Вы здесь

Порча и сглаз: мифы и реальность

Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: o в функции include() (строка 601 в файле /www/vhosts/st-vedomosti.ru/html/themes/bartik/images/bg.jpg).

Порча и сглаз: мифы и реальность

ПОДУШКА С СЮРПРИЗОМ
30 декабря 1999 года около 10 часов утра в одну из квартир многоэтажки в Ставрополе позвонила цыганка. Хозяйка Светлана К., бывшая дома с четырехлетней дочкой и пришедшей в гости родственницей, вступила с цыганкой в разговор. Та сначала предложила купить у нее спортивные брюки, женщины отказались. Тогда незваная гостья предложила погадать. Родственница Светланы отказалась сразу и, попрощавшись с хозяйкой, ушла. Светлана же пригласила цыганку на кухню, дала ей по ее просьбе нож, хлеб, соль и гадание началось. По ходу его гадалка говорила о болезнях хозяйки и ее близких (у Светланы действительно болело горло, а ее маленькая дочка страдала от астмы). Цыганка заявила, что все болезни от порчи и предложила ее снять. По ее словам, порча сконцентрировалась в деньгах. По просьбе цыганки Светлана передала ей все имевшиеся в доме денежные купюры - 5,5 тысячи рублей сторублевками. Черноглазая предсказательница завернула их в полотенце, затем распорола подушку и вложила сверток с деньгами туда. При этом производила манипуляции руками, что-то быстро говорила, и хозяйка уверовала в колдовство.
Предупредив Светлану, чтобы она три часа не раскрывала сверток, иначе, мол, будет плохо дочке, она начнет задыхаться, гадалка стала прощаться. Благодарная Светлана провожала ее целых два квартала, продолжая слушать «напутствия». Придя домой, женщина ощупала подушку, ощутив шуршание, успокоилась. Чтобы скоротать время до истечения 3-х часов, пошла на рынок. Там увидела, как ее недавняя знакомка вместе с двумя другими цыганками села в машину и уехала. А вернувшись домой и вскрыв подушку, Светлана поняла, что в той машине уехали и ее деньги. Мошенница незаметно подменила сверток с купюрами на газетный. Поохала-поохала Светлана с родственниками и знакомыми, да на том и остановилась. А спустя год с лишним подруга рассказала ей, что по одному из краевых каналов телевидения показали двух цыганок, задержанных в Невинномысске за мошенничество, связанное со снятием порчи. Светлана пошла на телестудию, ей показали кассету с видеозаписью, и она опознала «свою» гадалку.
Оказалось, что 37-летняя (в то время) Раиса Кузменко попала в поле зрения невинномысской милиции за аналогичные художества: снимала порчу и обобрала двух женщин, взяв у них золотые кольца, кулон, цепочку. Тогда Невинномысский суд осудил ее условно с испытательным сроком на год. Еще раньше она попала под суд в Астраханской области: на улице под предлогом гаданья взяла у женщины 3 золотых кольца, спрятала под одеждой, а потом продала. Тогда ей повезло: попала под амнистию. Впрочем, и Невинномысский суд мошенницу не испугал. Она отбыла по месту регистрации в Астраханскую область, где ее в течение нескольких лет тщетно пытался выловить Ленинский РОВД Ставрополя. Со свойственной ее соплеменникам прытью она исчезала, как только надвигалась опасность. Поэтому уголовное дело по заявлению Светланы К. в райотделе милиции то приостанавливали, то возобновляли.
Наконец, уже в марте 2006 года астраханские милиционеры передали в Ленинский РОВД Ставрополя взятую у неуловимой Раисы подписку, что до окончания следствия она не будет менять места жительства. А вскоре Светлана К. встретилась со своей обидчицей в Ленинском РОВД. Цыганка поначалу отказывалась признавать знакомство: мол, не видела, не знаю, в Ставрополе не бывала. Но ее узнала и бывшая в тот день в гостях у Светланы родственница.
В апреле был суд. И опять шустрой Раисе удалось увернуться от реального наказания. Малограмотная, но не бедная гадалка наняла хорошего адвоката, который предложил мировое соглашение. Мошенница вернула Светлане ее 5,5 тысячи рублей, и та сочла нанесенный вред заглаженным.
А Раиса, возможно, опять метет широкими юбками асфальт какого-то из городов Ставрополья, цепляясь к прохожим, или звонит в квартиры, обещая снять порчу.
Материал подготовлен при содействии пресс-службы Ленинского районного суда Ставрополя.

КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ МОШЕННИЦ-ЦЫГАНОК?
Как рассказал корреспонденту «Ведомостей» начальник Ленинского РОВД Ставрополя Евгений Нуйкин, цыгане, особенно женщины и дети - головная боль милиции. Приезжают на «гастроли» армавирские, невинномысские, изобильненские, плюс свои с окрестных хуторов и сел, промышляют карманными кражами на рынках, в троллейбусах, автобусах. Нередко совершают квартирные кражи, чему виной сами хозяева жилья. Находясь дома, нередко оставляют незапертой входную дверь. Толкнул, вошел и в считанные минуты из прихожей исчезают обувь, сумки, оставленные на тумбочках мобильники и т.д. Легальный цыганский бизнес на рынках: скупка и продажа золота. Привлечь за это по закону невозможно: изделия из металла валютной ценностью не являются. Экспертиза на предмет: золото - не золото - в Ростове.
Третий промысел - гадания, обещания снять сглаз, порчу. Мошенницы вводят людей в транс - это так называемый цыганский гипноз - и забирают ценности.
По словам Евгения Нуйкина, в пошлом году в районе был случай, когда женщина неизвестной национальности - брюнетка - ввела в транс ребенка-школьника, который, послушный ее воле, пошел за несколько кварталов домой и принес ценности мошеннице. Милиция так и не смогла ее поймать, но сегодня, говорит Евгений Нуйкин, мы этих цыганок из своего района выдавили.
Совет начальника Ленинского РОВД: не реагировать на предложения цыганок погадать, не искушать судьбу, не останавливаться, не вступать в разговоры. В таких случаях назойливые мошенницы отстают.
По словам начальника Промышленного РОВД Ставрополя Якова Кончевского, везде, где есть рынки - проблема с цыганами. В нашем крае они проживают компактно в Михайловске, Благодарном, Невинномысске, в селе Надежда. Видимо, отдельные личности «подрабатывают» в Ставрополе. И. о. инспектора по работе со СМИ Промышленного РОВД Светлана Ткачева рассказала о том, как несколько дней назад цыганка в парке Победы остановила 22-летнюю девушку. Предложила снять порчу, забрала у клиентки сережки и крестик и предложила той идти домой, а ровно через час вернуться за своими украшениями. Она, мол, их за это время «очистит от порчи», и у девушки все будет о’кей. Понятно, что через час «целительницы» в парке не оказалось. Девушка обратилась в милицию, но примет цыганки не помнит. Видимо, такой была установка гипнотизерши.
В Промышленном РОВД возбудили уголовное дело по факту мошенничества, но поймать ловкую негодяйку пока не удалось.

«НАША НАЦИЯ ЛЮБИТ МИСТИКУ»
Точка зрения главного психиатра края, заслуженного врача РФ, кандидата психологических наук Игоря Былима.
- Игорь Анатольевич, я думаю, что женщина, обманутая цыганкой, поверила ей в первую очередь из-за того, что испугалась за здоровье своего ребенка. Наши предки верили в сглаз и порчу, в советские времена это называли шарлатанством, сейчас говорят, что это область непознанного. Конкретной мошенницей-цыганкой должны заниматься правоохранительные органы, а вот, что касается веры людей в порчи и сглазы, тут хотелось бы услышать Ваше мнение - авторитетного психиатра и ученого.
- Это вопросы веры: одни верят в порчу, сглаз, другие не верят. Т.е. человек верит в какую-то энергетику: вот он пришел и что-то мне вложил. Но ведь эту энергетику еще никто не определил, не пощупал. А все неопределенное легко поддается какой-то мистике. Допустим, есть ясновидящие. Ясновидящий чем занимается? - Только душой человека. А вот у кого украли машину, никак не может сказать, где эта машина находится. Можно сказать человеку: вот на тебе порча, но всегда мы с кем-то в конфликте, кому-то завидуем, и если что-то не получается, считаем, что кто-то противодействует.
Я, например, не верю, что кошка перебежала дорогу не к добру, а другой остановится и пойдет другим путем. Кто-то хочет быть обманутым, а кто-то не хочет. Например, человеку говорят: не ходите играть в игровые автоматы там жульничество и никто через эти автоматы не стал богатым, но идут, потому что верят.
А другие начинают ковыряться в своей судьбе, в неудачах.
В каждой нации есть свои поверья и своя внушаемость. Вот норвежцы, мы с ними сотрудничаем много лет, они меньше в какую-то мистику верят. А у нас и сказки такие: «По щучьему велению», «Скатерть-самобранка», т.е. ничего не делай и все получишь мгновенно и даром.
Что касается здоровья, здесь все дают советы: экстрасенсы, биоэнерготерапевты.
Наша нация всю жизнь любит мистику.
- Но ведь существуют сильные биоэнерготерапевты. Например, Джуна...
- Это тоже неоднозначно. Джуна потеряла сына, сама больна. Т.е. никто больше отпущенного не прожил.
Сейчас нетрадиционными методами пытаются лечить все, включая рак. Это только потеря времени, денег и веры в выздоровление.
- Что можно посоветовать людям, склонным верить в колдовство?
- Знаете, есть понятие виктимность (французское victime - «жертва» - подверженность преступлению, возможность оказаться жертвой преступления - ред.). Т.е. есть люди, которые попадают в определенные ситуации, провоцирующие. Также есть люди, которые обращаются к цыганке, вступают в общение. Т.е. человек суеверный сам хочет обманываться. У нас такая нация, мы очень внушаемы.
- Но как защититься от таких воздействий?
- У нас много мошенников перебывало на экспертизе. Они артистичны, красивы, умеют вешать «лапшу на уши», рассчитывают на эмоциональность и специфику мышления россиян. Если вы хотите разобрать свои внутренние проблемы, есть масса психологов, психотерапевтов, идите к ним. Лечить может только врач.

ТАЙНЫЕ СИЛЫ ЕСТЬ...
Комментарий проректора Ставропольской духовной семинарии, кандидата богословских наук, отца Романа.
- Отец Роман, как православная церковь относится к таким понятиям, как порча и сглаз? Может ли чужая энергетика вмешаться в энергетику другого человека, чтобы нанести ему вред, и как этот вред убирать?
- БОГ творит человека и заботится о нем, с другой стороны БОГ не нарушает свободу воли человека. Поэтому мы, люди, можем жить согласно заповедям Божьим в свете благодати Божьей, которая действует через церковные таинства, или, напротив, отвернуться от БОГА и тогда получить то, что получаем.
Что касается веры в темные силы, безусловно, они есть. Это злые силы, это бесовские силы, задача которых искусить человека, оторвать его от БОГА. Но действие этих сил не равнозначно действию благодати.
Что же касается так называемых наговоров, порчей, сглазов, то большей частью авторами здесь являются люди, которые пользуются религиозной, духовной безграмотностью, и это явление раздувают и превращают во вред. Например, дурной сон или дурное состояние, которое бывает у каждого из нас… Можно отнестись к этому весьма спокойно, а можно эту ситуацию подогреть каким-нибудь псевдонаучным основанием и, тем самым, ввести человека в еще большее смущение.
Кстати, о снах. У известного богослова Павла Флоренского есть такое выражение, что сновидения бывают воспитанные и невоспитанные. Если человек ведет добропорядочную жизнь, правильную духовно, то ему снятся воспитанные сновидения. А если человек ведет безобразный образ жизни, то и сны ему снятся страшные и ужасные. Потому что сновидения - это результат нашей повседневной жизни.
Сглазы, порчи, заговоры.… Сказать, что этого не существует, нельзя. Безусловно, это есть. Но получается это у людей, которые, наверное, действуют бесовской силой, у людей, которые отдали себя во власть Дьяволу.
Но таких людей встречается очень мало. А большей частью выступают шарлатаны, люди от псевдонауки и используют всякие сложные ситуации человеческие, представляя это как сглаз, как порчу. И я думаю, что никто никогда не погрешит, если отвергнет всякое предположение, что его сглазили или испортили, говоря, чувствуя и веря в то, что БОГ сильнее всякого сглаза и порчи, надеясь, что молитва БОГУ и всякое церковное действие изгладят эту порчу и всякое бесовское действие. Поэтому православный священник, когда к нему приходит кто-то и говорит, что он подвергся порче, сглазу или еще чему-либо, всегда советует : во-первых, прийти и исповедаться в своем грехе, облегчить, очистить свою душу, потом соединиться с Христом в таинстве причастия, которое совершается на Божественной литургии, потому что в этот момент происходит соединение с Богом. И если БОГ со мной, то кто против меня?
Тяготение к мистике почему и называется - суеверие - напрасная вера. Вера не в БОГА, а в землю, насыпанную на пороге, в иголку, брошенную где-либо, и все остальное. Думаю, что подобное действо не есть порча или сглаз, что бывает страшно редко. Мне думается, что вред большей частью во внутреннем смущении, которое оболванивает и с пути истинного сбивает.
- Но признает же церковь одержимость, беснование…
- Это чрезвычайные события и очень редкие на самом деле. Когда человек начинает лаять, кричать, это очень страшные вещи. В таком случае говорят,. что Дьявол завладел человеком. Издревле излечивались подобные беснования экзорцистами - (экзорцизм - лат. - отчитка, существующая в различных религиях практика изгнания злых духов из одержимого ими человека - ред.). Экзорцист, в ранней церкви это был священнослужитель, который специализировался на том, чтобы изгнать Дьявола. Это был подвижник, человек святой жизни, который обладал Божественным Даром. Это своеобразный род святой деятельности.
На сегодняшний день экзорцисты тоже существуют, но их очень мало, они, как правило, живут в монастырях, это люди высокой духовной жизни.
- Многие ставропольцы говорят, что подобные действа совершаются в Успенской церкви.
- Я бы это не назвал экзорцизмом, поскольку батюшка лишь совершает молебны у чудотворной иконы Иверской Божией Матери, и эти молебные действа направлены в целом на испрашивание Благодати Божией для подкрепления человека, будь он болен, смущен. …То есть, это не экзорцизм в прямом смысле. Причиной наших проблем: семейных, служебных, являются наши поступки, ошибки. И если мы хотим устранить свои скорби, исправить проблемы, то мы должны устранить причину, поработать над собой, начать правильную духовную, религиозную жизнь. И тогда мы добьемся хорошего результата.

Подготовила Галина Сергушина.

Номер выпуска: 
Оцените эту статью: 
Средняя: 3 (1 голос)