Вы здесь

ЗДРАВСТВУЙ, МИЛАЯ КАКАШКА, КОНТРОЛЕРОВ ИДЕАЛ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Все мы хорошо знаем, что такое молочка. А вот как понимать слово «побочка» применительно к животноводству, мы еще не в курсе. Между тем все проще простого: это побочные продукты животноводства, а именно навоз и все, что рядом: помет, подстилка, стоки… В общем, говорите «побочка» – подразумеваете какашка.

Именно побочным продуктом теперь официально называется навоз в соответствии с Федеральным законом № 248 «О побочных продуктах животноводства». Подписан Президентом Российской Федерации в июле этого года, но вступает в силу с 1 марта 2023 года.

Заявлено как забота о животноводах

Этого вступления хозяйственники, занимающиеся выращиванием животных, ждут как манны небесной, утверждают сторонники закона (среди них прежде всего официальные лица госструктур страны всех уровней и официальная же пресса). Напирают на то, что закон, во‑первых, закрепляет за ними право собственности на навоз. Со всеми вытекающими последствиями – правом владения, пользования и распоряжения. То есть вы, уважаемый фермер, теперь не только собственник курятника и кур, или там свинарника и свиней. Но и помета от них, что дорогого стоит. Можете им на легальных основах торговать так же законно, как курятиной и свининой. Или даже дарить его. И никто вам ничего не запретит.
Во-вторых, и это самое главное, новый закон фактически выводит навоз из сферы законодательства об отходах производства. Более того, он в основном для этого и разработан, в ответ на просьбы животноводов. Занесение навоза в отходы третьего класса опасности породило немало проблем, страхов и недоразумений. Достаточно сказать, что именно в рамках законодательства об использовании отходов одно из крупных свиноводческих хозяйств края было оштрафовано на 7 миллиардов (?!) рублей только за то, что вносило на свои же поля свежий, не переработанный соответствующим образом навоз. Это было расценено как крупный экологический ущерб земле сельскохозяйственного назначения. Штраф предприятие затем отбило в суде, но история эта поучительная уже стала хрестоматийным примером, которым пугают нерадивых к заботе о природе хозяйственников. Да и стала в какой-то мере толчком для наших краевых властей инициировать пересмотр статус-кво.
В рамках этого же закона об отходах сельхозпроизводителям надо было получать лицензию на обращение с навозом, оформлять паспорта отходов, разрабатывать проекты нормативов образования лимитов на их размещение, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В общем, бюрократия еще та, целая куча хлопот, бумаг. И самое важное – затрат. Как правило, миллионных. Теперь же, поскольку новый закон не относит «побочку» к отходам, всего выше перечисленного селянам делать не надо будет. Главное же – деньги не платить.
То есть по итогу, убеждают сторонники, с началом действия нового закона экологические требования к животноводам будут уже не такие строгие, как раньше, когда навоз считался отходами третьего класса со всеми вытекающими последствиями.

То же блюдо, только под другим соусом

Не манны, а кары небесной надо ждать от нового закона, – утверждают его противники. Ситуацию он кардинально не изменил. Изменил лишь понятия, оставив прежними суть и смысл. Нечто похожее на механизм условно-досрочного освобождения. Государство сказало: мы тебя выпускаем на свободу, но если нарушишь – снова сядешь. Уже на весь срок. А нарушишь ты наверняка.
И с ними трудно не согласиться, стоит только погрузиться в тему.
Итак, разберемся, что ждет животноводов с первого весеннего дня нового года в соответствии с новым законом?
Прежде всего, все сельхозпредприятия, фермеры, индивидуальные предприниматели, включая тех, кто даже без печати, то есть без образования юридического лица, с 1 марта должны будут самостоятельно отнести вещества, образуемые при содержании животных, к побочным продуктам животноводства, независимо от факта включения этих веществ в федеральный классификационный каталог отходов. То есть никаких лазеек не оставлено. В общем, товарищ фермер, если даже одна курочка у тебя и всего один раз в день какнула – обязательно какашку зарегистрируй в книге доходов и отнеси к «побочке».
Второй важный момент. Все эти лица должны уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в сфере ветеринарии (Росветнадзор) и земельного надзора (Россельхознадзор), об этом отнесении. А также о дате появления навоза на свет божий, об его объемах, планируемых сроках использования в собственном производстве или передаче другим лицам. И, (внимание!) о результатах таких использований или передачи надо эти два органа уведомить. То есть, уважаемый фермер, ты теперь обязан все какашки тщательно пересчитать или взвесить, спланировать, сколько на свои внутренние нужды используешь или отдашь-продашь. Причем, сразу же вычисли результат (надо понимать, в прибавке урожайности полей? Сильны в фантазиях разработчики закона!), и донеси тотчас в две инстанции. В порядок и сроки, которые установят эти инстанции.
Не сделаешь – вся твоя «побочка» по-прежнему будет отнесена к отходам производства со всеми выше перечисленными издержками. А то и получишь штраф. Размеры его я пока не нашел в КоАП, но он наверняка до 1 марта появится. За нашим государством в таких случаях не заржавеет.

Исключение перечеркивает позитив

Но самое интересное, и в данном случае разоблачающее «щадящую» суть нового закона, состоит в исключении, которое он установил.
Оно всего лишь одно. Зато какое! То самое условно-досрочное освобождение, о котором мы сказали выше. Суть: если ветеринарный или земельный надзор установят нарушения требований к обращению навоза или там подстилки на землях сельскохозяйственного назначения, то в этом случае они будут признаны уже не «побочкой», а отходами производства со всеми вытекающими последствиями. И все с этого момента вернется для хозяйства к старому – получению лицензии, разработке нормативов и прочему, выше перечисленному. Что это будут за нарушения, стало известно 31 октября, из Постановления Правительства Российской Федерации. Оно конкретизировало № 248 – ФЗ, и, как водится, в драконовскую сторону. В Постановлении чуть ли не детально расписаны требования к хранению, обработке и переработке, транспортировке и использованию навоза.
В области хранения эти требования – в организация специально оборудованных площадок, с бетонным или пластиковым покрытием дна, с 20-сантиметровой глиняной подушкой под ним. С оборудованной отдельной системой очистки сточных вод. Площадки эти должны располагаться отдельно от самих ферм, с подветренной стороны и ниже водозаборных сооружений. Нет этого – нарушение.
Тут же, возле площадок хранения, должны быть организованы площадки для обработки и переработки навоза – способами, исключающими загрязнение окружающей среды. Прописаны и эти самые способы: накопление, компостирование, переработка с помощью химических и биологических препаратов. Самое же главное – содержание в переработанных продуктах патогенных и болезнетворных микроорганизмов, тех же сальмонелл или гельминтов, не допускается. Как и содержание гербицидов, пестицидов должно оставаться в пределах установленных минимальных нормативов. И все это необходимо подтвердить не справками самого хозяйства, а результатами специальных исследований независимых аккредитованных лабораторий.
Требования по транспортировке навоза тоже не шуточные. Спецтранспортом это должно делаться, причем исключающим загрязнение окружающей среды. Дороги, по которым возят, не могут пересекаться с дорогами общего значения и теми, по которым возят или перегоняют самих животных или их молодняк, доставляют корма для них, воду и прочее.
Но самые строгие требования – по использованию навоза. Главное – категорически не допускается внесение его на поля непереработанным. Вносить можно не раньше шести месяцев с даты его, так сказать, производства животными. К тому же – соответствующим образом подготовленным. Переработанный навоз вносится не ближе чем 300 метров от границ жилой застройки, на основании технических условий, равномерно, а значит специальной техникой. Зимой дополнительное требование – при высоте снега не более 20 сантиметров. Это чтобы половодьем после обильного таяния не смывало в реки. То есть, перед тем, как везти на поля – а навоз туда вывозят обычно зимой, замеряй, товарищ, глубину сугробов.
В общем, даже этого беглого перечня перечисленных аж в 27 пунктах Постановления Правительства «низзя» хватает, чтобы понять: Правительство фактически ничего не поменяло, оставило животноводов в эпохе платы за отходы.
Ведь если проверяющие из Россельхознадзора или Росветнадзора приедут в хозяйство инспектировать навозное производство, то обязательно что-нибудь из нарушений найдут. Даже если там все идеально. Например, ветер в этот день дул не с той стороны, прямо от навозной кучи на животных. Или зеленую массу для кормления рядом провезли. Переведут вашу «побочку» в отходы производства и обяжут внести плату за негативное воздействие на окружающую среду. А то и влепят штраф до 250 тысяч рублей, а также приостановят деятельность на три месяца (непонятно, куда в этот период животных девать, на бойню? То есть весь бизнес под нож?). Это наказания по КоАП РФ за нарушение требований к использованию отходов.
Одно хозяйство проверят – одно на отходы переведут. Все – всех. А проверят точно всех, поскольку животноводческих ферм в крае осталось мало, и контролерам реально делать нечего. Если по большому счету ничего для ферм не поменяется, стоило ли в таком случае огород городить, закон принимать?
Давайте вдумаемся. Государство признало, что навоз – не отходы. Но если ты что-то там у себя в хозяйстве нарушил в обороте навоза, даже по мелочи, например скотник не по той дороге провез навоз, он сразу же автоматически превращается в отходы?  Решением рядового инспектора! Нелепица какая-то, облеченная в форму федерального закона.
И еще важный момент. Личные подсобные хозяйства в перечень тех, на кого распространяются положения закона, не включены, но и оговорки, что их это не касается, в нем нет. Формулировка же «предприниматели без образования юридического лица» открывает очень большой простор для распространения положений закона и на ЛПХ. А они уж точно не выполнят всех требований Постановления Правительства по обороту навоза. Так что, прикажете крест поставить на курице на подворьях? Хрущев уже это пробовал с яблонями, ничего хорошего не вышло.

Формальностей не станет меньше

И еще про сказки, что с новым законом у животноводов отпадает необходимость погружаться в бюрократическое болото.
Бумажек и всяческих оформлений действительно будет меньше, но это наверняка на первых порах. Все мы прекрасно знаем: были бы «кости» у требований государства, «мясо» на них нарастет. Да и уже сейчас ясно, что все эти специализированные площадки по накоплению и переработке навоза потребуют сертификации. А кто сказал, что сертификат получить будет проще, чем лицензию? Перед тем придется выполнить все 27 требований. А заключение специализированной лаборатории, что в переработанном навозе уже нет гельминтов или там пестицидов, разве не дополнительная бумажка? Причем, дорогостоящая! Выше мы уже сказали про техусловия, которые надо разработать для внесения навоза…
Не выдерживает критики и якобы дарованное законом право собственности на навоз как абсолютное благо для производителя. Я тут даже не о картине, когда фермер приезжает в гости с корзиной навоза как дорогим подарком. Я совсем серьезно. Собственность, кроме вещных прав, накладывает еще и обязанности. Да и ответственность за пользование ею никто не отменял. Вместе с регистрацией права собственности, как мы хорошо знаем, приходят и выдвигаемые государством требования к ее содержанию. Учет собственности: приход навоза, научно обоснованные нормы его выхода из под хвоста, расход, опять же научно обоснованный. Усушка, утруска, мышье яденье… Какое увлекательное занятие ждет животноводов! Время на кормить-поить останется?
Да и требование поделиться доходами с этой собственности с государством обязательно вылезет. Мы ведь в курсе, что вся наша собственность облагается налогом. Налог на навоз – как здорово это звучит (!) – еще впереди.

В итоге недосчитаемся мяса

Разумеется, все это строительство специальных площадок накопления, переработки навоза, устройство автономных очистных сооружений, фильтрации стоков, прокладка отдельных дорог для перевозки и прочее потребует средств. И немалых, поскольку речь о капитальных строениях. Надо представлять, что само по себе животноводство отрасль очень капиталоемкая, все эти фермы, племрепродукторы, их ограждение, санпропускники, специальная техника, поголовье стоят миллиарды и миллиарды. А теперь еще и закон о навозе создает новую статью затрат. Очень больших, в миллионах и миллионах рублей. Что-то, разумеется, уже построено, но требования надзорных органов растут год от года. И не факт, что они окупаемые, эти затраты. В общем, раскошеливайся в очередной раз, собственник.
Причем, это затраты обязательные. От которых не отвертишься, раз завел рогатых и хвостатых. С учетом того, что животноводство у нас в крае в большинстве сельхозпредприятий или низкорентабельное, или даже убыточное, нетрудно предсказать, какой выход найдут владельцы животноводческих ферм. Они их закроют. Не хочется быть Кассандрой, но думаю, что новый закон подтолкнет к очередному сокращению животноводства в СПК края. Ведь именно так и получилось ранее, когда в рамках закона об отходах были введены требования об отнесении навоза к отходам сельхозпроизводства, материализовавшиеся в просто драконовской плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В итоге же мы недосчитаемся мяса, молока и других продуктов животноводства. Того, ради чего и развивается оно само. И на поддержку которого государство в последние годы бросает миллиардные средства.
А может кому-то кажется, что оно делает это ради навоза?
 

 

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 4.4 (5 голосов)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
5 + 5 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.