Вы здесь

Фальшивая таблетка

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

...В одной из аптек краевого центра женщина приобретает лекарства - таблетки, упаковки с ампулами для инъекций. Придирчиво рассматривает маркировку на коробках, читает инструкции.
- Раньше я покупала у вас амоксициллин, тогда упаковка была другого цвета. Может, это фальшивка?
- Ну, что вы говорите? Просто производитель поменял упаковку. У нас лекарства при поступлении проходят двойной контроль.
- Тогда почему после лечения результата нет?
- А мы при чем? Обращайтесь к своему лечащему врачу...
Когда дама, сложив в пакет препараты, направилась к выходу, я решила выяснить, почему она с таким недоверием относится к фармацевтической продукции. И вот что Светлана Павловна (назовем ее так) рассказала.
В прошлом году у ее 10-летнего сына при фиброгастроскопии желудка обнаружили бактерию, которая ведет себя очень агрессивно и которую они безрезультатно пытаются вывести. Если ее не уничтожить, может образоваться язва желудка и даже более опасная болезнь.
- Врач назначила сыну несколько антибиотиков в больших суточных дозах и другие лекарства. Они очень дорогие - потратили более тысячи рублей. Но дело не в этом - ребенок дороже.
Мы выполнили все назначения - я специально взяла двухнедельный отпуск, чтобы пролечить Сашу. Но когда в порядке контроля сделали тест, он оказался положительным - бактерию не убили. Теперь надо все начинать сначала, а у ребенка уже появились осложнения. Думаю, какие-то лекарства были фальшивыми, поэтому и результата нет...

В рач с большой практикой, к которому я, как автор статьи, обратилась за комментарием рассказанной истории, предположил два варианта: или организм мальчика был не чувствителен к назначенным антибиотикам (необходим был анализ), или на самом деле «проскочила» подделка.
Тема фальсифицированных лекарств - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Шокирующие сюжеты показали несколько российских телеканалов. В антисанитарных условиях на примитивных установках подпольно разливались во флаконы йод и зеленка (можно представить, какого качества) и из ничего делались «высокоэффективные» импортные препараты.
ГУБОПы «накрывают» дельцов, наживающихся на здоровье россиян в Москве, Кемерово, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде... (В нашем крае, по информации пресс-службы ГУВД, таких фактов не было.) По оценке Минздрава и Ассоциации международных фармацевтических производителей, объем фальсифицированных лекарств на российском фармрынке составляет 8-12 процентов. Однако другие эксперты называют все 20 процентов. То есть, каждый пятый препарат может не только не облегчить страдания больного, а даже усугубить его самочувствие. Первая крупная партия лекарств-пустышек была «арестована» в стране в 1997 году, а через четыре года таких случаев стало уже более сотни. Поддельный препарат в 2001 году был обнаружен даже в... ЦКБ Управления делами президента РФ.
В прошлом году и вовсе рекорд поставлен - забраковано свыше шестисот наименований лекарственных средств отечественного и импортного производства. За поддельные лекарства россияне ежегодно платят почти полмиллиарда долларов.
У тех, кто промышляет на лекарственном рынке, много соблазнов и необъятное поле деятельности. Болеющего люда у нас - тьма и тьма, а это ведет к повышенному спросу на лекарства. Человек последнее отдаст, чтобы здоровье поправить. По исследованиям, чаще всего подделывают дорогие импортные препараты, которые больные предпочитают менее эффективным отечественным. В разряд фальшивок попадают атибиотики, средства для лечения желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваний, обезболивающие. Таблетка может быть пустышкой - без малейшего присутствия активного вещества или содержать его в минимальном количестве. Принимай - не принимай такой антибиотик, - инфекция к нему невосприимчива.
Так что наученная горьким опытом Светлана Павловна, с которой мы начали рассказ, не зря так придирчиво изучала в аптеке упаковки с лекарствами. Хотя визуально любому из нас практически невозможно отличить подделку. Качество исполнения настолько высоко, что даже профессионалам сложно бывает разглядеть фальшивку.
В нашем крае такими «спецами» являются работники краевого Центра контроля за качеством лекарственных средств. Раньше центр занимался еще и сертификацией, потом эту функцию забрал Минздрав РФ. Тут тоже медвежья услуга: иные оптовики предъявляют не оригиналы сертификата качества, а копии и даже копии с копий. Работникам центра приходится, что называется, ставить таких поставщиков на место.
Н а тему фальсифицированных ле-
карств мы долго беседовали с директором центра В. Царукян, которая возглавляет службу контроля пять лет. Пытаюсь понять, насколько защищены ставропольцы от подделок. В нашем крае, по словам Валентины Алексеевны, фальшивок обнаружено значительно меньше - 0,12 процента от общей массы товарооборота. В прошлом году было 57 случаев забраковки, в этом - 18. Если по России больше «вылавливается» отечественных подделок, то в крае - импортных.
Хотя какой тут импорт, когда по статистике 70 процентов поддельных лекарств производится непосредственно в нашей стране. Подпольные участки где-нибудь в Нижегородской области штампуют липовый польский бисептол и, сбавив цену, толкают его оптовикам. Впрочем, зарубежные коммерсанты на российский фармрынок тоже немало фальшивок забрасывают, особенно из Китая и Болгарии. Доступность оборудования и возможности современной полиграфии ставят «левое» производство на широкий поток.
Специалисты центра «арестовали» кавентон венгерского производства и клафоран (антибиотик) французского производства, германский церукал для инъекций, болгарский болеутоляющий препарат темпалгин и др. Все эти лекарства, уверяют работники центра, не попали в реализацию, они были изъяты при входном контроле.
Сигнал: «Внимание, фальшивка!» по электронной почте подается из Федеральной службы контроля лекарственных средств Минздрава РФ. Подделка (препарат определенной серии) снимается с реализации, одновременно проверяются и другие серии лекарства этого же производителя.
Кроме того, при поступлении медикаментов от оптовиков на местах делается свой выборочный контроль (несколько упаковок из партии). Но фармрынок края - это 5-6 тысяч наименований различных препаратов, проверить все невозможно. Кто даст гарантию, что где-то не проскочит фальшивка?
По «электронке» информация о фальсифицированных таблетках и инъекциях поступает в аптеки городов и районов. Как будто все четко. Но, по словам аптечных работников, здесь есть серьезные изъяны. Бывает, что информация о подделках из Москвы запаздывает, и препарат спокойно продается. К тому же далеко не все аптечные учреждения могут получить тревожное послание из Ставрополя. По той простой причине, что в крае только полсотни из 1530 аптек являются государственными и муниципальными, а значит, имеют компьютеры. Все остальные - коммерческие, у многих нет доступа к электронной почте. Больной покупает нош-пу или новый антибиотик и не знает, что это хорошо сделанная пустышка.
Партия фальсифицированного лекарства после оформления соответствующих документов возвращается фирме-поставщику. Та должна ее уничтожить. В нашем крае нет для этого специального предприятия - препараты надо везти в Краснодар. Не появится ли у фирмы желание пристроить товар в каком-нибудь частном аптечном киоске?
Заведующая одной из аптек Ставрополя свое отношение к проблеме фальсифицированных лекарств выразила следующим образом: «В нашей стране слишком лояльные законы и свободные правила торговли. Если во Франции закупками занимаются всего 3-4 оптовых предприятия, то у нас в крае - несколько десятков поставщиков. Это усложняет контроль...»
Государственные мужи, судя по всему, тоже проблемой фармподделок обеспокоены. В Федеральном законе «О лекарственных средствах» наконец появляется понятие «фальсифицированное лекарство». Следовательно, будут определены меры ответственности за поддельные препараты.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития передает право контроля за качеством лекарств своим управлениям, создаваемым в регионах. В нашем крае эту структуру возглавляет А. Антоненко, бывший замминистра труда и соцзащиты. Но пока он генерал не только без армии, но и без финансов.
Краевой центр контроля качества лекарственных средств имеет хорошую материальную базу, квалифицированные кадры, но он тоже в подвешенном состоянии. По логике, центр должен войти в новую структуру, однако ясности до сих пор нет.
А что остается больным? Как им защититься от препаратов-подделок? Вот какие советы дают специалисты в области фармации:
tпри покупке лекарств обращайте внимание на цену. Если она значительно ниже, чем в вашей аптеке - это повод насторожиться;
tосматривайте упаковку лекарства. Если смазана печать, отсутствует штрих-код, аннотация представляет собой невразумительный текст - перед вами наверняка фальшивка;
tв каждой аптеке обязательно должен быть «сертификат соответствия» - документ на приобретаемый препарат, который по вашему требованию обязаны вам предъявить;
tнебольшой скол, трещина, изменение цвета оболочки обозначают только одно: лекарство нужно выбросить;
tлучше пользоваться муниципальными аптеками либо крупными сетями аптек - они дорожат своей репутацией и закупают медикаменты на открытом рынке;
tесли в течение трех дней от лечения нет результата - обратитесь к врачу.
Одним словом, каждому из нас не помешает бдительность и хорошая въедливость. Иначе будем расплачиваться не только выброшенными на ветер большими деньгами, но и собственным здоровьем.
Нина ЕВТУШЕНКО.
P.S. В краевом центре контроля качества лекарственных средств (ул. Артема, 35) работает «горячая линия» - тел. 24-97-12. При сомнениях препарат можно проверить в лабораторных условиях.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет