Вы здесь

В сетяхтрех китов

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

В сетяхтрех китов

Несколько лет назад три основные компании, предоставляющие услуги сотовой связи, имели сотни процентов прибыли. Однако к настоящему времени количество присоединяемых к сети абонентов значительно уменьшилось. Учитывая то, что качество связи и тарифы на ее реализацию у всех операторов мало чем отличаются, сотовым компаниям приходится применять новую маркетинговую политику. Если раньше сотовики все усилия прилагали для привлечения новых потребителей, то теперь они стараются удержать уже имеющихся. При этом используются всевозможные PR-ходы - введение новых брендов, постоянное предложение все более привлекательных тарифов, проведение различных рекламных акций и т.д. Основной же упор в конкурентной борьбе операторов за абонента делается на предоставление дополнительных услуг сотовой связи. Иногда эти услуги просто навязываются потенциальному потребителю.

Три часа после полуночи. В ночной тишине раздаются первые аккорды одного из хитов питерской группы «Ленинград» «www» - это звонит мобильник. На экране телефона вместо привычных цифр или имени звонящего абонента фраза: «Номер не определен». Самая первая дополнительная услуга сотовой связи, появившаяся на Ставрополье еще в 1998 году, «определение номера» - сегодня не считается таковой, так как она вне зависимости от тарифного плана изначально входит в пакет предоставляемых услуг, а значит, ее не надо дополнительно оплачивать. Дабы заполнить пустующую нишу допуслуг, появилась услуга-антипод - «антиопределитель номера». У разных операторов стоимость данного сервиса разная, но в среднем это сравнительно малая сумма, что-то около 30 рублей в месяц.
С момента появления на Ставрополье первого сотового оператора прошло не так уж много лет, однако сегодня остается все меньше людей, которые обходятся без мобильного телефона. И здесь речь идет не только об обычной речевой связи. Рынок дополнительных услуг сотовых операторов расширяется постоянно. Как считают специалисты, все компании в настоящее время находятся практически в равных условиях, поэтому конкурентная борьба по привлечению потребителей между тремя основными игроками, действующими на рынке сотовой связи Ставропольского края, ведется довольно интенсивная.
- В этой борьбе побеждает тот оператор, который сможет предоставить более привлекательные условия для абонента. И в первую очередь, это касается дополнительных услуг, - утверждает представитель одной из сотовых компаний Ирина Басарева.
Еще в прошлом году «три кита» сотовой связи активно пытались привлечь как можно больше клиентов. В настоящее время абонентская база настолько велика, что дальнейшее «рекрутирование» почти невозможно. Чтобы как-то компенсировать выпадающие доходы операторам приходится менять свою маркетинговую политику. Нововведения ориентированы на сохранение существующей абонентской базы и расширение спектра дополнительных услуг.
Перечислить весь спектр дополнительных услуг сотовой связи достаточно сложно - их более 50. Даже находясь в глухом лесу, при наличии сотового телефона можно узнать гороскоп, результаты футбольных матчей и многое другое, вплоть до рекламы каких-либо мероприятий и банковских услуг. К тому же с мобильника можно выйти в Интернет, проверить электронную почту, отправить факс и даже устроить мобильную конференцию, или же просто скачать мелодию или картинку.
Кстати, существует такая мобильная услуга, которая фактически навязывает абоненту возможность воспользоваться другой услугой. На экране телефона будут периодически, один раз в 5 - 20 минут, появляться короткие незавершенные сообщения. Если абоненту вздумается узнать их продолжение, и он нажмет клавишу посыла вызова – с телефонного счета автоматически снимется некоторая сумма. Пока выяснили, что такая услуга должна оплачиваться, оператор наверняка получил немалую прибыль.
Стоимость дополнительного сервиса варьируется в зависимости от тарифного плана абонента и выбранного им оператора. Несмотря на то, что в настоящее время тарифы на допуслуги не столь велики как пять-десять лет назад, они до сих пор приносят операторам колоссальные доходы. Операторы мобильной связи, работающие в регионе, предпочитают их не афишировать. Однако некоторое представление о состоянии и потенциале рынка дополнительных услуг сотовой связи можно составить, опираясь на федеральные данные.
В первом полугодии 2006 года доход от дополнительных услуг составил более 882 миллионов долларов - на 36 процентов больше, чем год назад. Растет их доля в общей структуре доходов сотовых компаний, и сейчас в среднем она превышает 14 процентов. 450 миллионов операторы заработали на одних только текстовых (SMS) и мультимедийных сообщениях (MMS), 210 миллионов принес контент (реализация всевозможных картинок и музыкальных мелодий) и 176 миллионов - мобильный Интернет.
Судить о динамике роста объема дополнительных услуг, по мнению Ирины Басаревой, можно по одной из самых первых услуг. Самой популярной услугой по-прежнему остается SMS. Появились даже своеобразные фанаты этого вида общения. По данным одной из компаний сотовой связи, работающей на ставропольском рынке, зафиксирован случай, когда абонент только в сентябре отправил около 4,5 тысячи текстовых сообщений.
У этого же оператора около полутора миллиона абонентов в крае, из них каждый пятый пользуется услугами GPRS. Доля выручки от предоставления допуслуг уже достигла 15 процентов в общей структуре доходов компании.
95 процентов абонентов пользуются дополнительными услугами SMS, MMS и GPRS по утверждению представителя другого сотового оператора, действующего на территории края, Татьяны Тороповой. На сегодняшний день абонентская база превышает 500 000 человек. В среднем потребители дополнительных услуг тратят на них около 25 процентов от всех расходов на сотовую связь.
В основном потребителями этих услуг являются молодые люди от 18 до 27 лет. На опрос, размещенный в Интернете, откликнулось более 20 человек, шестеро из них ответили, что тратят на допуслуги до 15 долларов в месяц. 11 человек сообщили, что пользуются только «халявными» услугами, и лишь двое довольствуются исключительно голосовой связью.
Опрошенные утверждают, что активнее пользоваться допуслугами будут, когда они подешевеют и увеличится скорость передачи данных мобильного Интернета. Однако, как известно, с развитием новых технологий постепенно улучшается качество связи, в том числе и предоставляемых дополнительных услуг, а также снижается цена.
Уже сегодня одновременно с GPRS на Ставрополье действуют технологии EDGE, которые несколько изменили скоростной режим принятия данных. Именно поэтому молодежь чаще стала пользоваться услугами типа MMS и WAP. Также совсем недавно были упрощены настройки технологии GPRS, что тоже благоприятно отразилось на росте популярности мультимедийных сообщений.
В век новейших технологий не использовать их - значит остаться за бортом движущегося вперед корабля. Эту мысль абсолютно поддерживают местные операторы сотовой связи. Однако они предпочитают не распространяться о своих планах. В основном представители компаний обещают расширение спектра информационно-развлекательных сервисов или предоставление новых тарифных планов, подходящих для всех возрастов.
Недавно глава Министерства информации и связи Леонид Рейман заявил, что лицензии операторам мобильной связи для установки сетей третьего поколения (3G) могут быть выданы до конца текущего года. Эксперты считают, что с приходом технологии 3G перед операторами открываются широкие перспективы - они смогут повторить успехи последних лет, когда темпы роста их доходов ежегодно составляли сотни процентов.
Сотовые компании пока не разделяют подобного оптимизма. Как пояснили в пресс-службе одного из краевых операторов сотовой связи, пример Запада показал, что торопиться с внедрением сетей третьего поколения не стоит. Далеко не всем зарубежным компаниям, которые приобрели лицензии на этот вид связи, удалось реализовать свои проекты. А некоторые операторы даже разорились. Дело в том, что затраты, которые необходимы на замену соответствующего оборудования, чрезвычайно высоки. Для российских компаний такие проекты пока неподъемны. Несмотря на подобные пессимистичные настроения самих операторов, аналитики утверждают, что сети третьего поколения принесут отечественным сотовым компаниям колоссальные прибыли. Равняться на зарубежный опыт нельзя, так как в России лицензии на установку 3G будут распределены по результатам конкурса, а во всем мире они были проданы на аукционе.

Геннадий ТКАЧЕНКО.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет