Вы здесь

Медики тоже были на передовой

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Каждый из героев этой публикации проработал в Ставропольском краевом клиническом онкологическом диспансере не один год. А надо ли говорить, насколько не просто нести вахту здоровья именно в этом учреждении? Сколько знаний и умений, а главное - выдержки и милосердия требуется от врачей и сестер?
Но не только это объединяет медицинских работников, о которых мы сегодня рассказываем. Все они прошли по дорогам Великой Отечественной войны, только чаще не с оружием в руках (хотя его брать тоже приходилось), а с сумкой Красного Креста. Под пулями и вражескими бомбежками, в госпиталях спасали жизни солдат и офицеров, возвращали их в строй, чтобы громили фашистов и приближали долгожданный май 1945 года.
Все пятеро отмечены боевыми наградами.

От младшего врача полка до командира медицинской роты батальона прошел войну Василий Васильевич Волков. Именно на войне он стал оперирующим хирургом. При свете коптилки, сделанной из гильзы снаряда, в блиндажах и палатках приходилось ампутировать конечности, ушивать раны грудной клетки, останавливать кровотечения. Много было раненых в ходе Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской и других операций.
...Поезд мчался к Харькову, к фронту, линию которого нужно было прорвать любой ценой. Но не то что прорвать - удержать не удавалось. От хорошо укомплектованной дивизии остались «рожки да ножки». Чудом прорвавшиеся из окружения остатки полков расположились в чистом поле. Медикам надо было оказывать помощь раненым. Молодой врач Волков вбил посредине поля палку, а на куске бумаги написал слово «санчасть». Правда, лечить было нечем. Одну машину с лекарствами раздавил танк, две другие остались на оккупированной территории. Но как-то выходили из положения.
Затем было форсирование Днепра, а потом - Сталинград... Под Сталинградом все понимали, что фактически идут на смерть. Василий Волков бежал вслед за кричащими «ура!» солдатами и подбирал сраженных пулями и осколками бойцов, оказывал им помощь. На одного убитого приходилось три раненых - такова печальная статистика после прорыва. За участие в этой героической операции доктор В. Волков был награжден медалью «За отвагу».
Вспоминает Василий Васильевич и ожесточенные бои при форсировании Днестра.
- Это было весной, шли дожди, грязь всюду неимоверная - танки зарыты почти по башню. Один из летчиков выбросился с парашютом из горящего самолета. Тело от ожогов защитила кожаная куртка, а все лицо было обгоревшим. Мази от ожогов не было никакой, поэтому приходилось импровизировать...
Взял тогда доктор касторовое масло, добавил в него йод и намазал получившейся мазью лицо летчика. А забинтовал красным лоскутом, сделанным из ватно-марлевого одеяла. Тогда часто так приходилось поступать - бинтов не хватало. И лежали раненые бойцы «разноцветные» - синие, зеленые, красные в полоску...
В составе одной из ударных бригад, бравших Рейхстаг, врач В.Волков вошел в поверженный Берлин.
По-своему уникальны и судьбы других фронтовиков. А точнее - фронтовичек. Тогда, в 1941-м, они были молодыми, строили планы, мечтали. Война в один миг все оборвала. Нина Федоровна Савкина училась в Ворошиловском медицинском институте. Третьего августа была зачислена в эвакогоспиталь-1624, «в распоряжение профессора Макарова». Выезжала для оказания медицинской помощи раненым по всему краю, нередко летала даже на самолете.
«Однажды, - вспоминает Нина Федоровна, - мы с летчиком вылетели на У-2 без предупреждения. Пролетая над железнодорожным мостом, получили предупредительные выстрелы. Но не спустились, как полагается. И тогда с земли из зенитки нас стали обстреливать свои. Пришлось приземлиться. Досталось тогда этому летчику...»
Приходилось также сопровождать до Махачкалы санитарные поезда, разгружать вагоны раненых. Это был тяжелый труд.
А Мария Васильевна Татанова пережила блокаду Ленинграда. Работала в санитарной роте на Пискаревском кладбище. Без слез не может вспоминать то время. На улицах лежали трупы замерзших и умерших от голода людей, часто безымянных. Их собирали, хоронили в братских могилах.
А сами санитары буквально валились с ног. Когда девушку вместе с другими блокадниками переправили на «большую землю» (в Рязанскую область), ей пришлось лечиться от дистрофии. А после этого она ушла на фронт. При битве на Курской дуге работала операционной сестрой в эвакогоспитале-3004. При необходимости становилась донором - за годы войны отдала раненым бойцам 15 литров крови.
Через пять дней после начала войны, только что закончив в Баку акушерско-фельдшерский техникум, была направлена в действующую армию Надежда Сергеевна Пашкова.
...Поезд мчался к фронту, внезапно эшелоны остановила бомбежка. Это было где-то под Мариуполем. Надежде вместе с другими медсестрами пришлось перетаскать в полуразрушенную церковь сотни раненых бойцов, оказывать им экстренную помощь.
Затем до 1943 года она работала лаборанткой в инфекционном госпитале в Баку.
Еще одно имя - Надежда Никитична Крамарова. Когда началась война, она танцевала на школьном выпускном балу в Кисловодске. Вместе с подругой потом записалась на курсы медсестер Российского общества Красного Креста. После их окончания сутками дежурила в эвакогоспитале-2007.
Вскоре девушка поступила в переехавший из Ленинграда мединститут. Приходилось совмещать работу с учебой. Когда в Кисловодск пришли немцы, пряталась в холодном подвале...
В Ставропольском краевом онкодиспансере помнят о своих бывших сотрудниках - ветеранах войны. Коллектив тепло поздравил их с 60-летием Победы. Все желали фронтовикам одного - пожить как можно дольше!

Надежда СВЕТЛОВА.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет