Вы здесь

САЖАТЬ ИЛИ НЕ САЖАТЬ?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В Ставропольском академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова на малой сцене состоялась премьера по пьесе Алексея Житковского  «Посадить дерево». Режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков. 

Малая сцена - значит между зрителями и актерами минимальная дистанция, мы четко видим лица, мимику, гамму эмоций каждого персонажа. Это завораживает и создает эффект  присутствия внутри разворачивающихся событий.

А события, происходящие в спектакле «Посадить дерево», житейские - отец решает приобщить сына к корням. В прямом смысле слова. У него, как и у многих его ровесников, в голове сидит прописная программная истина, что каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Вот и идут они вместе сажать яблоньку, потому что так положено - раньше так все делали, потому что ты постареешь, а саженец окрепнет, станет плодоносит - детишки будут срывать с него вкусные яблоки и вспоминать родителя добрым словом.

А сын недоумевает, зачем все это надо, и не понимает, как посадка дерева может быть связана с мужским долгом. Он вообще много чего в реальной жизни не понимает и задает отцу кучу неприятных вопросов.  Как принято, батя кипятится и съезжает с конкретных претензий к сыну на ропот в адрес современного мироустройства. Так что в  спектакле сталкиваются лбами не только отцы и дети, но и целые эпохи. Современный мир — это сын, не отлипающий от  смартфона, плохо знающий географию, а еще хуже ботанику. Что, конечно, бесит отца-фрезеровщика, который родом не только из Союза, но и из реальности,  который «вот этими вот руками рябину сажал в 8-ом классе».

По сути, вся эта история сосредоточена вокруг посадки саженца и до определенного момента развивается в рамках вечного тургеневского конфликта, где родитель не может найти с отпрыском общего языка. Но автор приготовил зрителям сюрприз, и с развитием сюжета классическое противостояние зазвучало по-новому: свежо, где-то весело и, в то же время, грустно и щемяще.

Отец - простой рабочий человек. Ему сложно понять, чем занимается его сын-программист, мир компьютеров и интернета далек от него, он вырос в советское время, когда было принято с гордостью носить красный пионерский галстук, работать на субботниках и собирать макулатуру. Батя ведет диалог с сыном, постоянно срываясь на крик, а сын слушает его в полуха, ему все по барабану. Он только и ждет, когда это представление, наконец, закончится. Тем более, что житейские вопросы, которые обсуждают герои, постепенно перерастают в  конфликт - между детками и предками лежит пропасть непонимания. И дело тут вовсе не в яблоне. Их разногласия имеют куда более глубокие корни. Просто так получилось, что именно дерево стало  олицетворением разлада и  непонимания, а еще не выросшие на ней яблоки — яблоками раздора. Тут еще выясняется что саженец, купленный отцом на рынке, оказывается пластмассовой  подделкой. А сажать дерево они решили в чистом поле для гольфа, частном, естественно, принадлежащем то ли действующему, то ли бывшему депутату облдумы. Но как ни странно, как раз та самая пресловутая китайская подделка их и  примиряет. Именно дерево, пусть и не настоящее, соединяет разорванную нить…

Разыгран спектакль  на четыре человека - два главных героя и два второстепенных.  Заслуженный артист РФ  Борис Щербаков блестяще играет роль отца - слегка неуклюжего, добродушного, но немного вспыльчивого. Кажется, что Борису Федоровичу и перевоплощаться не пришлось: уж очень  колоритно он играет нормального русского мужика, в спецовке, брезентухе и грубых ботинках, немного растерявшегося в нынешних реалиях. Который звезд с неба не хватает, но всю  жизнь живет по определенным правилам, по справедливости и честно.

Сын (актер Евгений Задорожный) в красных модных кроссовках, толстовке и с неизменными наушниками. Попробуй, достучись-ка до такого, который ничего не слышит, не знает, отца (главу семьи!) не уважает и даже в том, что мужчина в этой жизни обязательно должен сделать три вещи, сильно сомневается. Почему только три и кому должен? Женя очень точно сыграл представителя сегодняшнего поколения молодых людей, которые живут по своим правилам, многого не понимая и не принимая, традиционно отрицая, а порой и высмеивая то, что предлагают старшие. Нет, они не плохие, они не хуже и не лучше, они просто другие. Со своими ценностями, взглядами, устоями.

Смотреть на Бориса Щербакова и Евгения Задорожного (кстати, артисты из абсолютно разного поколения) одно удовольствие. Вместе  они составили крепкую актерскую пару:  не просто сыграли на сцене одновременно веселую, острую и хлесткую пьесу, а прожили ее, превратив полтора часа действия в искрометную феерию эффектных диалогов, глубоких тем и фатальных размышлений.

Симпатичной «краской» стали  и два агрессивно недалеких охранника (заслуженный артист РФ Игорь Барташ и почетный деятель искусств СК Георгий Серебрянский). Их эффектное появление с  пистолетной стрельбой разворачивает сюжет на 180 градусов. Смешно было наблюдать, с каким  сладострастием они объясняли отцу и сыну, как круто те попали, выкопав яму на элитном поле для гольфа, и тем самым категорически его испортив. А еще смешнее - наблюдать за лицами актеров, когда по сюжету им приходилось думать мысль более глубокую, чем «если два умножить на два, то будет  четыре». Казалось, что еще мгновение и все услышат, как у них в голове, пытаясь осмыслить сказанное, скрипят две извилины.

В спектакле «Посадить дерево» много юмора, моментов узнавания и легкой грусти. Зрители наблюдают разные взгляды отца и сына абсолютно на все -  что для старшего поколения кажется аксиомой, молодежь подвергает сомнениям.  Логично, что ряд вещей, которые отец считает незыблемыми, сын ставит под сомнения – так было, так есть и так будет. Михаил Лермонтов еще в 19 веке написал: «Сын боготворит, что проклинал отец, чтобы в этом убедиться – до седин дожить не нужно: есть всему конец…». Но фраза отца «У каждого дерева своя кора, как у человека лицо», -  символичная метафора, говорящая о том, что каждый из нас - уникальная индивидуальность, которую надо уважать независимо от возраста, взглядов и ценностей. И как  важно уметь слышать и слушать тех, кто рядом с нами, проявлять участие, интерес, милосердие. 

Новый спектакль ставропольской драмы - настоящий подарок для ставропольского зрителя. Здесь все ясно, понятно и про каждого из нас.

И последнее. Ни одно дерево во время спектакля не пострадало.

Наталья МАКАГОНОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
1 + 3 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.