Вы здесь

«Боевые» потери

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

«Как под пули, так он нужен Родине. А как выплатить за это деньги, так не нужен? Где справедливость? Будет ли правда на земле? Я уверена, что все это - обман, а наживаются начальники», - эти горькие слова написала мать бывшего солдата Аргунского погранотряда СКПУ ФСБ РФ, которому обязаны были выплатить свыше 100 тысяч рублей «боевых». Но, как водится, не доплатили.

Вот и пишут участники боевых действий в Чечне, все резче и резче, доходя после многомесячной бюрократической карусели до самого президента:
«Командир части поспешил отчитаться перед военной прокуратурой, а в письме мне сообщил, что на мое имя в Северо-Кавказский банк переведена сумма 19,4 тысячи рублей. Это же подтверждает и начальник ФЭО СКРПУ Яковлев. Только вот забыли полковники перечислить эту сумму, о чем свидетельствует ответ из банка. Чем объяснить действия этих лиц? Почему они позволяют себе обманывать и обкрадывать военнослужащих?»
Вопрос этот, в общем-то, риторический, поначалу задавали абсолютно все бывшие солдаты - и себе, и прокуратуре. Но потом жизненные трудности да утомительность борьбы с военно-бюрократической системой заставили их сойти с дистанции.
Именно на это, по словам председателя военного суда Ставропольского гарнизона полковника юстиции Михаила Пигунова, и надеются чиновники:
- Видимо, срабатывает железное правило: чем меньше будет выплачено военнослужащим, тем больше премиальных получат финансовые работники. Даже если в суд обратятся 99 процентов, то один процент останется. А это - деньги!
Именно этой причиной обосновал невыплату «боевых» и один из офицеров того самого Аргунского погранотряда. Попросив не указывать его фамилию, он рассказал следующее:
- В момент формирования воинской части учет военнослужащих был налажен архискверно. У многих солдат даже положенных записей в военных билетах не было! Из-за чего впоследствии им отвечали: «В списках части не значитесь...» И, стало быть, о «боевых» своих можете забыть!
- А те, кто значился в списках, - продолжает офицер, - увольнялись с грубейшими нарушениями законов. Самое главное, все выплаты «дембелям» должны были сделать на месте, в отряде. Реально же их отправляли домой, пообещав перечислить деньги через Владикавказский банк.
Так было положено начало многомесячной бюрократической карусели с миллионами писем - из «Тьмутаракани» в банк, погранотряд, прокуратуру, президенту, - и обратно. Схема ответов простенькая: «ошибочку допустили в фамилии», «реквизиты банка уже изменились» и т.п.
- Эта ситуация создана искусственно! - уверен офицер. - И далеко не дураками. Ведь «отлеживание» в банке 100 млн. рублей в течение полугода дает чистую прибыль в 7 млн. рублей. Ежемесячно! Поэтому спрашивать, кому же все это выгодно, просто смешно. Другое дело, почему прокуратура не хочет заняться этим вопросом? Тем более что вопросом невыплат «боевых» уже давно и серьезно заняты юристы, помогающие военным отстоять свои законные права. Например, адвокат Ставропольской коллегии адвокатов Илья Шмаков:
- Очевидно, что в невыплате «боевых» кто-то заинтересован. Не секрет ведь, что сам по себе факт дополнительного нахождения денежных средств в банках приносит определенный доход. Я, в общем-то, далек от знания каких-то финансовых схем или пирамид. Но твердо убежден, что кому-то это все очень и очень выгодно!
Адвокат, к которому недавно за помощью обратились сразу 50 обманутых военнослужащих (от рядового до подполковника), не только блестяще выиграл в суде, но и классифицировал все случаи «увода» денег.
- Первое - это утеря приказов, подтверждающих участие в боевых действиях. Далее идет совсем банальная ситуация, характерная сейчас для большинства воинских частей: денежные средства просто не выплачиваются со ссылкой на отсутствие финансирования из федерального бюджета. Очень часты случаи обмана военнослужащих срочной службы. Они уезжают домой, им обещают переслать их деньги по почте, в местные отделения Сбербанка. Люди свои «боевые» просто не получают. И ничего затем не могут добиться!
Еще одной приметой нынешнего времени, по словам Ильи Валерьевича, стал некий таинственный лимит.
- Это когда военнослужащему, реально принимавшему участие в контртеррористической операции в течение месяца, официально засчитывают... один день! При этом ему объясняют, что существует некий лимит, спущенный сверху, на денежные средства. И эта проблема носит массовый характер.
Очевидно, в военной среде появилась абсолютно никем не пресекаемая дискриминация, но не по цвету кожи, а по мере близости к начальству.
Отсюда и «лимит совести»: на своего солдата, гробящего здоровье в смертельно опасных горах - нет денег, а на генерала из Москвы или Ставрополя, не вылезающего из охраняемой палатки на базе отряда, - стопроцентные «боевые» или «премиальные».
- Тут никакой тайны нет! - подтверждает бывший военный прокурор Ставропольского гарнизона, а ныне адвокат, полковник запаса Александр Лозовой. - Своя рука - владыка. Одним начисляют эти «боевые» за весь месяц, а другим - за единственный день. И все это - без всякого учета, «от фонаря». А потом все эти проекты приказов подгоняют под то, что сделано.
Самое печальное, что весь этот беспредел длится уже давно, с самого начала существования «боевых». К примеру, подполковник Александр Гриненко из Ставропольского полка связи ФСБ РФ два года пытался добиться причитающихся ему денег:
- Начальник финслужбы СКРПУ полковник Яковлев в свое время лично подкорректировал приказы на выплату «боевых». Эта коррекция свелась к тому, чтобы вычеркнуть из списков всех, не относящихся к штабу СКРПУ. Мы обратились в суд и выиграли.
Любопытной и характерной была реакция полковника Яковлева (ныне он уже уволен) на мою просьбу прокомментировать данную ситуацию:
- У людей нет совести! Мне хотелось бы призвать их к совести. Постановлением правительства определен порядок выплаты вознаграждения. Там конкретно: «За участие в боевых действиях». Бегать по горам - одно, а второе - принимать участие в боевых действиях. Совсем разные вещи!
Правильно сказано, г-н Яковлев, очень правильно! Только вот непонятно, как вы спокойно выделяли средства на выплаты «премиальных» (и «боевых») определенным лицам, ежели нынче пограничники никаких боевых действий не ведут?
В первую очередь, я говорю о тыловиках и иже с ними, а не о солдатах, стынущих в засадах на горных перевалах.
Сам я, бывая в командировках в Чечне, как-то не ставил вопроса о начислении мне «боевых». И был страшно удивлен, когда случайно узнал, что мне эти «боевые» все-таки начислили.
Но... денег этих я не видел. А вместо меня в денежных ведомостях расписался кто-то другой! Однако военная прокуратура СКРПУ, куда я обратился, ничего противозаконного в этом не нашла.
Мол, сам ты, дядя, и расписался. И вывод такой был сделан, несмотря на то, что почерковедческий эксперт черным по белому написал о том, что не смог определить, чьи же это подписи!
Очень странно читают бумаги некоторые прокурорские работники. Через строчку! Не есть ли это следствие попыток укрыть от народа махинации с «боевыми»?
Возможно ведь (как в моем случае), что кто-то получает деньги, расписываясь за других. И это - в масштабах всей страны, на многие миллионы! Только вот прокуратуре это почему-то совсем неинтересно...
Петр ИЛЮШКИН.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Голосов еще нет