Вы здесь

ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ - ИЗ ДОМА ВОН! НО КУДА?

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ - ИЗ ДОМА ВОН! НО КУДА?
Галина СЕРГУШИНА

Любопытную историю рассказал мне недавно один знакомый. Ездил он в гости к дочке в Германию, куда она несколько лет назад эмигрировала из Ставрополя вместе с мужем. Будучи в гостях, решил мужчина вынести мусор. По российской привычке сложил все в пакет и понес. Дочка бегом следом: «Так нельзя, надо рассортировать в разные пакеты, отдельно пищевые отходы, отдельно пластиковые бутылки, бумагу. Иначе соседи увидят, сразу донесут, и нас оштрафуют на большую сумму». «У них порядок, - восхитился мой знакомый и тут же заметил: «Только для нас это сложно, мы по-другому привыкли». А между тем селективный (раздельный) сбор мусора налажен уже во всех цивилизованных странах. Потому что перерабатываются разные отходы по разным технологиям. Борьбу за экологию в цивилизованных странах ведут не на словах, а на деле.
Мусорная проблема давно уже стала глобальной. Переработка отходов жизнедеятельности человека и работы организаций является отдельной отраслью индустрии. И работа эта ведется на высокотехнологичных предприятиях. Но, к сожалению, не у нас.
Однако в последнее время перед страной в целом и перед регионами в частности встала проблема, когда в структуре бытовых отходов растет процент тех, которые относятся к высокому классу опасности - от 3-го до 1-го. Это старые батарейки и просроченные лекарства, банки от лака и краски, отходы ПВХ, отработанные масла и фильтры, биологические отходы, электронный лом и люминесцентные лампы, которые содержат ртуть (тяжелый металл - вещество 1-го класса опасности).
И, несмотря на то, что содержание ртути в бытовой люминесцентной лампе предельно минимально, на ее упаковке стоит значок «нельзя утилизировать с бытовыми отходами». Разбитая в комнате энергосберегающая лампа превышает предельно допустимые концентрации ртути в воздухе в 150 раз. Федеральный закон «Об энергосбережении» определил, что с 2011 года в России постепенно выводятся из производства и продажи традиционные лампы накаливания, как наиболее энергозатратные. Как поступать с отработанными люминесцентными (ртутными) лампами, закон специально не оговаривает.
Есть постановление Правительства РФ, где указано, что организации обязаны собирать люминесцентные лампы отдельно и сдавать их на переработку. А как быть собственникам и арендаторам жилья? Кто должен позаботиться о том, чтобы они имели возможность сдавать эти отработанные и хранящие потенциальную опасность лампы в определенное место? Кто должен платить за это? Несут ли ответственность за сбор и направление на утилизацию опасных отходов управляющие компании и ТСЖ?
К сожалению, в Ставропольском крае «мусорная проблема» и в целом, и в частности, касающейся опасных отходов, не решена. На днях в краевом центре состоялся круглый стол по этой теме. Его участниками стали представители межрайонной природоохранной прокуратуры, министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, краевого управления Роспотребнадзора, общественных организаций «Национальный Союз предприятий, занятых в сфере обращения с отходами», «Экологический патруль Ставрополья», «Экокурорт», предприятий, занятых непосредственно приемом и переработкой отходов, а также комитета городского хозяйства администрации Ставрополя.
Основное обсуждение шло вокруг проблемы, связанной со сбором и утилизацией опасных отходов, но, учитывая складывающуюся в последнее время ситуацию со сбором и переработкой мусора в крае и особенно в краевом центре, представители контролирующих органов говорили и об этом, откровенно отвечая на вопросы журналистов и экологов.
Что касается сбора и утилизации опасных отходов, в частности ртутьсодержащих ламп, межрайонная природоохранная прокуратура в марте провела проверку, в ходе которой выяснилось, что ни один жилой многоэтажный дом Ставрополя не оборудован специальными помещениями для хранения отработанных люминесцентных ламп. А между тем бросать их в контейнеры для сбора мусора вместе с остальными отходами запрещено.
Прокуратурой в отношении шести управляющих компаний возбуждены дела и соответствующие материалы направлены в государственную жилищную инспекцию. Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Белевцев сообщил, что администрацией Ставрополя до сих пор не принят необходимый правовой акт, регулирующий этот вопрос, в связи с чем главе администрации краевого центра будет направлено прокурорское представление. Т.е. прокуратура понудит муниципальную власть заняться, наконец, вопросом, который уже в течение нескольких месяцев требует решения в соответствии с законодательством.
Заместитель директора комитета городского хозяйства администрации Ставрополя Андрей Кабанов попытался отбиться сообщением, что «мы уже начали информировать население, и направлены информационные письма в райадминистрации». А между тем в городе Лермонтове уже организовали эту работу. По словам представителя краевого министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, там ртутьсодержащие отходы собирают на бесплатной основе. Население оповещено, что целые, но отработанные лампы нужно складывать в специальную тару рядом с мусорными контейнерами, для вывоза назначен определенный день недели. За сбор отвечает управляющая компания, а вывозом занимается организация, имеющая лицензию на утилизацию. Лермонтов несколько советских десятилетий был закрытым городом, где добывалась и перерабатывалась урановая руда. Возможно, поэтому ментальность по отношению к опасным веществам там иная и дисциплинированность повыше.
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор Сергей Белевцев сообщил, что в Буденновске, Ессентуках и Апанасенковском районе уже приняты правовые акты по приему вредных отходов, и для населения установлен определенный день, когда и куда их можно сдать. Наша краевая столица как-то приотстала от других территорий края.
Заместитель руководителя краевого управления Роспотребнадзора Наталья Шаповалова заметила, что сбор и переработка вредных отходов дело прибыльное, и здесь должна быть заинтересованность предпринимателей. По ее словам, краевой Роспотребнадзор уже согласовал право на такую работу ряду специализированных организаций.
Однако главный вопрос, который поднимали большинство участников круглого стола: как организовать сбор вредных отходов отдельно от иных, и кто будет платить? Во всем мире производители закладывают издержки на утилизацию в стоимость своего товара и затем возмещают эти средства утилизаторам. В России все иначе. Тот же импорт мы получаем, потребляем, но издержки на утилизацию не возмещаются.
Принимавший участие в работе круглого стола член «Национального Союза предприятий, занятых в сфере обращения с отходами» - генеральный директор Ставропольского ООО «Полигон ЯР» Евгений Гнедых сказал, что вопрос в поле зрения Союза, и эта общественная организация намерена добиваться его решения. По его мнению, деньги, взысканные с производителей продукции на утилизацию отходов, могли бы тратиться на приобретение мусороперерабатывающего оборудования. Один из вариантов - добиться, чтобы производители заключали договоры с теми, кто занимается утилизацией. Здесь главная проблема - приучить нас всех сортировать мусор в доме, как это делают европейцы, чтобы на вывоз он шел не валом, все в одном мешке, а путем селективного отбора. Но для этого должна проводиться соответствующая разъяснительная работа с населением. Т.е. нужна инициатива муниципальных властей, организаторская работа управляющих компаний и ТСЖ.
- Мы сегодня отсортировываем углеводородные отходы, стараемся возвращать машины, которые везут использованные шприцы, лампы, - заметил Гнедых. - Но я снова не устаю говорить, что Ставрополю нужно строить современный высокотехнологичный мусороперерабатывающий завод с участием иностранных партнеров, у которых есть опыт в создании и организации работы таких предприятий.
Пока что Ставрополь, бывший некогда одним из самых зеленых и благоустроенных городов в Российской Федерации, запутался в решении «мусорной проблемы». И эта острая тема тоже вовлекла в свое обсуждение участников круглого стола. В городе до сих пор нет единых правил благоустройства, хотя законодательство, принятое в конце прошлого года, требует этого. Заместитель директора комитета городского хозяйства Андрей Кабанов сообщил, что правила разрабатываются и должны быть готовы к концу марта. Но предстоит еще вынести их на публичные слушания. Так что в работу документ попадет, скорее всего, не раньше начала лета.
А пока город готовится к весенним субботникам, чтобы начать массово убирать свалки, накопившиеся за зиму в пригородных лесах, полях, на берегах многострадальных речек. Кажется, ставропольский мусор уже намозолил глаза жителям многих окрестных населенных пунктов. На круглом столе снова прозвучал вопрос в адрес краевого Минприроды, когда будет ликвидирована свалка твердых бытовых отходов примерно в полмиллиона тонн под хутором Кизиловом Грачевского района, куда несколько лет назад городские власти санкционировали вывоз бытовых отходов из краевого центра. Представительница природоохранного ведомства сказала, что их инспекторы занимались этим вопросом, но как обстоит дело сейчас, объяснить не готова.
Вопрос вызвала и, между делом в перечислительном плане, прозвучавшая фраза представителя краевого Роспотребнадзора, что, возможно, на строящемся мусороперерабатывающем предприятии близ хутора Нижнерусский будет переработка ртутьсодержащих отходов, если, конечно, предприниматели получат лицензию. Жители трех сел: Рождественского, Нижнерусского и Верхнерусского не устают протестовать против самого этого строительства, усматривая в нем и, судя по всему небезосновательно, нарушения экологии. Поэтому перспектива еще и переработки вредностей первого класса опасности вряд ли прибавит простым людям оптимизма.
Правда, заместитель руководителя краевого Роспотребнадзора Н. Шаповалова сказала, что экологическая экспертиза там пройдена и все нормально. На что чуть позднее представитель общественной организации «Экокурорт» заметил, что на публичных слушаниях за строительство завода в Нижнерусском проголосовали всего 50 жителей, а 5000 были против.
Продолжая тему экологии, ответственного отношения к окружающей среде, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор С. Белевцев вспомнил, как прокуратурой было выявлено, что примерно 5 КАМАЗов вредных биологических отходов неизвестные злоумышленники свалили в речку Мутнянку. На требование к администрации Ставрополя очистить реку был первоначально получен ответ: мол, не входит в наши полномочия. Такой же ответ дала и служба МЧС. Однако, как заметил прокурор, «собрались и утилизировали».
Сегодня в краевом центре проблемы не только с несанкционированными свалками. Из Северо-Западного района жители частного сектора сообщили о своем недоумении в связи с тем, что с 1 января у них поменялась мусоровывозящая компания. Вместо обслуживавшего ранее ЗАО «САХ» теперь вывозом мусора здесь занимается муниципальное предприятие «ФАУН». При этом, по словам жителей, расценки с одного человека у «ФАУНа» на 10 рублей выше, чем у «САХа» (вместо 45 рублей теперь люди вынуждены платить 55). Кроме того, «САХ» забирал мусор 3 раза в неделю, теперь же при обслуживании муниципальным предприятием это происходит нерегулярно.
Понятно, что такая ситуация не может нравиться жителям. Возможно, муниципальное предприятие просто не успевает ритмично вывозить отходы из частного сектора, поскольку городские власти, периодически вступая в конфликты с ООО «Полигон Яр», «наказывают» его тем, что направляют муниципальные машины с мусором в прилежащие районы, транспортное плечо становится длиннее, машины не успевают обернуться. Такая как бы скрытая угроза «Полигон Яру»: мол, оставим вас без работы. Но «наказанными», по сути дела, становятся жители города, у которых нерегулярно вывозится мусор, да еще и тарифы подскочили. К числу без вины «наказанных» можно отнести и жителей сельских территорий. Зачем им чужие отходы? Разве своих мало?
По всей вероятности, горожанам остается ждать, когда мэрия, наконец, выпустит в свет единые правила благоустройства, пропишет четкий механизм их выполнения и определится, когда же в краевой столице появится свой современный высокотехнологичный мусороперерабатывающий завод, который будет принимать отходы после селективного отбора.
Тогда, наверное, и безобразных свалок в лесах, полях и по берегам наших многострадальных речек поубавится. Ну, и, конечно, вселяет оптимизм целена-правленная и принципиальная работа созданной год назад межрайонной природоохранной прокуратуры.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет