Вы здесь

ОПЯТЬ О ТАРИФАХ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОПЯТЬ О ТАРИФАХ
Елена Леонидовна Багрий - директор по экономическим и правовым вопросам ОАО «Теплосеть», г. Ставрополь

Социально-экономическое развитие любого поселения неразрывно связано с эффективностью работы отраслей жизнеобеспечения. Особое место среди этих отраслей занимают ресурсоснабжающие организации - поставщики газа, электроэнергии, теплоэнергии и воды.
Необходимо заметить, ресурсоснабжающие организации являются монополистами. Монополизм заключается в том, что потребитель не может выбрать себе поставщика ресурса. Именно по этой причине деятельность монополистов регулируется государством. Для этого в стране созданы и действуют специальные органы, которые формируют тарифы в соответствии с действующим законодательством и следят за деятельностью организаций с целью предотвращения злоупотреблений на данном рынке.
Наиболее весомой для семейного бюджета населения является услуга по теплоснабжению. Она составляет от 30 до 60% от суммарной стоимости всех жилищно-коммунальных услуг, включая оплату воды, электроэнергии, газа, стоимости содержания общего имущества и т.д. Это самая затратная отрасль, поэтому от эффективности ее работы и зависит то, сколько мы будем платить за отопление и горячее водоснабжение.
Стоимость коммунальных услуг и ежегодное повышение тарифов - самая больная и широко обсуждаемая населением тема. Поэтому необходимо понять, каким образом формируется тариф на тепловую энергию и от чего зависит необходимость его пересмотра.
В тариф на тепловую энергию в соответствии с действующим законодательством могут быть включены только технически необходимые, экономически целесообразные и документально подтвержденные затраты. При установлении тарифа регулирующий орган проводит экспертную оценку всех предложенных для включения в тариф затрат. Учитывая социальную значимость данного вопроса, регулирующий орган во исполнение возложенных на него обязанностей никогда не допустит, чтобы в тариф были включены необоснованные затраты.
Для производства и транспортировки тепловой энергии необходимы прежде всего топливо, электроэнергия и вода. Причем данные составляющие тарифа, именуемые энергоносители, составляют в себестоимости тепловой энергии основную часть. Как правило, тарифы на энергоресурсы, тепловую энергию и коммунальные услуги устанавливаются один раз в год и одновременно с 1 января нового года. От того, на сколько повысятся цены и тарифы на газ, электроэнергию и воду, и будет зависеть рост тарифа на тепловую энергию.
Система централизованного теплоснабжения города Ставрополя формировалась с 60-х годов прошлого столетия. За эти годы было немало сделано в части повышения эффективности ее работы. Построены новые тепловые сети, котельные, оборудование менялось на более производительное и эффективно работающее, ежегодно закрывались и выводились из эксплуатации нерентабельно работающие котельные. Еще в 70-80 годы начата работа по диспетчеризации котельных (когда котельная работает без дежурных операторов). Таким образом, для того чтобы снизить стоимость тепла, постоянно велась и ведется работа по снижению затрат на энергоносители. Только за последние десять лет удельный вес этих затрат в стоимости тепловой энергии снижен с 70 до 65%. Поэтому темпы роста цен и тарифов на топливо все эти годы значительно опережали темпы роста тарифа на тепловую энергию в городе Ставрополе. Так, рост стоимости газа в 2010 году составил к 2009 году 25,2%, при этом тариф на тепловую энергию вырос на 15,9%. Сдержать рост тарифа на тепловую энергию при таком росте стоимости топлива удалось лишь сократив или оставив на прежнем уровне затраты по другим статьям.
Как видно из вышеприведенных цифр 65% в тарифе занимают энергоносители, и энергоснабжающая организация никак не может повлиять на их рост. Цены и тарифы на них устанавливает государство. Остальные 35% составляют затраты на проведение капитального и текущего ремонта оборудования и тепловых сетей (5,2%), затраты на оплату труда работников и связанные с ней отчисления (17,3%), налоги и прочие обязательные платежи (5,5%), арендная плата за пользование муниципальными котельными и тепловыми сетями (2,8%), прочие затраты, связанные со сбытом тепловой энергии, подготовкой и переподготовкой персонала и т.п. (2,2%). Рентабельность, предусмотренная в тарифе, составляет менее 2% и не предусматривает средств на развитие.
Формирование всех вышеперечисленных затрат производится также в соответствии с действующим законодательством. Так, фонд оплаты труда работников теплоснабжающей организации формируется исходя из устанавливаемой ежегодно тарифной ставки работника 1 разряда, согласно отраслевого тарифного соглашения и среднего разряда по предприятию, который зависит от сложности выполняемых работ и производительности обслуживаемого оборудования. В тарифе 2010 года заложена средняя заработная плата персонала, в размере 15 501,34 рубля. Для того, чтобы снизить затраты на содержание персонала постоянно ведется работа по организации труда и оптимизации использования трудовых ресурсов. При нормативной численности в 1700 человек на предприятии фактически работает 1200 человек. Дальнейшее снижение средней заработной платы может привести к текучести кадров и потере высококвалифицированного персонала.
Затраты на капитальный ремонт также не могут быть сокращены, т.к. от успешной подготовки технологического оборудования к работе в зимних условиях зависит бесперебойность и качество теплоснабжения. Размеры налогов и обязательных отчислений также определены законодательно.
Таким образом, вывод следующий. Ежегодный рост тарифа на тепловую энергию полностью зависит от роста цен и тарифов на энергоносители и инфляционных процессов, происходящих в стране. Повлиять на эти процессы энергоснабжающая организация не может. Единственный путь снижения стоимости тепловой энергии - это работа в области повышения энергетической и технологической эффективности производства и распределения тепловой энергии. Средства на эти цели должны быть либо предусмотрены в бюджете города, либо заложены в тариф на теплоэнергию в виде прибыли на развитие, иных источников нет.
Делать это необходимо своевременно, т.к. замедление процесса замены устаревшего оборудования на новое, высокопроизводительное в дальнейшем неизбежно приведет к дополнительным издержкам и дополнительному росту тарифа, связанному с затратами на содержание устаревшего, неэффективно работающего оборудования.
В заключение хотим заверить наших потребителей, что ОАО «Теплосеть» делает все от нее зависящее, чтобы стоимость тепловой энергии в городе Ставрополе была одной из самых низких в Ставропольском крае. Пока это так, 1 Гкал в городе Ставрополе стоит 1130 руб, тогда как тариф ГУП СК «Крайтеплоэнерго» 1740 рублей. Проводимая на предприятии работа в области организации производства в очередной раз отмечена Министерством регионального развития Российской Федерации. По итогам работы за 2009 год предприятие награждено дипломом I степени по результатам проведенного среди теплоснабжающих организаций России конкурса. Но останавливаться на достигнутом рано, впереди большая работа по реконструкции и модернизации отрасли.

Автор: 
Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет