Вы здесь
ТВОРИ ДОБРО. ДРУГИМ НА БЛАГО?
Сообщение об ошибке
Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).КАК ЗАБОТА О СЕЛЕ ЧУТЬ НЕ ОБЕРНУЛАСЬ УГОЛОВНЫМ ДЕЛОМ
Дом культуры как символ изменений
В селе Долиновка Новоселицкого района бюджет на 75 процентов дотационный. Вот есть у главы села Юрия Кулумбегова 7 миллионов рублей на 12 месяцев, и распределяй как можешь - на зарплатный фонд, освещение, коммуналку, вывоз мусора, содержание и ремонт дорог, иные хозяйственные нужды. Прямо как в той детской считалочке на выбывание, про «мы делили апельсин, много нас, а он один». Правда, с каждым годом папка с отложенными до лучших времен делами становится все скуднее, перекочевывая в лежащий рядом аналог с пометкой «не терпит отлагательств». Тот же ширится в размерах. И быть бы управленцу заживо погребенным под ворохом больших и малых хозяйственных нужд, если бы не местные фермеры, помогающие Юрию Кулумбегову возрождать село. К слову, долиновский Дом культуры - это наглядная демонстрация поговорки, что «в одиночку не одолеешь и кочку, а с соратниками и через гору впору».
- Когда решил баллотироваться на должность главы села, многие спрашивали, почему ничего не обещаю. Просто не привык бросать слов на ветер. Но для себя поставил две основные задачи на руководящем посту: решить проблему с перебойным водоснабжением, чтобы летом в разгар поливочного сезона телефон не разрывался от жалоб селян, и определиться с судьбой Дома культуры, - рассказывает Юрий Сардионович.
Более 25 лет здание находилось в аварийном состоянии и, располагаясь по соседству со школой, как магнитом тянуло к себе сельскую ребятню. И хотя долгие годы вылазки детворы обходились без ЧП, все же глава села не стал испытывать судьбу на прочность и, не дожидаясь трагической развязки, собрал в стенах своего кабинета всех арендаторов земельных участков, где выложил проблему начистоту. Если восстанавливать, то за что? Сносить - опять-таки это объявлять аукцион, нанимать технику, лицензированную строительную бригаду, что тоже требует серьезных финансовых затрат. Денег же в бюджете нет. Ни на один из вариантов. И если надеяться на кого, то только на вас.
Надо ли говорить, что на призыв о помощи откликнулись немногие хозяйственники. При желании всех можно сосчитать на пальцах одной руки - Николай Шурупов, Павел Шишкин, Руслан Гудиев и Абзяр Мамедов. Выехав на объект и осмотрев его хозяйским взглядом, главы КФХ здраво рассудили, что заброшенных клубов в глубинках и так хватает с лихвой, как и хватает поколения молодежи, выращенной на телевизионных шоу и мечтающей о легких деньгах без заморочек. Поэтому пришло время не разбрасывать камни, а возводить из них социальные объекты. Даже если другие коллеги по аграрному цеху крутят у виска пальцем, не понимая энтузиастов, выбрасывающих миллионы не на развитие личного бизнеса, а на общее дело, где из дивидендов только низкий поклон и искреннее «спасибо» от односельчан. Например, Николай Шурупов выдел 15 миллионов рублей.
- Наверное, по-своему самоустранившиеся в чем-то и правы. Ведь платят в муниципальный бюджет налоги за аренду земли, следовательно, никому ничего больше не должны. Такие вот сугубо рыночные отношения. Хотя я бы в Земельном кодексе РФ отдельной строкой прописал, что первичное право аренды должно предоставляться не только тем аграриям, кто своевременно платит налоги, но и тянет на себе социалку в селе. Распределение земельных наделов через аукционы может и нивелирует коррупционную составляющую, но мы не знаем, кто и откуда придет обрабатывать земли, какую философию будет исповедовать, нужны ли ему будут наши старики, дети или только квадратные метры пашни. Тогда как наши руководители крупных фермерских хозяйств выросли на этой земле, ходили здесь в школу, знают в лицо всех бабушек и дедушек и вряд ли станут Иванами, не помнящими родства. Потому что есть ощущение сопричастности к происходящему, есть патриотизм, и вот кто первый должен в очереди на земельные участки стоять, - открыто рассуждает Юрий Сардионович о единстве аукционных условий.
Когда язык мой - враг мой
Хотя порой такая открытость и выходит ему боком. Вот и недавно Юрий Кулумбегов чуть не стал фигурантом уголовного дела. Тот самый случай, когда передовые взгляды сити-менеджера на земельное законодательство сыграли с ним злую шутку и... вылились в материалы уголовной и антимонопольной проверки на предмет административных нарушений при сдаче в аренду муниципальной собственности. Вдруг управленец не только на словах поддерживает своих земляков, но и всячески подыгрывает им в реальной жизни, выдавая земельные наделы и складские помещения в обход всяких аукционов. Тем более что, как гласит молва, соответствующая кляуза поступила в УЭБ и ПК ГУ МВД по СК города Светлограда.
Дескать, просим разобраться, ибо в Долиновке никакой не тандем единомышленников функционирует, а самый настоящий деревенский спрут промышляет, охвативший щупальцами все сферы жизни. Вон только в конце лета Кулумбегов без аукциона сдал помещение гражданке К., да и с руководителями КФХ чересчур тесную дружбу водит. Причем особенно подозрителен из «спонсорской» троицы Абзяр Мамедов. И в «Одноклассниках» друг на друга подписаны, на всех мероприятиях пересекаются, муниципальные собрания тоже происходят с участием фермера, не говоря уже о ремонте памятников, районном кроссе в честь героя СССР и выходца села Долиновка Исмаила Байрамова. Да и вообще, в 2018 году на праздновании Дня села глава администрации Кулумбегов наградил Мамедова орденом «Золотой фонд регионов»! Словом, что-то здесь не так. И если копнуть глубже, вот вам на блюдечке с голубой каемочкой громкое дело о коррупционере-чиновнике и его компании.
Причем подсказывали сердобольные адресанты и направление, в котором нужно искать «коррупционный след», когда все пути-дороги вели правоохранителей в... сельскую школу № 7. Точнее, к тем 28 гектарам земель сельхозназначения, которые образовательное учреждение арендует в администрации Новоселицкого района вот уже более 13 лет и сдает в субаренду Мамедову.
В 2016 году срок действия договора между образовательным учреждением и фермерским хозяйством подходил к концу. И хотя претендентов обрабатывать школьные поля было хоть отбавляй, новый договор субаренды был подписан директором образовательного учреждения с Мамедовым. «И это в обход торгов и положений «Земельного кодекса Российской Федерации», - уверяли доброжелатели и сыпали догадками, что не ровен час как Кулумбегов руку приложил, надавив и запугав директрису образовательного учреждения. А если, не надавив и не запугав, то вообще-то все трое знакомы с детства, буквально росли в одной песочнице. Ну и чем вам не организованная с младых лет ОПГ?
В общем, скандал зарождался красивый. Да и начало было многообещающим, когда правоохранители нагрянули в Долиновку и стали изымать документы, опрашивать свидетелей и... все больше недоумевать, что они здесь делают. Ибо ехали вроде как ловить спрута, держащего в страхе весь поселок и разбазаривающего местный бюджет, а тут документация в порядке, отремонтированный Дом культуры, освещенные и заасфальтированные улицы, заключенные договора на вывоз ТБО, решенные проблемы с водоснабжением. Награда тоже была. Но государственная. Когда приглашали фермера на торжественное вручение в Москву, но дела хозяйственные не пустили. Вот и спустили ее федералы вниз вместе с просьбой наградить одного из лучших сельхозпроизводителей в торжественной обстановке. А тут как раз День села намечался. Так в чем подвох?
Да и сданное в аренду помещение оказалось крохотной каморкой в местной администрации. Причем как сданное? Один бог знает, скольких усилий Юрию Сардионовичу стоило уговорить владелицу районного магазина с кормами открыть в Долиновке небольшую точку. Брал, что называется, измором, чтобы его не изморили местные бабушки.
- Это раньше в каждом подворье коровы, свиньи были. Сейчас же люди в основном бройлеров держат. Вот только где корм для птицы брать, когда у нас ни ветаптеки, ни зоомагазинов нет. Маршрутки и те не ходят. Нанимать такси до Новоселицкого - 450 рублей в один конец. У кого есть машины, сами в район ездят. Старики же ко мне идут: «Пособи». Вот и стал уговаривать предпринимательницу, чтобы к нам торговать кормами приезжала. Мол, на первом этаже есть свободные кабинеты, заходи и попробуй, хотя бы из спортивного интереса. Девушка пришла, месяца три поработала и решила закрываться. Нерентабельно, говорит, сюда машину с кормами гонять. Всем коллективом ее упрашивали, чтобы хотя бы до октября поработала и люди успели цыплят выкормить, - рассказывает о «коммерческой выгоде» Юрий Кулумбегов. И о том, с каким недоумением сотрудники полиции смотрели отчеты предпринимателя, где дневная выручка составляла 200, 300 рублей. Что же касается счетов за коммуналку...
- Электричеством предприниматель не пользовалась, поскольку торговала лишь в дневное время. Отопление? Мы бы в любом случае топили помещение. Так кому ее уход сделал лучше? То, что без аукциона работала? Уже сам президент советует чиновникам спускаться с небес на землю. Какой аукцион может быть в глубинке? Я хоть с десяток их объявлю, желающие в очередь не выстроятся. К примеру, чтобы ту же бумагу купить, мне нужно организовать тендер. Райцентр расположен от нас в 35 километрах. Кто повезет нам небольшой заказ? Поэтому и обращаемся по каждой мелочи к нашим хозяйственникам. Когда одной семье мешок муки нужен, другой мешок картошки, третьей помочь детишек к школе собрать и т.д. Если же из бюджета на это деньги возьму, сразу в нецелевом расходовании средств обвинят, вот и звоню в очередной раз тому же Абзяру Мамедову, выручай, нужно людям помочь, - рассказывает об истинных истоках дружбы Юрий Кулумбегов. А после и вовсе признается, что если в связке «администрация - фермеры» и искать слабое звено, им окажется он. - Ведь прошу о помощи у арендатора не потому, что тот зависит от меня. Наши фермеры чудесно проживут и без нас, а вот мы задохнемся без их поддержки. Долиновка стоит на таких вот хозяйственниках.
Школа раздора
Тем более, возвращаясь к теме проверок, правоохранители не выявили никаких махинаций и со школьными земельными участками. Там ларчик тоже открывался просто. И если и имел потайное дно, то совсем не то, на которое намекали злопыхатели. Ведь коль уж копать глубже, то можно докопаться и до конца 90-х годов, когда школьные поля изначально входили в земельный клин, арендованный Абзяром Мамедовым в районной администрации. А потом в 2006 году на телефон фермера раздался звонок главы Новоселицкого района с тем, что для него есть интересное предложение. Мол, хозяйство у вас передовое, на уборке всегда в лидерах, пайщиков не обижаете (авт: на сегодняшний день люди помимо 4 тонн зерна получают мешок лука, картошки, огурцы, помидоры, арбузы, рис), поэтому и хотим доверить вам ученические бригады, ведь кадры нужно растить со школьной скамьи и на хороших примерах.
Что Абзяр Магарамович? Сам прошедший все стадии карьеры от простого работника до руководителя собственного хозяйства, он без раздумий отдал администрации те пресловутые 28 гектаров, что были переданы в аренду школе, а КФХ стало их субарендатором. И вот, казалось бы, стороны заключили 10-летний договор, наметили план работ, а тут как снег на голову выходит представление прокуратуры, запрещающее привлекать учащихся школ без их согласия и согласия родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой. Так вот и вышло, что проект свернулся, не успев начаться. Разве что сам Абзяр Магарамович стал частым гостем в школе. Пусть не партнером. Зато меценатом.
Директор школы Ирина Титова кладет перед нами увесистую папку. Говорит, что собирали ее для правоохранителей, дабы не на словах, а на конкретных примерах объяснить, почему в 2016 году не искали нового арендатора.
- Зачем? За эти годы нам Абзяр Магарамович столько добра сделал, что другого такого куратора сложно найти. В 2011 году я стала директором школы, и положение было аховое, когда окна разве что не вываливались на головы. Дуло из всех щелей, и детям на уроках приходилось сидеть в верхней одежде и варежках. Рассказали об этом А. Мамедову, и уже во время летних каникул он за свой счет полностью заменил 18 окон на первом этаже. В 2008 году в школе был проведен капитальный ремонт спортивного зала, но до 2014 года наши ребята не могли в нем заниматься, так как элементарно не было денег на покраску. Снова обратились со своей бедой к Абзяру Магарамовичу, и он снова не отказал, - рассказывает директор. И сыпет все новыми примерами из жизни, где есть асфальтовое покрытие на 400 тысяч рублей, занавеси для школы, отремонтированный забор, компьютерное оборудование, спонсорские поездки на соревнования, огромные плюшевые медведи для победителей районных конкурсов... Поэтому когда пришло время перезаключать договор, никто силком не тянул ее в администрацию. Сама пришла.
А там уже и Управление федеральной антимонопольной службы СК не выявило никаких нарушений и превышения должностных полномочий в распределении земель.
- В действующей редакции Земельного кодекса РФ прописано, что преимущественным правом аренды земельного участка без проведения торгов пользуется прежний арендатор, если он надлежащим образом использовал участок, вносил своевременно платежи и заранее заявил о желании продлить договор. Все три условия со стороны Абзяра Мамедова были соблюдены, и у нас не было ни одной причины ему отказать, - рассказывает о неудавшейся попытке посеять смуту в Долиновке Юрий Кулумбегов. А вслед за проверкой последовал и письменный отказ Александровского МСО СУ СК России в возбуждении уголовного дела.
Куда приводит добро...
И на этом, казалось бы, в данной истории можно поставить точку, да послевкусие не отпускает. Поскольку так и не прозвучал ответ на самый главный вопрос - зачем все это было? Зависть ли? Искусная ли многоходовка в преддверии преобразования муниципальных районов в округа, когда Юрий Кулумбегов довольно серьезный соперник на кадровом Олимпе, где места хватит не всем? Или просто отвыкли мы от бескорыстного служения людям? Когда сами как пауки в банке, и любые добрые начинания активистов пытаемся облечь в такую форму, так извратить, чтобы потом было сложно отмыться. Куда мы придем с таким подходом? Не знаю. Но прежде чем совершать очередной благородный и благодарный поступок, явно сто раз подумаешь.
Хотя что касается самого Абзяра Мамедова, как признается он сам, вся эта история нисколько не уменьшила его желание помогать селу, школе. Потому что творит добро не за бонусы и лестные речи, а просто потому, что жить по-другому не умеет. Да и не хочет.
Марина КАНДРАШКИНА.
Архив материалов
РЕКЛАМА
AdvertisementРЕКЛАМА
РЕКЛАМА В ГАЗЕТЕ
35-24-01
ved-v7@mail.ru
Комментарии
В нашей стране все через
Добавить комментарий