты сейчас должен встать, войти в эту дверь и вернуть Карыча в реальность?!
Ведь стоит нам выбросить из детских фантазий все эти никчемные мантры, что «добро побеждает зло», «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «дал слово - держи», забыть про ковры-самолеты, скатерти-самобранки, лампы Аладдинов, волшебниц-крестных, как жизнь непременно наладится. Вырастут пенсии, появятся высокооплачиваемые рабочие места, возродится промышленность, улучшится здравоохранение и качество образования...
- А что читать-то будем? - выводит меня из задумчивости библиотекарь.
- Сказала же, «Капитал» с его незыблемым «товар-деньги-товар».
- Нет его, - потупив глаза в пол, признается библиотекарша. - Вчера отец приходил. Тоже для сына забрал. Тому, правда, 4 года.
- А «Экономический образ мышления» Хейне?
- Скажете тоже! Очередь на три месяца вперед расписана.
- «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнса?
- Вас поставить в лист ожидания?
- «Позитивная иррациональность. Как извлекать выгоду из своих нелогичных поступков»?
Как следует из «Википедии», паническая атака - это необъяснимый, мучительный для больного приступ тяжелой тревоги, сопровождаемый беспричинным страхом. Впрочем, это сейчас я знаю, что случилось со мной после услышанного в пятый раз «нет в наличии», а тогда же просто нервно барабанила пальцами по книжкой стойке, отбивая тревожное SOS.
Тревожное не за себя, а за сына, чье образование и дальнейшая благополучная жизнь внезапно оказались под угрозой. Право, как растить прагматика и черствого материалиста, когда в семье никто не обладает подобными навыками, а тут еще необходимое учебное пособие на тебе закончилось!
- Слушай, а может все-таки повременим с учеными? И погружение в жизнь со сказок начнем? Давай поищем. Авось найдутся варианты с экономически грамотным обоснованием жизни, - предложила вдруг сотрудница. - Вот взять ту же «Репку», о чем она?
- О дедушке, посадившем репку, которая выросла большая-пребольшая...
- То есть о неком ИП или ОАО, получившем в результате своей хозяйственной деятельности сверхприбыльный урожай. Поскольку собственных трудовых ресурсов для сбора овощей у частника не хватает, он привлекает к уборке команду из пяти человек, не обращая внимания на их возраст, пол, физическую выносливость. Но вместе с тем цель достигнута, урожай собран, проект реализован. Налицо же навыки командообразования, - пояснила финансовую суть сказки моя спасительница.
Дышать стало чуточку легче. Особенно когда на глаза попался «Крылатый, мохнатый да масляный», где три друга каждый день ходят на работу и выполняют свои функциональные обязанности для совместного блага. Казалось бы, каждый делает то, что умеет лучше всего: воробей с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов приносил, мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Но в итоге хорошо живется всем.
- Уяснила! - обрадовалась библиотекарь. - А «Зимовье» читали? Тоже отличный пример командной работы и распределенного лидерства, когда звери, образовав совместное ООО, строят дом, чтобы избежать нерациональных трат и не снимать квадратные метры, как это делают их товарищи, проживающие в «Теремке». Откладываем? А зачем вам «Кошкин дом?»
- Несоблюдение правил пожарной безопасности. Сейчас знаете, как за это штрафуют!
- На третьей полке четвертая справа стоит сказка «Как коза избушку построила» - тоже наш вариант, посвящена решению логистической задачи выбора оптимального места строительства. А как насчет «Цветика-семицветика»?
- Помилуйте! - машу руками я. - Это ж некое растение, которое не только исполняет желания, но и вызывает галлюцинации и эйфорию! А в нашей стране целые отделы по борьбе и искоренению этих придомовых «цветиков» есть, да и срок за подобное «цветоводство» можно получить реальный.
- «Три медведя»?
- Проникновение в чужое жилище, разбой и никакого наказания. Не подходит. Разве что «обстоятельства непреодолимой силы» применить. В минюсте же разрабатывают подобную инициативу, чтобы оправдать коррупцию. Может, и СК возьмет на вооружение. А почему нет? Дом стоял открытый, можно сказать, призывно звал.
- «Золотой ключик, или Приключения Буратино?»
- Буратино, получив золотые монеты, не старается честно приумножить их или сохранить в надежном месте, а надеется получить прирост капитала, закопав их на Поле чудес. Те же самые финансовые пирамиды, - с ходу отметаю столь любимую старшей дочкой сказку Толстого.
- Но ведь никаких дивидендов он не получает. Чем не наглядное пособие, что не стоит вестись на высокие проценты по вкладам? - вносит контраргумент еще одна сотрудница и осторожно кладет книжку на высящуюся стопку, где уже есть «Лисичка со скалочкой», демонстрирующая особенности неравноценного товарного обмена и наказание за нечестный обмен. «Легкий хлеб» с технологией изготовления хлебобулочных изделий, требующей высоких трудозатрат, «Вершки и корешки», знакомящие с понятием трудового договора и системой оплаты труда.
- А про ненадлежащие опекунство и неисполнение родительских обязанностей берем? «Золушка», «Морозко»?
- Лучше еще раз перечитаем «Колобка» с акцентом на то, что главный герой был излишне самонадеян и не мог правильно оценить риски.
- Не забудьте еще «Поди-туда, не знаю куда». Как ни крути, настольная книга для будущего предпринимателя, где дается мастер-класс по первоначальному накоплению капитала. Смотри сама, на взятые Андреем-стрелком 100 рублей для закупки сырья Марья Царевна выткала ковер, реализованный позже главным героем за 10 тысяч рублей. Чем не предпринимательская деятельность и связанные с ней понятия «долговой нагрузки» и «рентабельности продаж»!
- И вот эту запишите, - протягиваю я библиотекарю «Муху-Цокотуху».
У последней от изумления аж ручка падает на пол.
- Ты хорошо подумала? - уточняет она. - Муха нашла деньги. По-хорошему, она должна была обратиться в полицию: если они были бы не востребованы, государство вернуло бы ей какую-то сумму, но не всю. Здесь сказка не учит правильному гражданскому поведению, а учит теневой экономике, когда доход скрывается от государства. И полбеды, если бы неучтенные доходы были грамотно инвестированы, так нет же! Что делает Муха? Покупает самовар, продукты и устраивает пиршество в честь своих именин. То есть деньги спущены на ветер! Да еще потом дебош, разбой. Где здесь здоровый прагматизм? Разве что личная жизнь наладилась.
- И то правда, - соглашаюсь я и уже на выходе прошу записать «По щучьему веленью», так сказать, для личного пользования, уж больно в детстве Емелю любила, хочу снова перечитать.
За сим и распрощались. А уже дома меня ждало очередное потрясение. Ибо то ли напутал что-то Сергей Щвецов, то ли читал произведение не в переводе Алексея Толстого. Потому как, согласно логике текста, главный герой не такой уж и никчемный дурачок. Право, где вы видели лентяя, который голыми руками может выловить щуку из проруби и заключить с ней выгодную сделку. За показным простодушием в данном случае скрывался активный мозговой процесс, который в полной мере проявил себя, стоило Емеле почувствовать какую-либо власть. А дальше понеслось... Взятки в виде красных кафтанов, пренебрежение к собственному народу, нарушение правил дорожного движения и скоростная езда на печи, жертвы ДТП и уверения, что сами виноваты, «почему с дороги не сворачивают, когда ему «Берегись!» кричат»?
Разошедшегося Емелю после этого бы под суд и в дальнее плавание... Ан нет! Правоохранительные органы оказываются бессильны, поскольку у него есть мощный стартовый капитал в виде щуки, исполняющей любые желания. Поэтому он снова выходит сухим из воды и даже занимает высокий пост в Царь-граде, становясь уважаемым человеком. Вот такое стремительное восхождение по карьерной лестнице, когда из ленивого русского парня, лежащего на печи, вырастает удачный коммерсант и коррупционер, облеченный властью.
Ничего так сказочка. Весьма поучительная. И совсем не понятно, почему так не нравится чиновникам. Может, из-за того самого, что «сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? Вот и боятся нашествия подобных «Емель», при этом сами ратуя за ТАКИЕ уроки? Высказываниями, речами, поступками, которые ежедневно демонстрируют на практике, а совсем не в сказках.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
Аааааа. Ржунемогу.марина вы
А что детям еще читают
Вы ж прочитали, читают
Добавить комментарий