Вы здесь

Ничто на земле не проходит бесследно

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Ничто на земле не проходит бесследно

В тени векового дуба было прохладно, и сидящие за столом люди были защищены от палящих лучей солнца. Ваня наблюдал за полетом птиц в небесной лазури. Ласковый ветерок доносил аромат трав и лесных цветов. Рядом сидели загорелые женщины с обветренными лицами. По случаю праздника они выставили на стол рассыпчатую картошку, душистый мед, соленые грибы, которые собирали здесь же, в лесу. Женщины запели задушевную грустную песню, а Ваню привлекла красота девушки, которая сидела среди женщин. Она была воплощением красоты и здоровья. Ему показалось, что он никогда раньше не видел таких огромных голубых глаз, цветом похожих на лесные колокольчики, таких вьющихся белокурых волос, заплетенных в косы. Она покраснела под его пристальным восхищенным взглядом.

- Какой звонкий смех у этой девушки, - подумал Ваня. Он недавно работал директором лесопитомника и ему еще странно было слышать, что его называют Иван Петрович. Лес жил для него особой таинственной жизнью. Он любил запах земли и шепот леса, любил свою работу, и люди уважали его за трудолюбие и отзывчивость. Он мечтал о любви и семье, так как рос сиротой. Он наслаждался теплом этого летнего дня и любовался красотой Машеньки...
Этот напоенный зноем день, когда он впервые увидел Машу, Иван Петрович вспоминал, лежа на тюремных нарах. В камере даже в солнечный день было сумрачно, и волны воспоминаний уносили его все дальше и дальше...
Он вспоминал, как полюбил Машеньку, как они стали мужем и женой, поселились вместе. Ее умелые руки придали его скромному жилищу уют, она повесила яркие цветные занавески на окна, и в комнате сразу стало веселей. Она родила ему сына, и за это он готов был носить ее на руках. Конечно, он назвал сына именем своего идеала - Владимира Ленина.
Первая улыбка, первые шаги, первые зубки, первый школьный день своего сына Иван Петрович запомнил на всю жизнь. Он стал добрым и нежным отцом, любящим и внимательным мужем, но вынужден был целый день пропадать на работе, ездить в командировки.
Однажды, вернувшись из леса, он был внезапно арестован. Он смотрел на взволнованное и виноватое лицо жены и не мог понять - за что? В этот роковой день круто изменилась его судьба. Оказывается, есть люди, которые росчерком пера могут уничтожить самые заветные мечты...
У него сняли отпечатки пальцев, и он понял, что отныне его честное имя запятнано грязью. Статья 58-я - агитация против Советской власти, а он всю жизнь верил в справедливость и гуманизм!
Даже по ночам его вызывали на допросы, и каждый ответ пришлось взвешивать и обдумывать. Его давили мрачные стены камеры и решетки на окнах. Он страдал от чувства вины перед близкими, он не мог уснуть от тревоги за судьбу сына. Когда его охватывала тоска по дому, он закрывал глаза, представлял свой любимый лес, ощущал аромат сосен и елей. Он мечтал забраться в какую-то лесную избушку, чтобы с ним были его любимые и лес вокруг. Он служил обществу бескорыстно, неужели же всерьез его признали врагом народа, приписали ему антисоветские высказывания?
Крушение всех надежд бередило душу. Его не покидало чувство растерянности и душевного смятения. На допросах на него направляли яркий свет лампы и били по голове за то, что не хотел признать свою вину. А когда, посмеиваясь, следователь сказал, что донос на него написала его любимая жена Маша вместе с соседом, он не мог этому поверить. Но тот показал ему письмо, которое послужило причиной ареста. Это доконало Ивана Петровича, он заболел, а глаза перестали четко различать предметы..
Прошло почти два длинных года, когда его, больного и полуослепшего, выпустили из воронежской тюрьмы. Он ощутил восхитительное чувство свободы. Оказалось, что жена уехала куда-то с любовником, а сын Володя жил с бабушкой, вот кто ему был действительно рад!
Вскоре сын уехал учиться в Москву, и единственное, что могло утешить Ивана Петровича - это работа. Приходилось бродить с топорами и пилами, раскорчевывать участки, выращивать саженцы деревьев. Тюрьма оставила в его сердце пустоту и горе. Он понял, что его счастье - находиться среди людей, которых знаешь и которым доверяешь.
Он бродил по лесу, наблюдая борьбу за существование, - слабые деревья отмирали, а сильные противостояли действию ветра и холода, происходил естественный отбор, как и в жизни людей. Иван Петрович работал с утра до поздней ночи, затем возвращался в свое опустевшее жилище, чувствуя безмерную усталость.
Как-то среди работниц лесопитомника он приметил скромную женщину, которая одна воспитывала дочь. От нее исходило такое душевное тепло и понимание, что его потянуло к ней. И пусть она не была красавицей, но общие страдания и одиночество сблизили их. С каждым днем она нравилась ему все больше. Ему захотелось рассказать ей о себе, поделиться небольшими радостями и трудностями. Он так страдал от одиночества, что ему просто хотелось быть рядом с Евгенией, слушать ее голос, касаться ее руки.
А она полюбила его за доброту и внутреннюю красоту. Между ними возникло чувство доверия, их отношения стали искренними и дружелюбными. Они стали вместе воспитывать дочь, которую тоже звали Женей. Девочка мечтала стать медиком и вскоре поступила в медицинское училище.
Иван Петрович вышел на пенсию, и они всей семьей переехали в г. Пятигорск, живописный и уютный город с уникальными минеральными источниками.
Когда жизнь наладилась, Иван Петрович стал лучше себя чувствовать, и зрение улучшилось. Но вдруг, как гром среди ясного неба, - повестка в суд. Иван Петрович поехал в Москву, и только тут узнал, что его любимый сын играл на деньги, которые ему присылал отец, отрывая от себя. Володя хотел вернуть проигранное, украл с вешалки пальто, но оказалось, что это пальто иностранца. Вот и судили его показательным судом и вкатили, как говорится, на полную катушку. Володя был уже на последнем курсе института. Иван Петрович пережил такой стресс, что вышел из зала суда, держась за стену. Он снова ослеп.
Прошло время. Ушел из жизни мой дальний родственник, дядя моего мужа, Сыпин Иван Петрович. Он прошел суровую школу лишений и невзгод. Его поколению суждено было пережить столько, что этих испытаний хватило бы на многие поколения.
Но ничто на земле не проходит бесследно, и этот человек оставил свой добрый след на земле. Он с женой воспитал девочку Евгению, а теперь растет внук, названный в честь дедушки - Ванечкой. Где-то растут леса, выращенные руками Ивана Петровича. И люди вспоминают его добром. А что может быть лучше?
Его похоронили в Пятигорске. Через несколько лет умерла его жена. Гроб с ее телом опустили в его могилу. И все были поражены тем, что доски его гроба не истлели. Деревья, которые он вырастил, не подвели его и здесь.

Людмила СЫПИНА, член Союза журналистов России.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет