Вы здесь

ГОТОВЬ ТЕХНИКУ ЗИМОЙ

ГОТОВЬ ТЕХНИКУ ЗИМОЙ
Марина КАНДРАШКИНА

Зимой в сельскохозяйственных предприятиях края царит обманчивая тишина. Хотя на полях и пустынно, но работа кипит в ремонтных мастерских, где идет подготовка техники к работе на полях. В каждом хозяйстве разработаны планы ремонта, которые строго выполняются. Что совсем не удивительно, на календаре последний зимний месяц - значит, считанные дни остались до начала весенних полевых работ. Вот только солнышко пригреет - и вперед, лишь бы техника не подвела.
Но, как уверены в СХПК «Россия» Новоалександровского района, к началу марта вся техника будет полностью готова к сезонным работам. И это притом что местный технопарк является одним из самых больших в крае, где только комбайнов насчитывается 39 единиц, а тракторов и того больше - 147.
На огромной территории машинного двора выстроились в ряд зеленые комбайны Ростсельмаша, красные «Кейсы», желтые кировцы «К-700». Неподалеку стоят и вычищенные до блеска итальянские 12- и 24- рядные сеялки, одним видом говорящие, что уже хоть завтра готовы приступить к работам... Красота, мощь и величие. Именно такими эпитетами можно описать увиденную картину.
Хотя в этом списке не хватает еще одного определения - практичность. Ведь, как ни крути, машина машине рознь. И сегодня, в век технологий, нет аналогов энергонасыщенным моделям, на которые и делают ставку специалисты племколхоза. Понятно, что стоит такая техника отнюдь не дешево. По словам главного инженера «России» Александра Ротова, если перевести стоимость комбайна на тонны пшеницы, получается чуть больше тысячи. Но, как говорится, финансовые затраты приносят свои плоды. Ведь там, где раньше в севе работали семь-восемь единиц техники, теперь достаточно одной- двух. Например, тот же «Кейс» способен работать на почвообработке, севе, кормозаготовке и буксировке. Что еще бросается в глаза, когда находишься на территории технопарка, - он весь покрыт навесами. Что немаловажно, ведь, помимо обновления парка, в «России» очень серьезно относятся и к содержанию техники.
- Мы стараемся укрывать все сложные, самоходные и импортные модели, тогда на них не падают осадки, солнце меньше светит и не выгорает краска. Под технику ничего не затекает, следовательно, она не ржавеет и не выходит из строя, - рассказывает А. Ротов.
Следовательно, меньше средств уходит и на покупку деталей и запчастей, цена на которые в этом году хозяйственников неприятно удивила. Из-за скачка цен этой зимой на ремонтные нужды в «России» потратили свыше восьми миллионов рублей.
- Я просто не понимаю, из чего складываются цены. Мы, прежде чем купить запчасти, проводим мониторинг и отправляем заявки в несколько фирм. А потом смотрим на прайс-листы и диву даемся. Скат на комбайн в 2010 году стоил 35 тысяч, теперь - 75 тысяч рублей. Как логически объяснить такое двукратное подорожание? Сами комбайны перед сезоном подорожали на 150 тысяч, - возмущается Александр Петрович. И, видимо, все это настолько накипело на душе, что тут же продолжает:
- Все дорожает, кроме зерна. Вспомните, раньше булка хлеба стоила 20 копеек, бензин 7 копеек, электроэнергия 2 копейки. А потом все монополизировали, и как понеслось... Несмотря на дотации государства на ГСМ, топливо все равно подорожало более чем на 4,74 рубля. В итоге даже со всеми льготами хозяйству за дизтопливо пришлось заплатить более 9,7 млн рублей. А ведь нужны еще и удобрения, протравливатели, ядохимикаты для борьбы с грызунами, которые тоже очень дорогие. До каких пор мы будем жить в базарных условиях, а не в рыночных? - делится своими заботами наш собеседник по пути в другой немаловажный объект хозяйства - депо по ремонту комбайнов и энергонасыщенной техники.
В просторном помещении находятся тяжелые тракторы, колеса и огромные детали, вокруг которых то и дело снуют рабочие. Знаете, невольно вспоминается загадка про «ни окон, ни дверей, полна горница людей». Хотя как раз здесь все условия для работы и созданы. Первое, на что обращаешь внимание, заходя в здание, - здесь очень уютно и... тепло. Да, практически все технические помещения, где трудятся люди, в хозяйстве газифицированы. Более того, есть здесь и комнаты отдыха, шкафчики, чтобы можно было переодеться. А еще... между переходом из одного цеха в другой раскинулся потрясающей красоты цветник. Ну и кто после этого скажет, что среди тяжелых будней нет места празднику? Только тот, кто не был в «России».
Да уж, девизу «все для человека» здесь подчинено многое. Вот взять те же самые цеха по ремонту. Казалось бы, зачем они нужны? Когда есть специальные сервисные пункты: только позвони - приедут и за неделю все отремонтируют! Большинство аграриев, кстати, уже давно пошли по этому пути. А здесь же ремонтная зона просто поражает разнообразием отделов: токарный цех, цех по ремонту топливной аппаратуры, медницкий цех, обкаточный цех, моторный, кузнечный, гидравлики, сварочный и т.д.
- А людей куда девать? Многие из них проработали всю жизнь в хозяйстве, свою профессию связали с землей, и теперь выбрасывать их на улицу? Да и знаете, сколько берут сервисные центры за обслуживание? Это отнюдь не дешевое удовольствие. Да и зачем переплачивать лишние средства, если у нас свои специалисты есть. Тем более что коллектив подобрался очень слаженный, ответственный и профессиональный, - замечает А. Ротов, а потом предлагает: - Напишите о наших механизаторах, слесарях, работниках, которые с техникой дружат. Ведь вы, журналисты, любите рассказывать о тех, кто хлеб убирает, а вот кто технику готовит, почему-то забываете.
Что ж, критика вполне справедлива. Тем более что в «России» по ремонту техники разработана чуть ли не целая стратегия. Авторство принадлежит инженеру-контролеру СПХК Анатолию Анатольевичу Быкову, который и возглавляет ремонт. Причем подходит специалист к работе настолько ответственно и скрупулезно, что предпочитает просчитывать и просматривать ситуацию на два шага вперед. Судите сами, 87 процентов технопарка готово к весенним работам! Так в чем же заключается тактика?
Например, начинают работу в рембригадах люди не с самых сложных единиц, а именно с того, что необходимо аграриям на первом этапе весенне-полевых работ: сеялки, культиваторы, опрыскиватели. Как ни крути, а народная мудрость «всему начало - плуг и борозда» не потеряла актуальности и в наш век высоких технологий. Поэтому на сегодняшний день практически вся прицепная техника находится в идеальном порядке. А значит, можно заняться и более сложной работой. Например, тракторами и комбайнами.
По словам А. Ротова, готовность комбайнов на сегодняшний день составляет 50 процентов. Решетки, бункера, барабаны, боковины молотилок - вот к чему сегодня приковано пристальное внимание механиков СХПК «Россия» Петра Васильевича Строева, Михаила Леонидовича Котлярова, Николая Алексеевича Данилова, Алексея Васильевича Сидоренко, Анатолия Тимофеевича Свердлова. И хотя за 20 лет работы все механизаторы зарекомендовали себя как асы своего дела, которых ночью разбуди - без труда узнают гайку от каждой машины, все равно говорят, что отрываться на разговоры им некогда, поскольку весна не за горами.
Ни в чем не уступают им ни по мастерству, ни по ответственности и занимающиеся ремонтом тракторов Владимир Петрович Киревец, Андрей Вячеславович Вешкин, Вячеслав Викторович Гончаров. Работают слаженно, без спешки, объясняя азы мастерства своим ученикам. Да уж, а научить они могут многому. Недаром же за ними закреплена слава универсалов, которые могут и трактор отремонтировать, и комбайн, и свеклоуборочную технику.
У механика четвертой бригады Юрия Кисельникова руки тоже по локоть в мазуте, но вот появилась свободная минутка, и мы решили воспользоваться случаем. Тем более что за этим человеком в «России» закрепилась слава настоящего кудесника. В то время как в других бригадах расход топлива на один гектар составляет 5,8 килограмма, в его же он намного меньше - 4,7. Хотя и площади обрабатываются одинаковые, и объем работы один и тот же. Чудеса?
- Нет, просто желание делать любимую работу качественно, - раскрывает карты Юрий Викторович. - Здесь не может быть мелочей. Важно ведь не только хорошо отремонтировать машину, но и следить за тем, как ее эксплуатируют. Вот кто мешает глушить двигатель, когда остановился отдохнуть? А между тем раз так сделал, другой, вот и топливо не расходуется впустую.
Кстати, сам механик из местных и пошел по стопам родителей. В колхозе работали его мама и папа. А что касается любви к технике, он и сам не может объяснить эту привязанность, говорит, что «просто тянет изнутри и все тут». Причем началось это с самого детства, когда он часами мог возиться со своим велосипедом «Орленок», потом появился мотоцикл, машина, так, собственно, и понял, с чем хочет связать свою жизнь.
А вот меднику Александру Макушину определиться с будущей профессией помог, что называется, случай. Сначала он работал в хозяйстве слесарем, а когда прежний мастер ушел на пенсию, у него как-то спросили: паять умеешь? Ответил, что дома что-то делал, вроде как получалось.
- Хорошо. Две недели на подготовку, и выходи в медницкий цех, - сказали ему.
Вышел. И вот уже десять лет работает на этом месте, ремонтирует радиаторы на машины. А слышали бы вы, как он рассказывает о своей работе! Складывается ощущение, что речь идет не об обычной железке, а о неком произведении искусства.
- Какая ж это железка! Без этой детали ни одна машина работать не будет, - обиделся на мое сравнение Александр Иванович. И тут же стал рассказывать о радиаторе, словно о родном детище, как нужно ухаживать, чтобы «не заболел», что вот эту трубочку нужно запаять маленьким паяльником, дабы осталась целой. А вот тут подойдет другой диаметр, потому как чем больше вырезаешь, тем больше бракуешь радиатор. Вот что значит человек, увлеченный профессией!
Побывали мы в этот день и в токарном цеху, где возле токаря Валерия Веткина столпилась целая очередь. Кого-то бог целует в лоб, и человек становится гением, а его, видимо, в руки поцеловали. И железо, и чугун в его руках становятся не прочными металлами, а словно пластилин. Любую деталь любых размеров может выточить этот григорополисский Левша.
Ну а если деталь восстановлению не подлежит - тоже не беда! Особенно если есть в колхозе такой опытный снабженец, как Владимир Иванович Юровников, который со своим упорством и настойчивостью не то что нужную запчасть - иголку в стоге сена отыщет.
- Механики на него не нарадуются, - рассказывает А. Ротов. - Вот, бывало, уборка в самом разгаре, а тут деталь полетела. Звоним в сервисные пункты - на складе нет, ждите, в течение трех дней появятся. А ведь жатва скоротечна, здесь счет не то что на минуты - на секунды идет. Иваныч все бросает, собирается, едет в город и... находит.
А как не рассказать об Александре Гаврилове и Андрее Щербинском - двух инженерах, тоже занимающихся техническим обслуживанием энергонасыщенных тракторов. Причем их стезя - это двигатели и коробки передач. Казалось бы, самые сложные узлы, требующие чуть ли не ювелирной точности в работе и терпения и способные даже опытного мастера поставить в тупик. А тут даже самые «убитые» двигатели в их руках приобретают вторую жизнь. Не зря же их в шутку называют реаниматорами и говорят, что с их помощью затраты на технику значительно уменьшаются.
Вот такие люди живут и работают в станице Григорополисской. Трудолюбивые, общительные, горящие сердцем за свое дело. Побольше бы таких сельчан, влюбленных в землю, и тогда возродится село, зацветут сады, и жизнь во многих хозяйствах продолжит свой отсчет.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет