Вы здесь

БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ, НО ПО СТАНДАРТУ

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Последние изменения в жилищном законодательстве РФ, в частности переход на заключение прямых договоров, введение нового стандарта управления многоквартирными домами и другие вопросы, стали центральными темами совещания, которое провел в минувшую пятницу в краевом центре руководитель управления по строительному и жилищному надзору Ставропольского края Валерий Савченко.

Участниками этого масштабного мероприятия, помимо работников управления, стали представители министерства ЖКХ края, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и органов муниципальной власти. Такое широкое представительство понятно, учитывая серьезность вопросов, вынесенных на обсуждение.

Валерий Савченко с первых же минут встречи нацелил собравшихся на конструктивный диалог: «Мы собрали вас, чтобы рассказать об изменениях законодательства и обсудить проблемы, потому что в ближайшее время нам с этим предстоит работать. Поставлена задача - надлежащим образом обеспечить взаимоотношение управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций и собственников. Потому активно задавайте вопросы, мы постараемся дать ответы. А если на нашем уровне их найти нельзя, то будем поднимать эти темы в Москве. Тем более что 26 апреля там пройдет встреча представителей минстроя с министрами ЖКХ регионов, а 28 апреля участниками аналогичного мероприятия станут руководители органов Госжилнадзора».

Призыв его был услышан, и вопросов из зала было задано очень много.

Цепочка сокращается

И переход на так называемые прямые договора является одной из тем, серьезно волнующих представителей управляющего бизнеса.

Как было сказано, теперь собственники могут платить за воду, свет, газ, тепло и вывоз мусора напрямую поставщикам, минуя управляющие компании. Это прописано во вступившем в силу в середине этого месяца Федеральном законе. Основная цель законодательных изменений - исключить злоупотребления со стороны управляющих компаний, которые нередко, собрав средства с жильцов, перечисляли их ресурсоснабжающим организациям не в полном объеме. В итоге в России сформировалась огромная задолженность перед РСО.

Как было сказано на совещании, речь идет о сумме более триллиона рублей. В ряде же регионов сложившаяся ситуация привела к крупным скандалам. Так что идея - убрать из цепочки «собственник - РСО» посредника - следствие этого.

Плюс к этому, мониторинг показал, что в ряде субъектов, например в Оренбургской области, Барнауле, такая практика существовала, и результаты там неплохие. В итоге собственники получили возможность заключать договоры с поставщиками услуг напрямую.

Предусмотрено два варианта перехода на прямые договоры. Первый - по инициативе собственников жилых помещений, которые могут принять соответствующее решение на общем собрании, подписав протокол. Копию документа нужно передать в РСО, а оригинал - в управление по строительному и жилищному надзору. Это позволит избежать выставления двойных квитанций.

Второй - РСО прекращает договорные отношения с управляющей компанией при наличии задолженности.

Что же касается сдаваемых в эксплуатацию новых домов, то с их собственниками прямые договоры будут заключаться автоматически.

Типовая форма таких договоров пока разрабатывается, важно, что размер платы собственников не изменится, при этом за коммунальные ресурсы они будут платить поставщику, а за коммунальные услуги - по-прежнему управляющей компании. Она же обязана в надлежащем порядке содержать внутридомовые сети, ежемесячно снимать показания общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, собирать показания индивидуального потребления, а также сообщения о нарушениях требований и качества коммунальных услуг.

Первые протоколы о принятых собственниками решениях о переходе на прямые договора с РСО в крае уже начали поступать. Однако пока ясности у поставщиков услуг, как дальше по ним работать, нет. Что делать, например, с теми протоколами, которые поступили раньше, чем закон вступил в силу?

«Однозначно возвращать собственникам - решение общего собрания должно быть принято после 15 апреля», - пояснили представители Госжилнадзора.

Или как должны быть оформлены эти протоколы? Потому что форма тех документов, которые имеются сегодня, - произвольная.

«Главное, чтобы документы были подкреплены листами подсчета голосов участников, а что касается признания действительным или нет, то единственный орган, который может вынести решение по этому поводу, - суд. Так что протоколы нужно принимать и работать с ними», - было сказано на совещании.

Естественно, что поставщиков коммунальных услуг, да и представителей надзорного ведомства, волнует вопрос, каким образом ресурсники будут осуществлять абонентскую работу с населением. Хорошо, если у кого-то есть соответствующие подразделения. Но даже если такие и есть, когда начнется работа с собственниками, их будет недостаточно. А значит, нужны новые помещения и расширение штата сотрудников.

Что будет с дельтой?

Понятно, что у представителей управляющих компаний были свои вопросы.

Самый острый - финансовый. Дело в том, что оплату за коммунальные услуги они перечисляют ресурсникам, но вместе с тем УК ведут работу с должниками, и расходы на общедомовые нужды закладываются в так называемую первую строку. Так вот эта дельта, по словам работников управляек, порой не перекрывала уровень потребления. А что теперь с ней будет, и вовсе неясно.

«Необходимо проработать механизм заключений соглашений между всеми сторонами, определить порядок взаимоотношений управляющих компаний с ресурсниками и прописать право УК входить в квартиры, чтобы опломбировать приборы учета. Этот вопрос обсуждался в нашем управлении и на коллегии министерства ЖКХ края. Дельта, которая мертвым грузом повиснет на управляющих компаниях и в результате которой они могут обанкротиться, никому не нужна. А потому нужно правильно организовать процесс», - отметил Валерий Савченко.

Интересовались собравшиеся и тем, удастся ли сохранить в новых реалиях единый платежный документ.

«Работа в этом направлении ведется, - отметили выступавшие. - В Ставрополе действует Городской расчетный центр. Практика «единого окна» себя оправдала. И по поручению губернатора Ставропольского края Владимира Владимирова ее решено распространить на весь край. Подразделения Регионального расчетного центра уже действуют в некоторых городах, в том числе в Нефтекумске, Благодарном, Светлограде. Планируется, что со временем система РРЦ охватит все территории, где сегодня у жителей нет возможности оплачивать услуги ЖКХ в «одном окне».

Стенды придется повесить

Еще одно нововведение, которое вступило в силу в апреле этого года, - внедрение современных стандартов сервиса управления многоквартирными домами. В них прописаны обязательные требования к качеству обслуживания МКД и набору оказываемых услуг.

В частности, определены сроки проведения осмотров общего имущества МКД. Они могут быть текущими, сезонными и внеочередными.

Вводится обязательное отражение технического состояния общего имущества МКД в журнале осмотра дома.

Кроме того, установлены дополнительные стандарты раскрытия информации управляющими компаниями. В их помещениях на стендах должна быть размещена полная информация о ценах, тарифах, нормативах, датах коммунальных платежей, а также всевозможные памятки и инструкции. А если что-то изменилось, оперативно (в течение трех дней) все должно быть обновлено. Принимать граждан руководство жилищной организации обязано не реже одного раза в месяц.

Подробнейшие сведения о себе и уведомления о предстоящих работах управляющая компания должна также дублировать на досках объявлений во всех подъездах, с указанием адреса и телефонов УК, аварийных служб, номера и срока лицензии.

Нормы эти уже вступили в силу. И уже после майских праздников, отметила начальник отдела по контролю и надзору за содержанием жилищного фонда управления по строительному и жилищному надзору Валентина Благова, проверяющие, приходя в дом, обязательно будут обращать внимание на стенды и на то, какая именно информация на них размещена. А ситуации, что таких стендов вообще нет, не должно быть ни в коем случае. Реагировать на это обещают очень жестко.

Время еще есть?

Установлено также требование о наличии представительства каждой управляющей компании в пешей доступности от всех многоквартирных домов, которые управляются. И если компания управляет домами, к примеру, в Ставрополе и Невинномысске, то с 1 марта 2019 года представительство обязательно должны быть. Прописаны требования к этим офисам, которые должны быть оборудованы, чтобы люди могли получить соответствующую информацию.

Если продолжать рассказ о стандартах управления, то нужно отметить, что теперь детально регламентируется процедура работы аварийных диспетчерских служб, их обязанность по реагированию на различные аварийные ситуации, вызовы и жалобы граждан.

Среагировать на звонок от жителей аварийщики должны в течение пяти минут. Если же за это время трубку в диспетчерской никто не снял, то должны сработать функции «обратный вызов» или «автоответчик».

Устанавливается и дифференцированное время устранения различного рода аварий - от получаса до двух часов. Отклонение от нормы времени допускается лишь при возникновении обстоятельств непреодолимой силы

Отдельные требования прописаны к работникам аварийно-диспетчерских служб. На рабочем месте они должны находиться в форме, с бейджами с названием организации, а также их фамилией, именем, отчеством.

«Требования к аварийно-диспетчерским службам пока в действие не вступили, так что - еще есть время подготовиться», - предупредили собравшихся.

Ведь задача поставлена важнейшая - улучшить качество управления многоквартирными домами. И выполнять ее необходимо. Пока же, к сожалению, собственники зачастую не могут найти понимания с управляющими компаниями. Со своими жалобами они устремляются в управление по строительному и жилищному надзору края, министерство ЖКХ, правительство края и к губернатору. И примерно половина из этих обращений находят подтверждение.

Взять хотя бы первый квартал этого года. За это время Управлением по строительному и жилищному надзору края проведены 526 контрольно-надзорных мероприятий в сфере лицензионного контроля и около 700 в сфере жилищного надзора. В общей сложности выявлено более 1600 нарушений, в том числе норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда, качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, стандарта раскрытия информации и так далее. Понятно, что результатом этого стало вынесение предписаний об устранении нарушений и штрафные санкции.

Но хотелось бы, чтобы управляющие компании работали качественно, и к этому мотивировала их репутация и благодарность собственников, а не наказания рублем. И изменения законодательства должны этому способствовать. Однако и контроль ослабевать не будет.

«Все мы должны работать - я с вами, а вы с собственниками, - подытожил Валерий Савченко. - А всю необходимую помощь мы готовы вам оказать, единственное, что не на том этапе, когда сотрудники управления пришли к вам с проверкой. Законодательство нужно исполнять».

Ирина ПОСТОВАЯ.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос помогает Нам определить, что Вы не спам-бот.
6 + 12 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.