Вы здесь

ВМЕСТО БЛАГОРОДСТВА СПЛОШНОЕ ЮРОДСТВО

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Конец 2020 года на Ставрополье грозил разразиться очередным скандалом, подожженным фитилем для которого стало запущенное в городских школах тестирование для старшеклассников. 

Казалось бы, вопросы не новые, 9-11-м классам и в прежние годы предлагалось поговорить на тему толерантности с помощью данного опросного листа. Однако почему-то именно нынешней зимой часть родителей и подростков вдруг серьезно оскорбилась, разглядев в формулировках чуть ли не прямые призывы к экстремизму и оскорбление чувств представителей иных национальностей. Мол, наши деточки на Чайковском и Моцарте взращены, отечественной художественной литературой по маковку напитаны, ни разу слова дурного не слышали, и вдруг таких «цветочков аленьких» хрясь и мордой во взрослую жизнь с непристойным предложением оценить правоту или ошибочность следующих высказываний:

«К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение»;

«Нищие и бродяги сами виноваты в своем поведении»;

«Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества»;

«Беженцам надо помогать не больше, чем остальным, так как у местных проблем не меньше»;

«К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться»;

«Я могу представить чернокожего человека своим другом».

Заметьте, не подписаться под каждым, а именно оценить, выбрать из множества вариантов ту позицию, что ближе всего тебе по моральным устоям от «абсолютно не согласен», «не согласен», «скорее не согласен» до утвердительных тезисов. В общем, ничего провокационного и травмирующего детскую психику, как пытались представить школьное тестирование настороженные родители и отдельные СМИ, поднимая бурю в стакане воды.

- Тексты в подобных тестах противоречат преамбуле самой Конституции РФ, так как мы – многонациональный народ, а дифференцировка на кавказцев и черных вообще недопустима. Лучше бы детей с ранних лет знакомили с культурами разных народов, приучая жить в мире без проявления расизма.

 - Может быть, прокуратуре стоит проверить эти тексты на предмет разжигания межнациональной ненависти? Хотелось бы услышать на эту тему профессиональное мнение юристов и лингвистов, - предлагали одни пользователи.

 - Вопросы больше сквозят невежеством, чем провокационностью. Тот же вопрос о межнациональных браках мог быть сформулирован иначе. К примеру, «считаете ли вы смешанный брак возможным поводом для внутренних конфликтов во взаимоотношениях» - так было бы более честно, - взялись за корректировку опросника другие.

- А почему бы и нет? Нормальные вопросы. Наши дети и похлеще выражаются. Я так и не поняла, что здесь оскорбительного для кавказских национальностей, - недоумевали третьи. Пока четвертые ерничали:

- А давайте такой опрос в кавказских республиках проведем и посмотрим на их ответы.

- Я думаю, что этот тест задумали в связи с убийством русского армянином из родительского чата. Может, хотят выявить корень проблем, - упорно искали детективное начало в этой довольно будничной ситуации пятые. А были еще шестые, седьмые, восьмые…

Но во всем этом многоголосии мнений отчетливо ощущалась их единообразная неготовность увидеть в анкетировании не вселенский заговор или вопиющий непрофессионализм, а всего лишь очередную попытку взрослых поговорить с молодежью на их языке и по возможности разрушить стереотипы, сформированные где-то в 90-х годах, но последствия которых аукаются следующим поколениям.

К слову, «непрофессионализм» отпадает в том числе и потому, что опросник составили психологи Галина Солдатова и Людмила Шайгерова. Галина Солдатова, например, не «диванный моралист», а профессор, доктор психологических наук, специалист по межэтническим конфликтам, и многие ученые считают ее научным авторитетом в данной области. Да и насчет провокации версия сомнительна, поскольку тестирование распространяют по приказу министерства образования Ставропольского края, плюс его можно найти в открытом доступе в Интернете. Так в чем же дело? Почему сегодня мы столь непредсказуемо реагируем на любые попытки прикоснуться к острым социальным темам, сразу уходя в глухую оборону или метая в сторону собеседника копья? Вряд ли данному явлению есть универсальное объяснение.

Может, проблема заключается в том, что мы еще не научились спокойно говорить на эту тему? И прав политолог Михаил Виноградов, приметивший, что в России о межнациональных отношениях сегодня говорят так же, как полвека назад о сексе. И стране банально не хватает языка, описывающего проблемы в межнациональных отношениях, этнопсихологические различия и периодические межэтнические искрения. Когда в боязни обидеть, быть непонятыми или понятыми неправильно мы так усердно перестраховываемся в своей «политкорректности», что вроде как благородная цель на деле превращается в театр абсурда.

Стоит ли у вас дома на полке известный детектив Агаты Кристи «Десять негритят»? Вполне возможно, через несколько лет она станет раритетом. Во Франции ее уже нельзя так называть, поскольку слово «негритенок» якобы расистское. Роман об острове, где происходят странные убийства, получил новое название - «Их было десять».

А осенью 2017 года внимание к себе привлекла Рашель Гутьеррес, профессор университета Иллинойса. Она сделала шокирующее открытие: математика - расистская наука! «Алгебра и геометрия продвигают в обществе и усиливают привилегии белых, - заявила она. - Те, кто проявляет способности к математике, рассматриваются как белые». Теоремы Пифагора, число пи и другие математические теоремы якобы доказывают, что математику придумали греки и европейцы, а не негры, латиноамериканцы или индусы. Поэтому в западном обществе высокий статус математики и большое значение чисел поддерживают расизм и дискриминацию этнических меньшинств. А теперь вывод! Учителя математики должны быть политически корректными и во время опроса и выставления оценок учитывать тот факт, что математику изобрели белые.

Маразм? Тогда почитайте сказку Алоиса Микулки «Правда о Снегурочке», которая транслировалась на чешском телевидении в следующем варианте. «У Снегурочки был один большой недостаток - белая, как молоко, кожа. Если хоть минуту на нее светило солнце, на ее руках и щеках появлялись большие веснушки. Ей это не нравилось…» - читал детям на сон грядущий диктор. Далее же сюжет закручивался вообще лихо, когда комплексующая от своего цвета кожи Снегурочка встречает «черно-черного негра» и рожает от него детей. «А знаете, какого цвета были эти дети? - читал диктор. - Они не были ни белые, ни черные. Цветом они были кофе с молоком. Они были светло-коричневые и могли бегать на солнышке с утра до вечера полуголыми, и никаких веснушек у них никогда не было».

Вот такая «сказка мира». И это было бы смешно, если бы палка не перегибалась все больше и больше, когда эстафетное бревно «политкорректности» сегодня таскают все кому не лень.

В конце ноября 2020 года в одной из московских школ провели урок, посвященный Международному дню толерантности. Этот день записан в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО еще в 1995 году. Толерантность, как объясняет документ, это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». В России эту дату стали отмечать с 2006 года, да и в своих ежегодных Посланиях к Федеральному собранию, как и в рамках дискуссионного клуба «Валдай», Президент России Владимир Путин нередко обращался к вопросу межнациональных отношений.

«Российская Федерация с первых своих шагов складывалась как многонациональное государство, а потому уже и как многоконфессиональное. Но оно тысячу лет существует и является устойчивым прежде всего потому, что изначально закладывалось очень толерантное отношение между всеми формирующими это государство нациями и представителями различных религий. Это основа существования России», - неоднократно расставлял все точки над i президент. Почему и уроки толерантности в школах стали довольно обычным явлением.

Банальный пример. Сын учится в первом классе, и на уроке «Окружающего мира» детей как-то попросили нарисовать национальный костюм своего народа, рассказать о традициях и культуре. Как после рассказывал нам учитель, никогда еще в классе не было так тихо. Дети увлеченно слушали друг друга, потому что им было интересно. И с таким же неподдельным восторгом пятиклассники одной из московских школ в конце ноября на открытом уроке «Давайте жить дружно» изучали цветок (таблицу) толерантности. А после зарисовывали этот цветик-восьмицветик себе в тетрадки, оставляя не только на листе, но и в памяти такие жизненно необходимые зазубрины, как уважение человеческого достоинства, честность, доброта, доверие, заботливость, чуткость, милосердие, - что в совокупности не только образует ядро толерантности, но и характеризует человека высокой нравственности и культуры. То, что мы и хотим видеть в наших детях. И тут, казалось бы, вполне уместно порадоваться подобным наглядным изображениям, но…

Подобно ставропольскому, московское родительское сообщество тоже поспешило всполошиться, а потом и вовсе обидеться, разглядев в красочных рисунках детей… скрытую пропаганду педагогическим коллективом нетрадиционной сексуальной ориентации. И понеслось - от «школу расформировать немедленно», «куда смотрит прокуратура» до…

 - Я понимаю, что вам хотелось бы ввести этим цветочком людей в заблуждение, но не получится. Если есть даже одно такое сердечко, то тематика урока становится очевидной. Это хорошо говорит, какой посыл был сделан преподавателем. У нас существует на законодательном уровне запрет на детскую пропаганду сексуальных извращений.

 - Какая мерзость! Решил проверить, не фейк ли - нет. Гордятся этим, мерзавцы! На сайте школы материал про этот урок для пятиклассников!!!

- Мы когда очистим нашу страну от предателей, когда те перестанут растлевать наших детей? Все они начинают с сердечек и человечков на инвалидных колясках, но очень быстро переходят к главному: как хорошо быть представителем нетрадиционной ориентации и вообще сменить свой пол.

Мда... Читаешь такие и им подобные посты в социальных сетях и отчетливо понимаешь, что если с толерантностью в России вопрос пока остается открытым, то вот с дураками, страдающими какой-то невменяемой степенью мракобесия, мы впереди всех. А если последние встречаются с «общественными активистами», кто в попытках заявить о себе миру не прочь снова разыграть национальную и культурную карту… Ох, еще долго над нами будет витать призрак былого национального пожарища. Как и долго мы будем неуклюже бродить по не полностью разминированному полю, видя опасность под каждой кочкой.

И это вопреки последним замерам ВЦИОМа и Левада-Центра, показывающим снижение уровня беспокойства россиян по поводу межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Они находятся не выше 17-го места по разным опросам в рейтинге явлений, которые волнуют жителей нашей страны больше всего. Что наглядно свидетельствует о том, что в целом ситуация в России стабильная. А если конфликты и случаются, то, как отмечают исследователи, в 95 процентах случаев они возникают на другой почве - бытовой, криминальной, экономической, и только потом, когда все аргументы исчерпаны, даже не столько сами стороны, сколько их «группы поддержки» пытаются подтянуть в конфликт национальный фактор.

Вот и выходит, что поставила двойку Ахмеду учитель не за то, что «Анну Каренину» не прочел, а из-за личных неприязненных отношений, выразившихся в навязывании Ахмеду российских писателей вместо национальных. Ахмед выразил протест, учитель отразил его в школьном журнале. Но стоило истории дойти до «прогрессивной общественности», и Ахмед уже вовсе не нерадивый двоечник и прогульщик, а жертва геноцида. Ну и герой различных ток-шоу на ведущих каналах страны, где опять-таки вместо того, чтобы дружно дать Ахмеду подзатыльник и усадить его с таким же Вовой, Васей и Петей за одну парту, чтобы те все же прочитали произведение школьной программы, мы либо начинаем припоминать обиды 200-летней давности, либо впопыхах извиняться. За что? Да потому что не обломимся, язык не отсохнет, от греха подальше и вообще проще и легче! И все же надежнее, что в тестировании о национальном единстве школяры правильные галочки поставят, глядя на этот уродливый гибрид псевдотолератности, псевдопонимания, псевдозаботы друг о друге.

И они поставят. Но только не для того, чтобы порадовать нас. А потому что наши дети умнее нас. И бОльшая часть из подрастающего поколения прекрасно понимают, что уважение к другим заключается не в картинных позах и громких заявлениях, дескать, в знак солидарности я промолчу, а именно в честном ответе на анкетном листе. Уважение к другим - это не искать потаенное дно в формулировках, а открывать бездонность своей души. Тогда и обижаться не придется.

Марина Кандрашкина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 5 (2 голоса)

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
3 + 4 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.